
Формула Назарбаева
Экономика – основа политической независимости. И если первые шаги Казахстана по ее переформатированию были, скорее, неотложными мерами во имя выживания, то проводимые сейчас реформы уложены в рамки стратегий и четких планов и ориентированы на конкретный результат в будущем.
В течение 30 лет с момента избрания на пост первого секретаря ЦК Компартии Казахстана в 1989 году страной руководил Нурсултан Назарбаев, проводя четко выстроенную, эффективную государственную политику. Формула Первого Президента «сначала – экономика, затем – политика» стала классическим выражением методологии успешных реформ.
Широкое распространение получило и такое понятие, как «казахстанская модель развития», которое заключается в поступательном движении вперед по четко заданному курсу на основе взвешенной и глубоко продуманной стратегии. И то, что за короткий отрезок времени республика стала успешным государством, – результат способности ее Лидера остро чувствовать особенности эпохи, делая выводы из прошлого и предвосхищая будущее.
– Драматический разрыв экономических связей, отсутствие координации в действиях новых независимых государств привели к жесточайшей экономической катастрофе. Гиперинфляция, падение ВВП, устойчивый бюджетный дефицит, стремительное снижение доходов населения, рост массовой безработицы. Все это являлось лишь частью проблем, которые необходимо было решать, – вспоминал Первый Президент на недавней конференции в Алматы.
В начале 1990-х годов страна, и правда, оказалась в критической ситуации. ВВП снизился на 61%. К 1994-му промышленный спад достиг 28%, 130 крупных предприятий прекратили свою работу. C 1991 по 1995 год количество безработных достигло 2 млн человек. Падение производства, задержки зарплат и пенсий имели самые тяжелые социальные последствия. Цены росли на 50% в месяц. Годовая инфляция превысила 2 000%. Регулярно возникали перебои с подачей электричества, тепла, газа.
В первую очередь нужно было переходить на рыночные рельсы, и делать это немедленно. По словам Нурсултана Назарбаева, приходилось долгими месяцами работать с выдающимися экономистами, постигая секреты рыночной экономики. За короткое время был разработан план действий, причем вопрос состоял не только в том, чтобы разработать пакет разумных экономических мер, но и в последовательном их осуществлении посредством политической воли и укрепления суверенитета.
«Нашим первым опытом среднесрочного планирования была разработанная в начале 1992 года Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Это была первая попытка осмыслить путь развития в неразберихе тех лет, и ее уверенно можно назвать первым трехлетним общегосударственным планом», – вспоминает Елбасы в книге «Казахстанский путь».
Стратегия провозглашала 2 основных принципа: формирование социальной рыночной экономики, основанной на конкурентных началах, и создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека. Государство заявило о сокращении в перспективе доли госсобственности до 30–40%. Для достижения поставленных целей предполагалось использование косвенных методов регулирования экономики при реализации соответствующих бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и социальной политик.
Можно сказать, что ключевым идейным моментом стратегии было такое понятие, как «благосостояние для всех». В дальнейшем, как мы видим, идеи благополучия для всех казахстанцев красной нитью проходят через все реформы в Казахстане.
Несмотря на трудности, на протяжении первых трех лет Правительство пыталось либерализовать экономику, создать законодательную и институциональную базу рыночных отношений, наполнить рынок потребительскими товарами. Однако появилось множество проблем, которые оказали существенное влияние на сокращение производственного и экономического потенциала страны. Это было связано с техническим отставанием, неконкурентоспособностью товаров и услуг, отсутствием институтов государственности и рынка, законодательной базы, финансовых и кадровых ресурсов.
В 1994 году социальная напряженность достигла пика и выплеснулась в многочисленные митинги и пикеты. Первому Президенту было важно убедить людей в том, что ситуация в стране находится под контролем. И ему удалось это сделать в Послании «К обновленному Казахстану – через углубление реформ и общенациональное согласие». Нурсултан Назарбаев постарался дать объективную оценку реальному положению дел, честно предупредил, что следующий этап реформ будет еще более болезненным, предостерег Правительство от губительных для экономики популистских решений.
«Первая половина 1990-х годов стала для всей страны временем напряженного поиска и трудных решений. Стиснув зубы и запретив себе впадать в пессимизм, Казахстан искал и находил свой, единственно верный путь. В результате наших общих системных и целеустремленных действий в 1995 году появились признаки стабилизации и оздоровления экономики», – пишет в книге «Эра независимости» Нурсултан Абишевич.
Впервые к началу 1996 года экономика показала пусть и не существенный, но все же позитивный рост ВВП в 0,5%. Объемы запасов нефти, позволяющие вести добычу в течение следующих 30–40 лет, а также активизация иностранных инвесторов в казахстанском бассейне Каспийского моря говорили о том, что доходы от добычи углеводородов будут существенно расти из года в год. Период «тушения пожаров» закончился, появилось время остановиться и представить, какой будет наша страна через 10, 20 и 30 лет.
Так в 1997 году появилась Стратегия развития Казахстана до 2030 года. Как вспоминал Елбасы, постулаты, заложенные в Стратегии «Казахстан-2030», стали постоянным ориентиром при выработке планов и не теряют своей актуальности. В этом документе нет места политическому и экономическому радикализму, поскольку речь идет о достаточно энергичных экономических реформах, преобладающих на первом этапе над политическими, о демократизации административной системы без ослабления вертикали власти, о построении рынка при сохранении внятных регулирующих функций государства. По словам Первого Президента, этот казахстанский опыт достаточно уникален.
Восхождение «казахстанского барса»
Независимое, политически стабильное государство со сплоченным обществом и высоким благосостоянием граждан – такова была главная цель Стратегии-2030. В год, когда документ одобрили, разразился азиатский финансовый кризис, и это придало ему дополнительную ценность, превратив в эффективный антикризисный инструмент.
В целом за прошедшие 30 лет Казахстан закалился чередой экономических кризисов: жесточайшие условия в начале 1990-х после распада СССР, азиатский «финансовый шторм» 1998 года, глобальные и комплексные кризисные волны 2007 и 2014 годов... Но, как отметил на конференции «30 лет лидерства» в Алматы Президент Касым-Жомарт Токаев, даже в критические моменты истории Нурсултан Абишевич твердо верил в успех и заряжал своей энергией соратников. Как, например, в первом Послании, озвученном в новой столице, он придал казахстанцам еще большую веру в себя и в будущее Родины словами о том, что «казахстанский барс», накопив достаточно сил, совершит мощный прыжок.
Комплексная модернизация экономики и общества позволила Казахстану избежать катастрофы, которой грозили последствия распада СССР, и создать во второй половине 1990-х годов принципиально иную, открытую экономическую систему, функционирующую на основе законов свободного рынка. Причем на пути к этому Нурсултану Назарбаеву не раз приходилось противодействовать косности и некомпетентности чиновников, порой принимать непопулярные, но жизненно важные для страны решения и вести ее не туда, куда идти проще и легче, а куда диктовала необходимость, основанная на ясном понимании национальных интересов.
Начало XXI века стало временем быстрого восхождения казахстанской экономики. Этому способствовали решительный, взвешенный курс Первого Президента на безотлагательное проведение системных экономических реформ, масштабную приватизацию, развитие предпринимательства, а также благоприятная конъюнктура на мировом рынке.
В 2000–2007 годах экономика Казахстана восстановила свой потенциал и вышла на траекторию устойчивого роста. Ежегодный прирост ВВП в те годы составлял 9–10%. По большинству показателей республика опережала новые независимые государства, а по объему иностранных инвестиций и темпам роста ВВП вошла в число мировых лидеров.
«Понимание задач нового века я развернул в череде своих Посланий народу Казахстана. Начиная с 2000 года они стали масштабной панорамой, на которой объемно, рельефно, широкими штрихами отражалась Стратегия-2030», – пишет в книге «Эра независимости» Нурсултан Назарбаев.
Стратегия индустриально-инновационного развития 2003 года определила алгоритм перехода от сырьевой к диверсифицированной экономике. В 2005-м констатировалось, что Казахстан остается одной из самых динамично развивающихся стран мира. Всемирный банк включил республику в группу стран со средним уровнем доходов, что стало подтверждением достигнутых успехов.
В 2006-м новый импульс реформам придало Послание народу «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира». В нем было предложено сосредоточиться на реализации прорывных проектов международного значения, развитии конкурентоспособного производства, интеграции в международную экономику путем участия в региональных и международных экономических объединениях, развитии транспортной инфраструктуры.
Преодолевая трудности
Но потом вновь грянул мировой кризис, первая волна которого и закрытие внешних источников кредитования привели к замедлению темпов роста экономики. За 2008 год цена нефти снизилась почти в 4 раза, на металлы – вдвое, рост ВВП составил только 3,3%.
Мировой кризис выявил острейшую необходимость диверсификации национальной экономики, о которой Первый Президент не раз предупреждал.
В этот период именно Нурсултан Назарбаев стал одним из лидеров, сумевших глубоко вникнуть в суть происходящих процессов, определить скрытые причины кризисных явлений, раскрыв их сущность как кризиса ценностных ориентиров развития, кризиса духовности, ставшего естественным следствием превалирования потребительского подхода над общечеловеческими ценностями.
Многие видели в кризисе лишь технические проблемы фондовых рынков, «ретушировали» истинную сущность и масштаб потрясений с точки зрения глубинных дефектов и изъянов, поразивших всю мировую систему. Первый Президент выявил системный характер кризиса, рассмотрел его цивилизационные основы и выступил с конкретными предложениями о путях преодоления глобальной нестабильности в своих статьях «Ключи от кризиса» и «Пятый путь».
В 2010-м, когда республика трансформировалась в страну с эффективной рыночной экономикой, стабильной социальной сферой, стала авторитетным участником международных процессов, Нурсултан Назарбаев, обращаясь к народу, подчеркнул: «Мы вместе смогли сделать Казахстан преуспевающим и вместе мы сможем сделать его процветающим».
Правительство разработало Госпрограмму форсированного индустриально-инновационного развития. По итогам 2010 года реальный прирост ВВП составил уже 7,3%, уровень безработицы снизился до 5,5%. Антикризисные меры позволили преодолеть негативные явления в экономике, создать благоприятный деловой климат.
Преодолев последствия мирового кризиса, экономика Казахстана вновь продемонстрировала значительный рост. В 2011 году прирост ВВП составил 7,5%. Наша страна вышла на 3-е место в мире по соотношению ВВП и инвестиций после Индии и Китая. В 2012-м ВВП также вырос – почти на 6%, а в 2013-м в рейтинге Глобальной конкурентоспособности Казахстан занял 50-е место среди 148 стран.
Вместе с тем 2015 и 2016 годы оказались для нас непростыми – сильно влияли внешние негативные вызовы и угрозы. Однако на фоне нестабильности и спада в странах Евразийского экономического союза мы не допустили рецессии и по итогам 2015 года добились сохранения роста ВВП – 1,2%, а в 2016-м – 1%. Данные показатели выглядят скромно по сравнению с предшествовавшими годами, однако следует учитывать ситуацию, при которой этот рост был достигнут. В рейтинге ВВП на душу населения Всемирного банка Казахстан в 2016-м занял 43-ю позицию.
Сохранение общей устойчивости экономики означало, что конкретные антикризисные, стабилизационные шаги были сделаны в верном направлении. Центральным тезисом выступления Елбасы на IX Астанинском экономическом форуме стала мысль о том, что мы не собираемся ставить долгосрочное процветание и устойчивость в зависимость от природных ресурсов. Формирование новых драйверов экономического роста и дальнейшая индустриализация перешли в разряд нашей основной цели.
Экономическому развитию способствовало улучшение условий для бизнеса. В 2015 году начал действовать ЕАЭС, Казахстан вступил в ВТО, что открыло новые возможности как для отечественных экспортеров, так и для иностранных инвесторов. Вторая индустриальная пятилетка, инфраструктурная программа «Нұрлы жол» и План нации «100 конкретных шагов» позволили Казахстану уверенно пройти сложнейший этап адаптации к новой глобальной реальности.
Тем не менее, оставаясь реалистом, Первый Президент хорошо осознавал, что долгосрочной стабильности на мировом рынке не предвидится. Именно готовность государства к любому повороту событий обеспечила устойчивость экономики, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру.
Ситуация стала улучшаться: реальная экономика восстанавливалась, ВВП страны вырос в 2017-м на 4%, в 2018-м – на 4,1%. Значит, несмотря на жесткие внешние обстоятельства, Казахстан вновь выходит на траекторию роста.
…В целом за годы независимости ВВП страны увеличился с 11 млрд долларов в 1993-м до 170,5 млрд долларов в настоящий момент. Казахстан накопил более 86 млрд долларов международных резервов и активов, привлечено более 300 млрд долларов прямых иностранных инвестиций.
В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» наша страна занимает 28-е место. Активно ведутся цифровизация и технологическое перевооружение промышленности. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 27%.
Благодаря экономическим успехам удалось обеспечить реальный рост благосостояния казахстанцев и побороть бедность в стране. Если в начале 1990-х более трети населения находилось за чертой бедности, то впоследствии этот показатель снизился до 4,6%.
– Анализируя 30 лет экономического развития Казахстана, понимаешь, какая масштабная работа была проделана. Мы ставим перед собой амбициозную задачу – войти в тридцатку наиболее развитых стран мира. Уверен, что мы выполним эту цель, – заявил в Алматы Нурсултан Назарбаев.
И, оглядываясь на историю страны, понимаешь, что это лишь дело времени.