В процессе институциональных реформ каждое ведомство в отдельности решает собственный круг задач, связанных с общим контекстом экономической и индустриальной политики страны в условиях новых реалий. Как отметил в своем выступлении первый вице-министр национальной экономики Руслан Даленов, за министерством закреплены четыре шага Плана нации, три из которых касаются оптимизации налогово-таможенной политики и один – антимонопольной деятельности или развития рыночной конкуренции.
Реализация мер по оптимизации налогово-бюджетной сферы обусловлена 37, 44 и 45-м шагами Плана нации. Связаны они с оптимизацией налогово-таможенной политики и процедур, совершенствованием механизмов взимания косвенных налогов, включая введение налога с продаж вместо НДС, а также действующих налоговых режимов с обязательным ведением налогового учета доходов и расходов. Почему важны эти задачи?
На сегодня в стране налогово-таможенные поступления составляют 75% всех поступлений государственного бюджета. Так, платежи корпоративного подоходного налога осуществляют порядка 336 тыс. компаний, действующих на рынке, НДС платят свыше 72 тыс. юридических лиц, земельные и имущественные налоги затрагивают в общей сложности 3,5 млн физических лиц.
Транспортные налоги ежегодно выплачивают 2 258 тыс. граждан и более 2 тыс. предприятий и компаний. Бюджет страны пополняется и за счет индивидуального подоходного налога, а также многих других сборов и пошлин.
В рамках реализации 37-го шага «Оптимизация налогово-таможенной политики и процедур» МНЭ разработаны проекты нового Налогового и Таможенного кодексов, которые предусматривают упрощение налогового и таможенного администрирования с упором на мотивацию самостоятельной уплаты налогов и пошлин. По мнению Руслана Даленова, это делается с целью кардинального изменения идеологии налогообложения, упрощения системы администрирования с внедрением принципов стимулирования налогоплательщиков.
Ключевым подходом к оптимизации системы таможенного регулирования станут автоматизация этой сферы и работа по принципу «одного окна». То есть предоставить таможенную декларацию и другие документы в налоговые органы можно будет по электронной сети.
Для реализации 44-го шага «Совершенствование механизмов взимания косвенных налогов, включая рассмотрение вопроса введения налога с продаж вместо НДС» Министерством национальной экономики совместно с бизнес-сообществом проведена большая работа по изучению международного опыта и оценке возможных макроэкономических эффектов. В ходе этой работы рассмотрены два варианта введения НсП вместо НДС.
Первый вариант – это введение так называемого каскадного налога с продаж, когда налог взимается на каждом этапе реализации товара. Второй вариант предусматривает введение классического НсП с взиманием налога только на этапе реализации товара конечному потребителю.
По первому варианту была проведена макроэкономическая оценка изменения ВВП и роста инфляции при введении каскадного НсП со ставками 3 или 5%.
В целом введение такого вида налога сопровождается определенными рисками. Например, это может привести к сокращению общих налоговых поступлений в бюджет на 500 млрд тенге ежегодно при ставке 3%, на 182 млрд тенге – при ставке 5%, в целом – сокращению реального ВВП на 50 млрд тенге. Кроме того, может увеличиться налоговая нагрузка на малый бизнес за счет эффекта каскадирования или начисления налога при реализации на уже уплаченный НсП, вошедший в себестоимость продукции. Это повлечет за собой рост теневой экономики, увеличение себестоимости продукции для экспортеров и, как следствие, снижение их конкурентоспособности.
Второй вариант также имеет свои минусы. Поскольку объектом налогообложения для классического НсП является розничная реализация товаров, работ и услуг, налогооблагаемая база при его введении снизится по сравнению с НДС. Кроме того, усложнится налоговое администрирование.
– С учетом всех мнений бизнес-сообщества и экспертов, а также результатов исследований в настоящее время мы пришли к тому, что налог с продаж вводить не будем. При этом продолжится работа по совершенствованию механизмов взимания действующего налога на добавленную стоимость, – отметил Руслан Даленов.
Так, в проекте нового Налогового кодекса предусматривается введение системы НДС-счета на добровольной основе, которая предполагает открытие специального счета для уплаты НДС наряду с расчетным счетом. Налогоплательщик, который хочет иметь ускоренный возврат НДС, может открыть специальные банковские счета для этого налога. В нем будет видна вся цепочка поставщиков, тех, кто заплатил. Внедрение такой системы повлияет на увеличение собираемости НДС, в том числе за счет пресечения практики неправомерного возмещения, мошенничества.
В рамках исполнения 45-го шага, связанного с оптимизацией действующих налоговых режимов с обязательным ведением налогового учета доходов и расходов, ведомством проведена работа по оптимизации специальных налоговых режимов (СНР). В проекте нового Налогового кодекса СНР на основе патента предлагается сохранить со снижением налоговой ставки от предполагаемого дохода с 2 до 1% с 2018 года. То есть отменяется социальный налог. При этом в связи с введением всеобщего декларирования с 2020 года будет ограничен перечень видов деятельности для применения патента.