
Четыре года назад в своем очередном Послании народу Елбасы обозначил ряд вызовов развития современного мира, которые следует учитывать Казахстану. И среди них Нурсултан Назарбаев назвал кризис ценностей человеческой цивилизации (или глобальные цивилизационные изменения).
Симптомами кризиса являются нарастающая напряженность в арабском мире, на Ближнем Востоке и в Азии. Эксперты говорят о столкновении цивилизаций. При этом противоборство возникает не только по традиционной линии – исламский и христианский мир, восток – запад, но также и на самом востоке. Камнем преткновения в Азии остается продолжение ядерных испытаний в Северной Корее. Состояние религии также является важным индикатором ценностного кризиса.
В этом плане важно отметить некую историческую связь времен. XIII век считается переломным для Европы. В этот период начал формироваться ее культурный облик, закладывалась основа процветания. Это время называется проторенессансом. Факт отречения от престола Папы Целестина был отмечен в «Божественной комедии» Данте, с чего берет начало эпоха Возрождения в литературе. Европа пошла в рост. Исламские же страны, являясь родоначальниками науки, центром мировой культуры, торговли в средние века, погрузились в инерционный период.
Расцвет Европы привел к ее доминирующему положению и фактическому подчинению обширного исламского региона западным странам. Европа жила по восходящей линии исторического процесса. Впоследствии это привело к религиозному реформизму, а затем потребительской революции XVIII века в Великобритании, распространившейся на другие европейские страны. Религия уступала место светскому обществу. Создавались предпосылки для развития общества потребления.
Сегодня спустя восемь веков мы наблюдаем обратную тенденцию. Происходит нарастающий кризис потребительского общества Европы и одновременно рост пассионарности Исламского мира и Китая. Это все взаимосвязанные процессы, поскольку их причиной является кризис социальной модели. Гипертрофированный индивидуализм в сочетании с потребительством приводит к социальному эгоизму. Риск этого в том, что люди, стремясь к беспечной жизни, не желают обременять себя семейными заботами. Падает рождаемость. Дети не заботятся о своих родителях. Нарушается связь между поколениями.
Вместе с тем социальная материя не терпит пустошей. Возникающие бреши провоцируют подвижность социальных структур в результате миграционного притока нового населения. Объемы потоков людей, меняющих сегодня свое место жительства, достигают ежегодно 200 миллионов человек.
Это в свою очередь порождает новую проблему – кризис сложившейся практики мультикультурализма. В условиях практически неограниченного роста мигрирующего населения в развитые страны происходит обрушение либеральных подходов в сфере внутренней политики. События в Париже 2005 года спровоцировали поражение социал-демократов. Впервые в послевоенные годы была пересмотрена идеология Шарля де Голля и принят курс, который получил название «привлекательная обертка на пакете жестких мер». Аналогичная ситуация в Великобритании, где еще со времен неолейбористов во главе с Т. Блэром шла трансформация кейнсианских принципов и идеологии «Государства всеобщего благоденствия» в «Третий путь».
Миграционные движения ускоряются в условиях постоянного роста дисбалансов в развитии территорий. Встречные тенденции прогрессии в росте населения мира и революции в структуре потребления способны «взорвать» глобальную агропродовольственную безопасность. Потребление обрело гиперформы и стало чрезмерным. При этом расхождение в уровне потребления между регионами мира носит катастрофические размеры.
В СМИ можно увидеть такие показательные примеры, как за 10 долларов можно на 3 недели обеспечить питанием ребенка в Кенийском лагере, что меньше по стоимости губной помады на Манхеттене. На этом фоне эксперты отмечают, что от ожирения умирают больше людей, чем от голода. По оценкам, в мире около 1 млрд человек голодают, однако более миллиарда страдают от избыточного веса.
Однако попытки усовершенствовать социальные модели по-прежнему не увенчались успехом. Консолидация и создание Европейского союза являлась проявлением потребности объединить ресурсы перед лицом новых социальных вызовов. Но ЕС сегодня претерпевает не лучшие времена, а настроения по выходу из ЕС среди британцев доросли до Брекзита. Кризисные явления наносят вред социальной стабильности. Европейские страны, где доля социальных расходов к ВВП традиционно высока и достигает 30–40%, сокращение социальных программ несет риски протестной активности. Исторический процесс продолжает носить «блуждающий» характер. Все это печальная реальность нынешней мировой экономической ситуации с ее сохраняющими дефектами. Система реагирует на это новой эскалацией напряженности и развертыванием военных сценариев как элементов неоколониализма.
