Нурсултан Назарбаев говорит с читателем о 30-летней истории независимости страны, вспоминая все этапы этого непростого пути и констатируя достижения, в числе которых нас, как учителей, интересуют вопросы совершенствования современной системы образования и профориентации школьников в рамках подготовки конкурентоспособных кадров.
Современную школу невозможно представить вне глобальной модернизации системы образования и уклона на функциональную грамотность учащихся. Зная, какие задачи в рамках глобальной технологизации ставит перед нами Елбасы, мы понимаем, что наше учебное заведение работает в верном направлении, шагает в ногу со временем, делая упор на такие дисциплины, как физика, биология, внедрение в учебный процесс информационных технологий. На этих занятиях дети черпают большой объем знаний для практического применения в рамках новых специальностей.
Во главу угла в системе обучения подрастающего поколения ставится развитие функциональной грамотности. Посредством изучения новых предметов, а также умения ориентироваться в новых реалиях дети смогут освоиться в условиях новой эпохи глобальной цифровизации. Это важно в ситуации, когда старые традиционные профессии, бывшие престижными на протяжении нескольких десятилетий, изживают себя, а на их место приходят новые.
В учебной программе нашего лицея уклон делается на физику. Параллельно с усложненной программой по этому предмету в лицее функционирует кружок ракетного моделирования. На этом факультативе дети, интересующиеся техническим творчеством, под руководством учителя практикуют сбор моделей ракет, а также других воздушных средств передвижения, формируя в процессе занятий ряд важных практических навыков.
Несколько лет назад на базе лицея был сформирован кадетский класс для того, чтобы подвести детей, которые проявили интерес к данной тематике, к выбору военной профессии, которая, разумеется, имеет непосредственную связь с инновационными технологиями. Современной армии всегда нужны патриоты, хорошо владеющие основами программирования. В нынешнем году мы внедрили в обучение дисциплину «Смарт сарбаз», на этом факультативном занятии наши кадеты изучают смарт-технологии, применяемые в военном ремесле.
Отдельным пунктом развития интересов ребенка является работа со школьниками младшего и среднего звена на занятиях робототехники. На протяжении трех лет уроки проводятся как по теории, так и в рамках практических упражнений. После того как школы перешли на подушевое финансирование, на свои средства мы смогли оборудовать кабинет с современными гаджетами, благодаря чему дети проектируют и моделируют роботов. С практической точки зрения такие занятия очень важны для развития мелкой моторики, но в перспективе также преследуют главную цель – профориентацию школьника.
Безусловно, лидирующие позиции в списке профессий будущего занимают специальности, связанные с биологией. В частности, колоссальным спросом пользуется медицина, а также не менее актуальная отрасль – сельское хозяйство. Сегодня всем хорошо известно, насколько рациональным должно быть использование ресурсов земли. Учитывая такой важный общественный запрос, мы формируем у детей интерес к биологии сразу на нескольких факультативных курсах. В теплице дети выращивают ряд культур, которые продолжают свою жизнь уже на территории школьного двора. Практическая исследовательская работа ложится в основу проектной деятельности учащихся, уже решивших, что биология станет для них профилирующим предметом в вузе. Помимо прочего, на занятиях данной дисциплины мы работаем над темой развития экотуризма в Мангистауской области.
Мы являемся одной из ведущих школ, распространяющих собственный опыт по внедрению работы с новыми технологиями в рамках факультативных курсов среди образовательных организаций области. Для этого мы проводим семинары регионального и республиканского уровней. Результатами труда наших педагогов-новаторов стали призовые места на олимпиадах и конкурсах научных проектов.
Работа с поколениями Alpha и Z была бы невозможна без глобальной модернизации системы образования. При этом уже недостаточно традиционно-прикладной педагогики, нужны необходимые условия в виде оснащения и современных технологий, которые интересны ребенку. Растить конкурентоспособное поколение можно лишь в достойных условиях. Главное, что дал нам Елбасы, – стабильность. Если в государстве ее нет, высоких показателей ни в одной из отраслей добиться невозможно.
Безусловно, нельзя сравнивать школу 1991 года, когда много не хватало, с нынешними учебными заведениями. Это два разных института. Конечно, сегодня в школах трудятся опытные специалисты, которые пришли из традиционной советской школы, но они основательно подкрепили свое мастерство новыми педагогическими технологиями, освоили технические навыки владения компьютером и другими гаджетами. Не побоюсь сказать, что учителя равняются на современных, осведомленных детей и стараются вызывать интерес к своему предмету, не отставая от реалий сегодняшнего дня.
Современная школа – это большие возможности реализации потенциала учителя, для которого регулярно проводятся курсы повышения квалификации, что помогает быть в курсе глобальных изменений в жизни и профессии. Перевод организаций образования на подушевое финансирование позволяет руководству учебных заведений решить материальные вопросы школы в соответствии с конкретными нуждами и таким образом создать достойные условия обучения для детей.
Отдельное достижение и радость для педагогической общественности – принятие Закона «О статусе педагога», ставшего механизмом защиты и поддержки, которого раньше на вооружении учителя не было. Могу сказать, что сегодня благодаря достойной оплате труда в школу устраивается большое количество молодых специалистов мужского пола. Благодаря нормам Закона «О статусе педагога» таких сотрудников не призывают на службу в армию, они трудятся и совершенствуют мастерство без отрыва от работы. В целом же преимущество молодых специалистов, приходящих в школу уже с дипломами магистра и знанием трех языков, заключается в том, что они отлично находят общий язык со школьниками поколения Alpha и Z. Зачастую в реализации ряда практических навыков они стоят на голову выше опытных коллег. В результате сегодня в школе можно наблюдать очень интересное явление, когда учителя разных поколений обмениваются знаниями, умениями и навыками, что, как мы надеемся, будет способствовать повышению качества знаний наших детей.