Новые технологии – в сферу услуг соцобеспечения

1886
Биржан ЖУНУСОВ, генеральный директор РГКП "Государственный центр по выплате пенсий"

Созданный в 1997 году постановлением Правительства Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП) является основным оператором в Республике Казахстан в системе учета и осуществления социальных выплат населению, осуществляющим на сегодня функции в солидарной, накопительной пенсионных системах и системе обязательного социального страхования, с использованием электронной обработки данных.

ГЦВП имеет развитую филиальную сеть: 14 областных филиалов, а также филиалов городов Алматы и Астаны, 208 районных и городских отделений, где трудятся 3,5 тыс. квалифицированных специалистов. Региональными подразделениями ГЦВП ежедневно ведется прием порядка 15 тыс. человек по различным вопросам в области социальной сферы. Общими тенденциями, характеризующими деятельность ГЦВП, является постоянный рост объема работ, социальных выплат, финансовых потоков и оказываемых услуг населению страны.

В Послании народу Казахстана в январе 2012 года Президент Нурсултан Назарбаев определил развитие стратегических и информационных технологий как одну из приоритетных задач развития государства в современном мире. Важным направлением реализации этой задачи является обеспечение доступности государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Среди основных проблем, с которыми сталкиваются граждане при обращении за услугами в государственные органы власти, – долгое ожидание в очереди, необходимость многократного обращения по одному и тому же вопросу, долгое ожидание результата, недостаток информации о процедуре получения услуги. Повсеместное внедрение ИКТ в современную действительность и уровень развития информационных систем государственных органов позволяют модернизировать механизмы и способы получения государственных услуг населением, в частности обеспечение доступа потребителей к государственным услугам в режиме онлайн в сети Интернет посредством портала "электронного правительства".

Впервые предложение по оказанию электронных государственных услуг Министерства здравоохранения и социального развития (далее – МЗСР) через ГЦВП на портале "электронного правительства" было опубликовано в 2009 году. Это были государственные услуги: присвоение социального индивидуального кода (далее – СИК), выдача дубликата СИК и информации о поступлении движении средств вкладчика. Для получения этих услуг потребителю необходимо иметь только наличие электронно-цифровой подписи (далее – ЭЦП) и доступ к интернет-ресурсам.

За период с 2009 по 2014 год количество предлагаемых электронных государственных услуг через ГЦВП увеличилось в 4 раза. Динамика электронных государственных услуг приведена ниже. Если в предыдущие годы основное направление предлагаемых электронных государственных услуг МЗСР через ГЦВП носило информативный характер (по объективным причинам – отсутствие необходимой информации для оказания услуг), то с 2012 года МЗСР через ГЦВП приступило к выводу на портал качественно иных услуг, а именно – к назначению выплат.

Для реализации оказания государственных услуг на более качественном уровне в Республике Казахстан с 2012 года разрабатываются и реализуются планы по оптимизации бизнес-процессов, сокращению количества документов, требуемых от населения при оказании государственных услуг. Реализация данных планов направлена на межведомственную интеграцию информационных систем государственных органов, то есть для оказания государственных услуг используются существующие информационные базы данных различных государственных органов – держателей информации, необходимой для оказания государственных услуг; внесение изменений в нормативно-правовые акты в части оптимизации и автоматизации оказания государственных услуг в электронном виде; сокращение сроков и повышение качества оказания государственных услуг.

Для предоставления государственной услуги заявитель должен предоставить перечень документов, определенный стандартом на данную государственную услугу. Реализация планов позволяет оптимизировать перечень документов – заявитель предоставляет только те документы, информация о которых отсутствует в информационных системах государственных органов, а информация по другим требуемым документам предоставляется по запросам в информационные системы государственных органов в онлайн режиме.

Основной принцип оказания электронных услуг через портал "электронного правительства2 – обращение потребителя на портал "электронного правительства" и формирование электронного заявления путем запросов в информационные системы государственных органов – держателей информации, необходимой для оказания государственных услуг. Так, за период с октября 2012 года по настоящее время в электронном формате реализованы следующие государственные услуги, оказываемые через ГЦВП. В рамках оптимизации документов реализовано 9 государственных услуг: назначение пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий; назначение государственного социального пособия по инвалидности, случаю потери кормильца и возрасту; назначение специальных государственных пособий; назначение государственных специальных пособий (списки № 1, № 2); назначение пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком; назначение пособия лицам, воспитывающим ребенка-инвалида; назначение социальных выплат при наступлении социальных рисков; назначение государственной базовой пенсионной выплаты; пособие на погребение.

Кроме того, данные услуги, за исключением "Назначение пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий" и "Пособия на погребение", в настоящее время предоставляются через центры обслуживания населения в части формирования электронных заявлений с последующей передачей их в филиалы РГКП "ГЦВП" для дальнейшей обработки.

На портал "электронного правительства" выведено 4 государственные услуги: назначение пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком, государственного социального пособия по возрасту, государственной базовой пенсионной выплаты и государственного социального пособия по случаю потери кормильца.

