Несколько лет назад на окраинной улице Мира областного центра, примыкающей к Северной промышленной зоне города, прокладывали теплотрассу. Она была большего диаметра и позволяла улучшить подачу тепла от ТЭЦ-3 не только в прилегающие микрорайоны, но и в другие части города. Работы велись в хорошем темпе, но вскоре они застопорились возле автозаправочной станции, расположенной на обочине улицы Мира.
Эта АЗС, по словам энергетиков, которые ссылаются на различные нормативные документы, не должна была находиться на таком близком расстоянии от теплотрассы, мешая укладке труб. На все доводы владелец заправки предъявил разрешительные документы, заверенные работниками городского акимата. Тепловики направились с претензиями в соответствующие службы исполнительной власти. Но и там им ничем помочь не смогли, сославшись на то, что те, кто ставил разрешительные подписи, уже давно в акимате не работают и спросить не с кого. То же самое сказали и в прокуратуре, посоветовав обратиться в суд.
Но время шло, а теплотрассу надо было заканчивать до наступления холодов, поэтому АО «Павлодарэнерго» предложило владельцу АЗС «компромисс»: на время убрать автозаправочную станцию, а когда трубы будут проложены и засыпаны, то вернуть ее на прежнее место. Хозяин бензоколонок не стал упираться и предложил энергетикам сделать разборку заправки, а затем ее монтаж за их счет плюс выплату финансовых потерь за этот период. Когда в АО подсчитали сумму, то махнули рукой на тяжбы. Участок трубы, что проходил мимо автозаправочной станции, оставили нетронутым, врезав в него с двух сторон новую (большего диаметра) теплотрассу. Это сужение – «мина замедленного действия» на перспективу, но эксплуатируется до сих пор...
Этот случай вспомнил потому, что, как представляется, недавно в стране был сделан очередной поворот к усилению требовательности к госслужащим и их деятельности. Так, в частности, утверждена методика ежегодной оценки работы административных госслужащих корпуса «Б» органов по делам государственной службы и противодействию коррупции. Соответствующий приказ № 90 от 26 марта 2015 года подписал председатель Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров.
Затем в начале июня на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК депутат Омархан Оксикбаев заявил, что необходимо законодательно закрепить персональную ответственность чиновников за бюджетное планирование. «Вопрос повышения ответственности поднимается ежегодно, но Правительство, к сожалению, не поддерживает. Мы должны законодательно рассмотреть персональную ответственность за бюджетное планирование, и пути этого решения до сих пор еще не определены. Когда мы возьмемся за это дело? В чем причина? Почему мы не устанавливаем персональную ответственность на законодательном уровне? На сегодня миллиарды остаются неосвоенными», – сказал тогда мажилисмен.
…Не буду пытаться давать какие-то советы – вернусь к примерам ответственности-безответственности госслужащих в своем регионе. И вновь в свете проблем с прокладкой трассы. В этот раз – автомобильной, магистральной – от Астаны до Павлодара. Прежде чем попасть в областной центр, она пройдет по автодорожному мосту через Иртыш. Сегодня на подступах к нему уже начинаются подготовительные работы по обустройству многорядного шоссе. Но строителям мешают многочисленные шашлычные и мини-кафе, притулившиеся у бровки дороги. Они здесь стоят почти два десятка лет, имеют своих клиентов и даже потихоньку расширяются. Хотя это луговая охранная природная зона, где запрещено любое строительство.
Так вот, когда остро встал вопрос о прокладке магистрали и акимат Павлодарского района – владелец земель – потребовал у хозяев шашлычных снести их и перебазироваться в другое место, то в ответ получил не только разрешительные документы (выдаваемые тем же акиматом), но и решение суда первой инстанции. В нем сказано, что самовольного захвата земель нет, придорожные кафе действуют на основе официальных разрешений. Исходя из того, что договор аренды земель, занятых под кафе, истекает летом 2016 года, владельцы пунктов питания просят не мешать им работать, дать завершить летний сезон или предоставить равноценные участки.
