Нет требования – нет и наказания Статьи 3 октября 2022 г. 23:00 5529 Беседовала Марина Демченко В Послании народу Президент поручил внедрить регулирование с чистого листа. О том, что делается государством для существенного снижения нагрузки на бизнес и формирования оптимальной и эффективной регуляторной системы, в интервью «Казахстанской правде» рассказала кандидат экономических наук, заместитель директора департамента бизнес-регулирования и развития конкуренции НПП РК «Атамекен» Динара Акынбекова. – Динара Нургалиевна, расскажите, как продвигается работа по улучшению бизнес-климата в Казахстане? – Ключевые задачи по проведению реформы отражены в указе Главы государства о мерах по внедрению новой регуляторной политики, подписанном 31 декабря 2020 года. Во исполнение данного поручения нами совместно с Министерством национальной экономики и привлеченными отечественными и зарубежными экспертами выработаны базовые подходы, которые нашли отражение в законе от 30 декабря 2021 года по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности. – Какие идеи заложены в основу этой работы? – Ключевым посылом закона выступает тезис, что госрегулирование должно иметь место лишь в случае наличия риска для жизни и здоровья людей, экологии, правопорядка и нравственности. Наряду с этим будут введены и другие апробированные за рубежом инструменты обеспечения качества регулирования. К примеру, при введении одного нового требования будут отменены два действующих. Один из больших блоков изменений касается модернизации системы госконтроля и надзора. Уровень жесткости госрегулирования будет зависеть от уровня риска. Также планируется автоматизация оценки и управления рисками при отборе субъектов контроля, надзора и отчетности. Законодательно закреплено требование о предоставлении субъектами отчетности только в случаях, прямо предусмотренных в законах. В целом закон направлен на то, чтобы любые требования к бизнесу основывались на понятных мотивах госрегулирования, были практически исполнимыми, изложенными в доступной форме без двоякого толкования, удобными и необременительными. Все это позволит сократить административные издержки для субъектов предпринимательства. – Поясните, каким образом предполагается сократить излишнее регулирование и административные издержки для бизнеса? – В законе четко определены семь базовых условий к формированию регуляторных требований. Во-первых, они включают обоснованность. Регуляторные инструменты и⁄или требования вводятся исключительно для устранения имеющегося риска причинения вреда (ущерба) правам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, окружающей среде, обороне и безопасности государства. При этом вводится равенство субъектов предпринимательства, что означает недопущение установления различных правовых режимов и требований для отдельных субъектов рынка, в том числе для субъектов квазигосударственного сектора. Большое значение разработчики законопроекта уделили открытости, то есть понятности мотивов введения регуляторного инструмента и предоставления субъектам предпринимательства достаточного времени для приведения своей деятельности в соответствие с таким инструментом. В числе базовых условий значатся также исполнимость – практическая возможность исполнения субъектами предпринимательства вводимого регуляторного инструмента или требования; определенность – изложение норм, регламентирующих регуляторные инструменты, в понятной, доступной форме, не допускающей двоякого толкования или неопределенности. На мой взгляд, соразмерность и рациональность (соответствие уровня жесткости уровню риска наступления неблагоприятных событий) и последовательность, иными словами, соответствие новых и⁄или изменяемых регуляторных инструментов и⁄или требований документам системы государственного планирования, вполне логично вписываются в перечень базовых условий, которые помогут сформировать новые подходы к регулированию предпринимательской деятельности с чистого листа. – Означает ли это, что появится список – топ-лист обязательных требований? – Действительно, основной новеллой нового подхода к регулированию предпринимательской деятельности с чистого листа является внедрение реестра обязательных требований. Это будет единая база, содержащая исчерпывающий перечень всех требований к бизнесу. Она позволит предпринимателю ознакомиться со всей правовой базой ведения бизнеса. В реестре будут содержаться только те требования, которые соответствуют новой регуляторной политике. Если требование не включено в реестр, то начиная с 2023 года по нему госорган не сможет проверять и наказывать. То есть нет требования, нет и наказания. – Динара Нургалиевна, как скоро пересматриваются требования? – В целях эффективного использования времени и ресурсов на уровне Правительства утвержден план-график по организации и проведению работы по внедрению регулирования с чистого листа на 2022–2023 годы. В данном документе предусмотрены все организационные меры, сроки и этапы исполнения, закреплены ответственные государственные органы. В рамках сетевого плана-графика ведется полномасштабная работа по пересмотру действующего регулирования. В орбиту данной работы в помощь госорганам и для реализации принципа транспарентности государства вовлечено более 100 отраслевых экспертов, представителей бизнеса и общественных организаций. При государственных органах созданы отраслевые рабочие группы по пересмотру. Сейчас уже сформирован второй пакет законодательных инициатив по вопросам новой регуляторной политики. Начиная с марта текущего года по настоящее время НПП «Атамекен» проведены обучающие семинары по вопросам новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности. Обучение проводилось для представителей государственных органов и бизнеса, которые непосредственно участвуют в работе по пересмотру требований к бизнесу и входят в состав отраслевых рабочих групп. Им были разъяснены базовые подходы, принципы и требования новой регуляторной политики, в соответствии с которыми в течение 2022–2023 годов необходимо пересмотреть весь массив регуляторных актов (нормативных правовых актов и прочих документов, содержащих требования к бизнесу). Также «Атамекеном» проводятся дополнительные точечные разъяснения для членов рабочих групп по проведению оценки регуляторных актов на соответствие условиям формирования требований к бизнесу. Ведется постоянный мониторинг процесса пересмотра требований, мы оказываем консультационную поддержку представителям госорганов и привлеченным отраслевым экспертам. За май – сентябрь 2022 года проведено 143 консультационных совещания с госорганами и рабочими группами. – Когда, по предварительным данным, ожидается внедрение новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности? – Согласно утвержденному плану-графику данная работа поделена на три этапа. В ходе первого из них предусмотрена работа по пересмотру требований в шестнадцати сферах экономики, срок ее завершения – сентябрь. На втором этапе подключатся еще одиннадцать сфер со сроками октябрь – декабрь. И с января по июль 2023 года экспертам предстоит проанализировать требования еще в девятнадцати сферах бизнеса. По итогам анализа регуляторных актов госорганы должны обеспечить пересмотр выявленных требований, которые не соответствуют принципам новой регуляторной политики. – Динара Нургалиевна, поделитесь, пожалуйста, первыми результатами пересмотра требований к бизнесу. – На сегодня в рамках первого этапа завершен анализ в девяти сферах из шестнадцати. Это сферы транспорта, торговли, общественного питания, услуг проживания, операций с недвижимым имуществом, горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, компьютерного программирования, защиты прав потребителей, информации и связи. По итогам анализа в этих сферах выявлено 27 928 требований, из которых порядка 3,8 тысячи, или 13,6%, не соответствуют базовым условиям новой регуляторной политики и будут отменены или пересмотрены. Далее до конца 2023 года нам предстоит аналогичная работа по всем остальным сферам предпринимательской деятельности. Мы полагаем, что регулирование с чистого листа позволит снизить нагрузку на бизнес, сократить неэффективные и устаревшие требования.
00:00 Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
00:10 Указ Президента Республики Казахстан О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан
13 марта 2025 г. 19:50 Почти год прошел после самых крупных за последние 80 лет паводков в Казахстане. Кто и как помог пострадавшим
17 февраля 2025 г. 13:18 Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске