От Испиджаба до Сайрама

2387
Любовь Доброта

Новые историко-культурные маршруты запустили в Шымкенте, предложив туристам расширить рамки знакомства со средневековым городом Испиджабом.

фото автора

Село Сайрам, не так давно ставшее частью Шымкента, в особом представлении не нуждается. Перед поездкой в Туркестан паломники не обходят своим вниманием и расположенные здесь мавзолеи родителей Х. А. Яс­cауи – Ибрагим ата и Карашаш ана. Посетить эти культовые сооружения считают своим долгом мусульмане, едущие в Сайрам не только со всего Казахстана, но и многих тюркоязычных стран. Огромной популярностью мавзолеи пользуются и у путешественников, для которых село Сайрам давно стало музеем под открытым небом.

– В «Трактате о святых Мадинат ал-Байда и Испиджабе» (конец XVII – начало XVIII веков) говорится, что мавзолей Ибрагима ата находится «…на небольшом расстоянии в земле под древней крепостью», – знакомит с сокровищницей мусульманского мира доктор исторических наук, академик Национальной академии наук РК Бауыржан Байтанаев. – Трудно сказать, насколько это сопоставляется с реальным местоположением памятника, сооруженного на большом холме, «на краю высокого откоса», как описывал советский археолог и историк-востоковед Михаил Массон, на окраине северо-восточной части Сайрама, у дороги на Манкент. Это одно из живопис­ных мест Сайрама. Сакральная традиция связывает мавзолей с именем Хазрата Ибрагим ата. Он один из четырех святых, носящих это имя, о котором в «Трактате о святых…» сказано, что «могила его сохранилась».

Письменные источники конца XVII – начала XVIII веков и фольклор XIX – начала XX веков единодушно именно его называют отцом Ходжи Ахмеда Яссауи. Согласно одной группе преданий, Ибрагим – сын Махмуда сына Ифтихара, суфийский шейх, происходивший из местных тюрок, потомков племени тюргешей, жил в Сайраме (Испиджабе) во второй половине XI века. У него было два сына – Садр-шейх и Ахмед Ходжа. Последнему было суждено стать великим тюркским поэтом и суфийским мудрецом. Сакральная традиция мавзолея Карашаш ана складывается из легендарных сведений о матери Ходжи Ахмеда Яссауи, над захоронением которой он возведен.

По преданию, к навершию купола мавзолея некогда была привязана прядь черных волос, принадлежавших матери Ходжи Ахмеда Яссауи; отсюда ее прозвище и название мавзолея – Карашаш ана («Черноволосая мать»). Ее настоящее имя Айша-Биби (Айша-Хатун). Согласно преданию конца XVII века, она была дочерью Мусы-шейха, самого известного из учеников Ибрагима ата, отца Ходжи Ахмеда Яссауи.

Предания конца XVII века называют ее также дочерью, сестрой или двоюродной сестрой шейха Умара Багистани – ташкентского святого конца XIII века (Девин ДиУис). Источники и легенды рисуют Айшу-Биби как одну из благочестивых и просвещенных женщин караханидской эпохи.

Собственно, с посещения ее мавзолея начинается ритуал паломничества (зийара) к мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи в Туркестане.

Между тем в небольшом по площади Сайраме сегодня расположено более 80 мавзолеев. Знакомство с ними, их посещение – не только часть паломничес­кого туризма и сфера интереса верующих. Бауыржан Байтанаев считает, что культовые сооружения расширяют горизонты знаний о прошлом, в том числе дают возможность познакомиться с историей архитектуры, начиная с эпохи караханидов (X–XII вв.) и до рубежа XIX–XX веков.

Разработка новых маршрутов для туристов и паломников поз­воляет расширить возможности погружения в древность, сделав поездку в Сайрам незабываемой. Об том позаботились историки, краеведы, археологи и гиды-экс­курсоводы, разработавшие в дополнение к трем уже существующим пять новых маршрутов знакомства с достопримечательностями древнего города.

Само по себе городище Сайрам является крупнейшим памятником городской культуры и со­временным населенным пунктом на юге Казахстана, который отстроен на пластах древнейшей истории. Подтверждения тому случаются здесь регулярно, когда местные жители что-то строят, проводя земляные работы. Все находки по обыкновению несут в музей, собрав общими усилиями внушительную коллекцию предметов старины.

Ровно десять лет назад именно таким способом был найден клад уникальных серебряных монет и золотых украшений. Он веками ждал своего часа прямо в центре Сайрама. Его обнаружили рядом с центральным рынком при строи­тельстве трехэтажного здания торгового центра.