Общество потребления требует ресурсов. Их могут дать колонии, как в эпоху великих географических открытий. Морская экспансия западного мира в свое время была связана с потребностью обогащения как признака возникновения общества потребления или феномена «человека коммерческого». Корабли – были технологиями того времени. А в рамках сегодняшних военных, информационных и космических технологий экспансия может осуществляться как на суше, так и на море и в воздухе. И сегодня мировой военный бюджет достигает рекордных значений. Это порядка 1,6 трлн долл., или 2,2% мирового ВВП. Причем почти половина этого бюджета формируется США. Современный военный бюджет и есть бюджет экспансии.
В результате отдельные точки нестабильности в странах арабского мира и Ближнем Востоке рискуют вылиться в общий «кровавый котел». Образуется геополитическая «воронка», способная затянуть в конфликт массу несвязанных с этим стран. Например, Турция, крупнейший региональный лидер, оказалась на линии фронта с Сирией.
И на этом фоне не остывает накал вокруг ядерной проблематики. Происходит новый виток. Ядерная угроза расползается. Налицо возникновение очевидной новой реальности. Помимо Франции, США, Великобритании, Китая, Индии, России ядерным оружием обладают Северная Корея и другие. Серия ядерных испытаний Северной Кореи вызвала волну возмущений всего мира, а с другой – показала кризис мировой системы безопасности, включая ООН и Совета Безопасности ООН.
Таким образом, со всей очевидностью мировой процесс показывает правильность постановки вопроса со стороны Казахстана о реформировании мировой финансово-экономической архитектуры и общей системы безопасности. Не только экономики или социальных моделей, военно-политических вопросов, но и целостной системы международных отношений.
Отправной точкой для реализации активной роли Казахстана в геополитической трансформации стал 1992 год, когда была выдвинута идея созыва СВМДА. Однако это было больше институциональное предложение. Более глубокое методологическое осмысление было предложено Нурсултаном Назарбаевым в его известной статье «Ключи от кризиса» (2009 г.). В статье отмечается появление феномена глобалномики, то есть экономики, которая концентрирует в себе не только финансовые, но и политические, цивилизационные возможности всего мира. Зигзаги истории нового и новейшего времени привели к тому, что в мире возобладала западноцентристская модель миропонимания. При всех ее преимуществах и полезности она не может быть универсальной. Одним из элементов сбоя мировых отношений стало слабое понимание потенциала и способностей Азии.
Эту статью Президента следует охарактеризовать как прорыв научной мысли, который трудно делать целым научно-исследовательским корпорациям и институтам. Как отметила российский эксперт Гульшат Уразалиева, «…за более чем полтора столетия в мировой науке термины и парадигмы капиталистического общества стали нормой и плотью не только научного дискурса, но и повседневных речевых практик. Жесточайшая критика К. Маркса апологетами неоконсерватизма и неолиберализма велась по основополагающим его идеям, изложенным в «Капитале». Но никто не пытался кардинально поменять язык, систему категорий и терминов, давно привычных для ученых, писателей, журналистов – всем, в том числе и обывателей в их повседневной жизни. Назарбаевский же дискурс отличается кардинально, ведь им предлагается конструирование как новых институтов мирового масштаба, так и изменения терминологии, языка науки и политической практики, отражающие деятельность инновационных структур».
Таким образом, вместе с ключами от кризиса Лидер Казахстана предложил план реконструкции мировых отношений, начиная с изменений парадигмы речи, дискуссий и понятий.
Ситуация в мире очень непростая. Утихают одни конфликты и тут же возникают новые. И посреди всего этого сумрака терактов, миграционного кризиса, сырьевых качелей, размороженных конфликтов Манифест «Мир. XXI век» Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева прозвучал как голос надежды, как новый ключ от кризиса.
Мир, безусловно, стал другим. И устремления людей меняются. Утверждается глубокое осознание свободы и наивысшей ценности человеческой жизни. В связи с этим особое значение имеет празднование в Казахстане 25-летия нашей Независимости.