Дальнейшим перспективным развитием оказания государственных услуг в электронном виде является разработка композитных государственных услуг. Данный вид услуг подразумевает, что заявитель, подавая одно заявление на назначение пособия, может получить сразу несколько видов государственных услуг. Так, с 1 июня 2015 года в Казахстане внедрена композитная услуга "Регистрация и постановка на учет безработных граждан и назначение социальной выплаты на случай потери работы" для лиц, потерявших работу. Теперь при регистрации в центрах занятости граждане могут оформить документы на назначение социальной выплаты на случай потери работы из Государственного фонда социального страхования, то есть лицо, потерявшее работу, будет обращаться в уполномоченный орган по вопросам занятости с одним документом, удостоверяющим личность, и получать сразу две услуги – регистрацию в качестве безработного и назначение социальной выплаты на случай потери работы. Срок предоставления данной государственной услуги сократился с 10 до 8 дней.

В настоящее время осуществляются работы по созданию ряда следующих композитных услуг. Это "Проведение медико-социальной экспертизы и оформление документов для предоставления социальных реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, назначение ГСП и СГП по инвалидности, социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности из ГФСС". Услуга обеспечит возможность получения целого спектра услуг лицам, которым установлена инвалидность: проведение медико-социальной экспертизы; назначение ГСП и СГП по инвалидности; назначение социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности из ГФСС; оформление документов для предоставления реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Следующая услуга – "Назначение социальных выплат при наступлении социальных рисков: по уходу за ребенком до 1-го года" через ПЭП. Реализация данной услуги предоставит возможность населению, не выходя из дома, получить на основании одного электронного заявления: пособие на рождение ребенка (за счет средств из республиканского бюджета) и социальной выплаты при наступлении социальных рисков: по потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.

В рамках повышения качества предоставляемых государственных услуг, улучшения условий комфортности обслуживания населения, повышения уровня удовлетворенности населения в ГЦВП осуществлен ряд мероприятий. Это развитие SMS-информирования населения по государственным услугам. С помощью SMS-информирования населению предоставляется результат оказания государственной услуги: о размерах назначенных пенсий, социальных выплат и пособий, единовременных компенсаций либо о причине отказа в назначении. С февраля 2014 года взаимодействие ГЦВП – ЦОН осуществляется в электронном виде путем приема-передачи электронных документов с учетом оптимизации бизнес-процессов, сокращения количества документов, требуемых от населения при оказании государственных услуг.

Также в крупных районных и городских отделениях ГЦВП установлены 59 программно-аппаратных комплексов “Электронная очередь”, что позволило улучшить и оптимизировать управление потоков посетителей, а также оценить качество предоставляемых услуг на каждом этапе ее оказания. В целях повышения доступности государственных услуг жителям отдаленных населенных пунктов организованы мобильные группы из числа сотрудников Государственного центра по выплате пенсий и центров обслуживания населения и специалистов АО "Казпочта". С 16 марта 2015 года организован выезд мобильных групп в отдаленные населенные пункты, что обеспечило комфортность, упрощенный порядок, снижение затрат и времени граждан на получение государственных услуг.

Необходимо отметить, что ГЦВП на достигнутом не останавливается, и с каждым годом совершенствуется в направлении развития и модернизации ИКТ для повышения качества оказания государственных услуг в электронном формате для граждан РК.

Популярное

Все
Такие люди не уходят в прошлое...
Десять лет без Гер-ага
Юрта в... подземелье
В память о жертвах авиакатастрофы
Поднял ложную тревогу – придется отвечать
Тайны «Малого Октября...»
Казахстан завоевал первую медаль на Азиаде-2025
В розыске подозреваемого помогли технологии
Cyberpol спешит на помощь
Первая тройня этого года родилась в  Шымкенте
Главное теперь  – доверие!
Память о войне – основа диалога поколений
Готовы бороться за «золото»
Лещ попутал
Учитель – это призвание
Через товарные «интервенции» к стабилизации рынка
Тропа ведет к еде
Фотографика методом Кунина
Мажилис рассмотрит ряд международных соглашений
До 1,5 млн туристов из Китая планируется привлечь в Казахстан
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
«Мусорные войны»: проблему переработки отходов призывают решить в Шымкенте
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Казахстанские телевизоры Samsung поступят в продажу во втором квартале 2025 года
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Президент дал ряд поручений Мадине Абылкасымовой
Национальный день печати отмечают в Казахстане
«The UAE SWAT Challenge 2025»: команда «Сұңқар» завоевала первое место
Морально устаревшую систему координат, высот и измерений в РК заменили на новую
Идет подготовка к весеннему водозабору в Кызылординской области
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК
Минздрав обновит список лекарств для амбулаторного лечения
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
По страницам музыкальной истории: масштабный гала-концерт с успехом прошел на сцене театра «Астана Опера»
С юмором – о важном: премьеру антрепризного спектак­ля «Күйеуіңізді сатыңызшы» представили в Жезказгане
В Костанайской области возобновили проект «Серпін»
Новый год по Восточному календарю отпраздновал Дом дружбы в Улытау
Закон РК О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Сигареты подорожают в РК
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны
Зимнее содержание дорог не выдерживает критики
Закон Республики Казахстан
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Елдос Сметов перебрался с семьей в Лондон
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Закон РК О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дипломатической службы, международных договоров и официальной помощи развитию
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия

Читайте также

Баланс интересов бизнеса, государства и граждан
Нужны новые подходы
Важное решение – дифференцированная ставка по НДС
Председатель ЦИК РК встретился с молодыми избирателями

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]