
Инцидент с поставкой бракованной мебели на сумму 240,7 млн тенге в городские школы в рамках госзаказа городского управления образования вызвал большой общественный резонанс. Напомним: победителями тендера на изготовление школьной мебели были признаны три структуры: ОО «Общество инвалидов «Қамқор күш» (Туркестанская область) – два лота на общую сумму 127,9 млн тенге; ОО «Аяулы-Алақан» (Туркестанская область) – два лота на 86,9 млн тенге, а также ОО «Батыр» (Акмолинская область) – лот на сумму 25,9 млн тенге. Во всех них численность работающих на предприятиях составила… до 5 человек.
Свое расследование этой истории провел предприниматель Игорь Проценко, который не только возглавляет компанию, много лет работающую на данном рынке, но и является вице-президентом Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК, членом правления СОП РК (Союз обрабатывающей промышленности), региональной палаты НПП «Атамекен», участником комиссии по местному содержанию при акимате Алматы.
Изучив интернет-портал «Казахстанское содержание», он выяснил, что ОО «Аяулы-Алақан» имеет сертификаты СТ-KZ под № KZ 9 117 00020 от 29.08.2019 года (мебель), еще два под № KZ 9 116 00022 от 19.08.2019 года (легкая промышленность, текстиль) и № KZ 9116 000182 от 15.07.2019 года (легкая промышленность, обувь). У ОО «Общество инвалидов «Қамқор күш» имеется сертификат СТ-KZ под № KZ 9 116 00105 от 15.04.2019 года (легкая промышленность). У ОО «Батыр» сертификаты отсутствуют.
По инициативе бизнесмена-общественника 16 сентября 2019 года специально созданная комиссия побывала в трех школах Алматы (№ 17, 49, 71), в которые были завезены парты, поставленные победителями тендера.
– Увиденное повергло в ступор. После осмотра школьной мебели члены комиссии пришли к выводу: она не только очень низкого качества, но и опасна для здоровья, – сообщил предприниматель. – Выяснилось также, что изделия не соответствуют технической спецификации закупаемых товаров к конкурсной документации.
По словам Игоря Проценко, тендер прошел с применением процедуры предварительного квалификационного отбора (ПКО), одним из условий прохождения которой является наличие сертификата соответствия на серийное производство.
В ходе проверки выявлено, что ОО «Общество инвалидов «Қамқор күш» и ОО «Батыр» не имеют сертификатов соответствия единой формы Таможенного союза. Нормы ПКО применяются к отечественным товаропроизводителям, однако один из поставщиков даже не скрывает, что школьные доски – китайского производства.
Само собой, эти и другие обстоятельства вызывают резонные вопросы. Как общественные объединения смогли пройти предварительный квалификационный отбор? На каком основании два из трех ОО, имея сертификат СТ-КZ на выпуск товаров легкой промышленности, могли быть допущены к участию и победить в конкурсе на поставку мебели? Как компания, вообще не имеющая сертификаты СТ-КZ на выпуск мебели, смогла выдать себя за ее производителя?
Как вообще малые предприятия, имеющие в штате не более 5 человек, умудрились выдать себя за серийных производителей товаров одновременно легкой и мебельной промышленности?
Игорь Проценко отмечает: уже только по этим признакам можно сделать предварительный вывод о легитимности тендера и его результатах. Не говоря уже о том, что мебель в школы поставлена не в полном объеме, к тому же – с нарушением санитарных норм и норм безопасности, крайне низкого качества, не соответствующего техническому заданию, указанному в конкурсной документации. Закуп произведен не у производителя, поэтому доля местного содержания по данному конкурсу равна нулю.
В связи с выявленными нарушениями комиссия обратилась с официальным письмом в управление образования Алматы. Еще одно направлено в городской департамент контроля качества и безопасности товаров и услуг с просьбой инициировать лабораторные испытания школьной мебели, поставленной в рамках госзакупок, на предмет содержания в ней формальдегида.
Кроме того, в департамент закупок и местного содержания ушла служебная записка с просьбой принять во внимание выводы комиссии.