Тогда на дне большого прямо­угольного котлована, выкопанного под фундамент здания, в ходе проведения охранных работ археологи вскрыли уходящий вглубь метра на четыре бадраб – средневековую мусорную яму. Рядом с ней располагались остатки вымощенной каменным плитняком дорожки, небольшие островки кирпичных стен и прекрасно сохранившиеся керамические кувшины различного размера. Чуть поодаль на земляном полу виднелись остатки керамической трубы, явно предназначенной для водопровода или канализации.

Археологи обнаружили уникальное архитектурное сооружение – средневековую баню, которая была построена в X–XI веках. Именно такие существовали в Древнем Риме – с термами и подземным отоплением. По соседству с древними стенами X–XI веков в развалившемся тандыре и лежал кувшин с серебряными монетами, которых тогда насчитали 2 600 штук, предварительно датируемых XV–XVI веками. А буквально на следующий день археологов ждал еще один сюрприз – клад золотых средневековых ювелирных изделий.

– Сайрам отождествляется с городом Испиджабом, известным по средневековым письменным источникам, – утверждает Бауыржан Байтанаев. – Сейчас Сайрам вошел в состав Шымкента как отдельный жилой массив, и есть все возможности для расширения экскурсионной программы и выстраивания увлекательных туристических маршрутов. Возвышение Испиджаба, в то время расположенного на крайнем востоке мусульманского мира, началось в IX веке. Согласно ал-Белазури, это произошло после похода на юг Казахстана саманида Нуха ибн Асада. Сочинение ал-Белазури написано во второй половине IX века, и, как следует из текста, сведения о событиях, связанных с завоеванием Испиджа­ба, относятся к 833–844 годам, по которым можно констатировать начало активного распространения ислама в Казахстане. После похода Нуха ибн Асада Испиджаб становится великой пограничной крепостью на границе с кочевой степью и «местом войны за веру».

Историк, посвятивший изучению древнего Сайрама не один год и написавший о нем книги, утверждает, что Испиджаб был в то время единственным городом, освобожденным от налогов. Он, по сути, получил статус свободной экономической зоны, если мыслить современными категориями.

Новые туристические маршруты, разработанные Туристским информационным центром Visit Shymkent, предлагают путешест­венникам познакомиться с шахристаном Сайрама, куда в древности вели четверо ворот, одни из которых местные жители восстановили нес­колько лет назад. А еще нужно непременно побывать на Ханском мосту, увидеть мавзолеи Ботпай ата, Абиль Азиз Баба, Мирали Баба и многие другие места, интерес­ные с точки зрения истории.

Как можно обойти стороной, к примеру, единственный сохранившийся минарет, который является частью мечети Хызыра Пайгамбара – памятника XVIII–XIX веков. Сейчас далеко не каждый турист может сюда попасть. Экскурсоводы редко включают посещение минарета в свой марш­рут, а тем, кто путешествует в одиночку или неорганизованной группой, приблизиться к минарету и остаткам мечети Хызыра Пайгамбара сложно: вход на территорию почти всегда закрыт. Все, что остается, так это созерцать компактный историко-культурный комплекс со стороны, через ворота.

Включение башни Хызыра и мечети в один из новых туристических маршрутов сделает эти объекты доступными для туристов, желающих как можно больше увидеть и узнать о древнем Сайраме, вошедшем в историю под именем Испиджаб.

Невозможно не посетить и ту часть древнего города, где один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда – Арыстанбаб передал аманат Ахмеду Яс­сауи. Легенда гласит, что семилетний мальчик получил его из рук своего учителя непосредственно в Сайраме.

Предание уходит своими корнями вглубь столетий. Первое письменное описание легенды встречаем в рукописи «Музаккир-и ахбаб», датированной 1566 годом. Версия на русском языке впервые опубликована в 1873 году в сборнике преданий адайцев о святых в городе Тифлисе.

Пока историческое место передачи аманата – символа веры – обозначено специальной таб­личкой с изложением легенды. Сейчас инициативная группа предлагает на этом месте, считающимся святым, установить малую архитектурную форму, чтобы тем самым сделать его зрелищным и более привлекательным для паломников и туристов, которым интересна история, дошедшая до наших дней.

Популярное

Все
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
Семей: что показать туристам?
«Мир казахов» пришел к англичанам
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
Вклад АНК в построение Справедливого Казахстана обсудили в Павлодаре
Джигитам из Жамбылской области не было равных на XXIII чемпионате страны по кокпару
Рыбакина с огромным трудом обыграла Путинцеву
Степь цветет, радует глаз
Ленка Газгольдер
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

«Біз біргеміз!» – и в горе, и в радости
Всепобеждающая сила любви
После лечения бойцы снова рвались на фронт
Рассказать о главном через песни и танцы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]