– Ким Серикбаевич, как все начиналось?
– В октябре 1991 года меня пригласили на работу во вновь созданную структуру – Государственный комитет обороны Республики Казахстан на должность советника председателя ГКО – Сагадата Нурмагамбетова. А через полгода был назначен на должность заведующего отделом обороны Аппарата Президента и Кабинета министров республики. В функции отдела входило решение многих проблем, главными из которых были прогноз военно-политической ситуации и выработка конкретных предложений, а также подготовка проектов правовых документов по объединению усилий силовых структур в интересах обеспечения национальной безопасности.
В то же время социальные проблемы военнослужащих, в особенности офицерского корпуса, чрезвычайно обострились. В некоторых республиках было приостановлено выделение жилья офицерам, не своевременно осуществлялось финансирование, были перебои в обеспечении продовольствием, в снабжении горюче-смазочными материалами. Честно признаюсь, что всем нам – и отделу обороны, и Министерству обороны, да и многим нашим коллегам, четкость действий Президента страны Нурсултана Назарбаева придали деловитость и спокойствие в работе.
– Был ведь не менее важный вопрос – как быть со стратегическим ядерным потенциалом, дислоцированным на территории Казахстана?
– Действительно, принятие окончательного решения по этому вопросу было делом архисложным. Сам Нурсултан Абишевич вспоминал об этом так. «В 1992 году Соединенные Штаты снова хотели добиться от нас простого безъядерного статуса, но моя позиция была однозначной – сначала гарантии безопасности великих держав, а затем мы отказываемся от ядерного оружия на территории республики».
Словом, гарантии пяти ядерных держав были получены. Сегодня, анализируя события двадцатилетней давности, можно сказать, что это было наиболее оптимальное решение.
– А ваш отдел обороны чем занимался в то время?
– Основные задачи перед нами были поставлены Президентом страны Нурсултаном Назарбаевымна совещании по вопросам обороны и безопасности весной 1992 года. От нас требовалась всесторонняя оценка разворачивающихся негативных процессов в армии, прогноз тенденций их развития, подготовка предложений о формировании военной организации независимого государства. Это с одной стороны. С другой – надо было, хотя бы в общих чертах, сформировать предложения о новой структуре Вооруженных сил. Нам было поручено подготовить соответствующие правовые документы. Словом, началась совершенно новая для всех нас работа – проведение военной реформы.
Республика Казахстан – суверенное государство, равноправный член мирового сообщества – торжественно провозгласила, что не считает своим противником ни одну страну мира и не имеет ни к одной из них ни территориальных, ни иных притязаний. Она придерживается принципов нерушимости границ и невмешательства во внутренние дела других государств. Казахстан безоговорочно отвергает применение военной силы как средства разрешения межгосударственных споров и противоречий. Эти положения, изложенные Нурсултаном Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, легли в основу разработки Военной доктрины, которая была представлена Верховному Совету республики 21 декабря 1992 года министром обороны С. Нурмагамбетовым.
А несколько раньше, 8 декабря 1992 года, состоялись командирские сборы руководящего состава, на которых впервые в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами выступил Президент РК Нурсултан Назарбаев.Касаясь проблемы обеспечения национальной безопасности страны, Нурсултан Абишевич обратил внимание на то, что военная угроза в целом снижена, однако возможность развязывания малых и даже региональных войн возросла, поэтому следует прогнозировать подобное развитие событий, чтобы обретенная независимость была надежно защищена.
«Мы – суверенное, независимое государство, вопросы обеспечения безопасности должны стать краеугольным камнем в общей структуре формирования внутренней и внешней политики. Поэтому нам нужна армия немногочисленная, но современная, оснащенная самым современным оружием, обладающая высокой мобильностью, обученная, подготовленная к действиям в любых условиях в интересах защиты нашего суверенитета», подчеркнул он. Верховный Главнокомандующий поставил конкретные задачи перед всеми силовыми структурами, обратив особое внимание на вопросы воспитания патриотизма в изменившихся условиях и привития молодежи таких качеств, как честь, доблесть и национальная гордость за свое Отечество.
– С чего же началась военная реформа, о которой вы говорите?
– Прежде всего, с создания проекта закона об обороне и Вооруженных силах Республики Казахстан. Мы представили проект закона депутатам Парламента. Документ, состоявший из 36 статей, обсуждался два дня.
Законы «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей», «О пенсионном обеспечении военнослужащих», которые были следом приняты, предусматривали максимальные показатели, поддержанные Главой государства. Это позволило удержать в рядах казахстанской армии офицеров из других республик на 5–6 лет. За эти годы были подготовлены свои национальные кадры.
– Чему способствовал и институт воспитателей в войсках...
– Дело в том, что многочисленные поездки вместе с министром обороны по военным гарнизонам показали, что вновь назначенные командиры не всегда получали поддержку со стороны своих помощников – офицеров бывших политорганов. Во многих подразделениях и частях не велась должным образом воспитательная работа, поэтому требовалось принятие срочных мер.
Тогда отдел обороны выступил с инициативой создания института заместителей командиров по воспитательной работе, что вызвало неоднозначную реакцию даже среди военных, которые считали, что мы предлагаем возродить в войсках политорганы. Но речь шла совсем о другом – о создании в армии крепкого духовного потенциала. Ведь история свидетельствует – победа всегда была за теми, кто лучше подготовлен в морально-психологическом отношении. Вскоре специальным указом Президента институт заместителей командиров по воспитательной работе был создан, и дела в военное строительство окончательно встали на «рабочие рельсы».