Соответствующие официальные обращения от имени Союза обрабатывающей промышленности отправлены также в Комитет технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК и в Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения РК.
Почему же, несмотря на всевозможные требования и правила для поставщиков услуг и работ, тендеры продолжают выигрывать компании-однодневки?
По мнению Игоря Проценко, для решения этой проблемы необходим комплекс мер. Как одна из них – возврат функций госконтроля и госнадзора, ведь сейчас на рынке очень много органов подтверждения соответствия (ОПС), которые ведут бойкую продажу сертификатов по принципу «одного окна». Стоит «погуглить» в Интернете на тему «сертификаты в Казахстане», и все станет ясно.
Первые 2 страницы будут забиты предложениями типа «при покупке двух сертификатов – третий в подарок». Заметьте, речь идет именно о покупке, а не об аудите на соответствие, обучение, консалтинг. Просто вам сразу предлагают приобрести сертификат. В чувство эти ОПС могут привести лишь госорганы в связке с органами правоохранительными, причем мера ответственности не должна ограничиваться одним только лишением аккредитации данной компании или наложением на нее административного штрафа. Насколько известно, в Беларуси предусмотрено даже уголовное наказание для тех, кто «хулиганит» на данном поле.
В Казахстане же, несмотря на то, что на законодательном уровне де-юре созданы условия для развития обрабатывающей промышленности, де-факто любая фирма в составе 5 человек может купить сертификат и выдавать себя за производителя «чего-нибудь».
– Но это же несерьезно, – заявляет Игорь Проценко. – Мы настаиваем на том, чтобы были введены отраслевые критерии, согласно которым та или иная компания имела право называть себя производителем.
Набор здесь простой: необходимая производственная инфраструктура, наличие технологического оборудования, минимальный штат подготовленных специалистов и прозрачная налоговая нагрузка. Причем все эти критерии должны быть измеримы и иметь какой-то физический эквивалент. К примеру, для производства корпусной мебели с учетом всех технологических норм минимальное число обученного и квалифицированного персонала должно быть не менее 15 человек. Компания должна иметь минимальный набор станков с четкими функциональными характеристиками и так далее.
Возможно, сейчас удастся решить проблему через нормы ПКО с применением Индустриального сертификата. При условии, что аудит на соответствие отраслевым критериям не попадет в руки недобросовестным аудиторам.
Что касается сертификата СТ КZ... Надо понять, что это сегодня единственный документ, который подтверждает так называемую долю местного содержания в производимом товаре. Ответственными за его выдачу являются региональные палаты предпринимателей. Опять же из-за отсутствия четкого регламента для прохождения аудита в части технологического процесса прослеживается возможность для его вольной трактовки.
К примеру, можно купить комплектующие для кресла, а то и готовое кресло, привезти в гараж, пригласить аудитора, собрать кресло и нехитрыми манипуляциями с цифрами показать долю местного содержания в продукции – 50%. Аудитор будет вынужден выдать сертификат на изготовленный образец. Хотя понятно, что из местного содержания в данном процессе только руки сборщика и его гараж, а наладить промышленные объемы производства «гаражник» не имеет ни физической, ни технологической возможности.
Отсутствие четкого регламента для проведения аудита и ведет в итоге к безобразию. А «гаражник» потом преспокойно завозит кресла из-за рубежа, поставляет их заказчику, подсовывает ему тот самый СТ КZ, выданный на единственный образец, и все довольны. «Гаражник» – торговой сделкой, заказчик – долей местного содержания.
Кстати, по мнению экспертов из региональной палаты «Атамекен», простейший способ перекрыть эту лазейку – сделать так, чтобы СТ КZ и Индустриальный сертификат не имели бы силы по отдельности, друг без друга. В этом случае можно было бы быстро отсечь мошеннические схемы с приписками в доле местного содержания.
– Последний случай показал, что наличие общественного контроля тоже имеет значение, – убежден Игорь Проценко. – Поставка бракованной и небезопасной для здоровья детей мебели в школы не может пройти без последствий. Необходимо вовлекать в процесс контроля над госзакупками неравнодушных людей, профессионалов, отраслевиков, вызывать общественный резонанс.