У дирекции павлодарского филиала «НК «КазАвтоЖол» свои аргументы: магистраль необходимо проложить в срок, а строительная площадка должна быть очищена от посторонних строений. К этому остается лишь добавить, что у акимата Павлодарского района не запланированы средства на возмещение убытков владельцев придорожных кафе вследствие изъятия земель на государственные нужды. И опять все застопорилось, и все чего-то выжидают.
Вот цена того, что кто-то когда-то (уверен – не за красивые глаза) разрешил построить в проблемном, природоохранном месте кафе и шашлычные. Сегодня с этих госслужащих, как говорится, взятки гладки, никакой ответственности они не несут. Да и где их теперь найдешь?
Еще один пример – снос в Павлодаре поселка «Алюминстрой» с ветхими двухэтажными щитосборными домами прошлого века. На его месте намечено возвести современный высотный микрорайон «Сарыарка», где квартиры должны были получить более 4 000 семей (очередь в Павлодаре на жилье почти 12 000 человек). Под руководством исполнительной власти были снесены несколько двухэтажек, а людей временно отселили в новые дома другого микрорайона. (К слову, незаконно затормозив основную очередь. – С. Г.). Тогда же, в июне 2013 года, было громогласно обещано, что уже осенью того же года на месте снесенных трущоб взметнется многоэтажный жилой корпус. Но... не случилось.
Выяснилось, что все действующие коммуникации такие же ветхие, их надо срочно менять и они не рассчитаны на новый микрорайон. Во-вторых, строительная фирма, выигравшая подряд, оказалась из тех, про которых говорят, что у нее, кроме авторучки директора, больше ничего нет. Спустя два месяца после выделения средств на строительство стало ясно, что генподрядчик катастрофически отстает от графика. И тогда чиновники, сами нашедшие эту фирму, поспешили обратиться в суд с иском о расторжении договора и признании ее недобросовестной, чтобы обрести нового подрядчика. Но при подаче искового заявления ухитрились допустить две юридические ошибки. В итоге суд вынес решение в пользу неспешного застройщика. И, как следствие, тот все так же продолжал работать ни шатко ни валко, соорудив за два года лишь цокольную часть здания. В конце концов состоялся новый суд, на объект пришел уже павлодарский генподрядчик, который планирует закончить строительство 12-этажного дома в апреле 2016 года. И вновь никто не виноват в таком долгострое и непрофессионализме.
Список подобных «ляпов» госслужащих могу продолжать и далее. Называя сорванные контракты, незавершенные объекты и рухнувшие мечты. Как, например, строящийся в Павлодаре крупнейший тепличный комплекс, руководство которого грозилось уже нынешней весной завалить область своими овощами и зеленью. Но не судьба, видно. Или строительство в Экибастузе межрегионального центра подготовки и переподготовки кадров для топливно-энергетической отрасли Казахстана, которое началось еще в 2009 году. Сдать объект первоначально должны были в 2011 году, затем сроки перенесли на 2012- й. Однако до сегодняшнего дня центр так и не введен в эксплуатацию. На финишной прямой строительства объекта выяснилось, что центр был построен без дренажной системы. В результате чего подвалы в уже готовых корпусах и переходах начали заполняться грунтовыми водами. В итоге учебному комплексу потребовались усиление несущих конструкций и обустройство дренажа. Что тут можно сказать?
Тот факт, что свою программу «100 конкретных шагов» Глава государства, не единожды акцентировавший внимание на подобных проблемах, начал с первого шага – «Формирование профессионального государственного аппарата». В нем подробно расписаны все этапы кристаллизации государственных служащих: от поступления на госслужбу, централизации процедуры отбора, карьерного роста, перехода оплаты труда по результатам, внедрения новых этических правил до усиления борьбы с коррупцией, принятия нового закона о государственной службе. И, как финал, проведение комплексной аттестации действующих государственных служащих. Ведь сегодня вопрос подготовки профессиональных и честных госслужащих – одна из наиважнейших проблем, от решения которой зависит успех всей вертикали управления страной и ее экономикой.