– Куаныш Асылбекович, чем обусловлено проведение реформ в сфере государственной службы и какая была необходимость принятия нового Этического кодекса госслужащих?
– Новый этап развития казахстанской государственной службы стартовал в рамках законотворческого обеспечения Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации Пяти институциональных реформ. Одновременно принят и новый закон о госслужбе во взаимодействии с новым антикоррупционным законодательством. Эти два документа определяют основные рамки обновленной модели государственной службы и алгоритмы дальнейших действий по усилению эффективности всей системы управления государством. Следует отметить, что в законодательстве особое внимание уделяется повышению имиджа и авторитета госслужбы, которые формируют уровень доверия к ней населения и служит критерием оценки обществом эффективности управленческой деятельности.
Президент Казахстана выделил основные качества, которыми должен обладать государственный служащий, чтобы эффективно управлять страной. Это – высокая моральная ответственность, профессиональные знания, умение применять их на практике, честность, добросовестность, активная жизненная позиция. Каждый человек, находящийся на госслужбе, обязан осознавать всю значимость своей работы и быть патриотом своей страны.
– Отсюда и появился новый Этический кодекс?
– В том числе и отсюда. В отличие от Кодекса чести, в новом документе шире определены стандарты поведения государственных служащих во внеслужебное время, в отношении с коллегами, стандарты, связанные с публичными выступлениями, в том числе и в СМИ. Например, согласно Этическому кодексу в нерабочее время госслужащие должны придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность.
Особо подчеркиваю, впервые в обязанности госслужащего вменено принимать меры по повышению качества оказываемых услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг. На передний край также выходит соблюдение принципов меритократии, а в кадровой работе – категорический отказ от предпочтения по признакам родства, землячества, личной преданности.
– В лексиконе казахстанской госслужбы есть новое понятие «карьерное планирование». По вашему мнению, оно изменит подходы к кадровой политике?
– Изменит, причем коренным образом. Новый закон о госслужбе нацелен на обеспечение открытого конкурсного отбора, карьерного продвижения на основе компетентности, установления оплаты труда по результатам. Поступление на госслужбу будет осуществляться с низовых должностей.
– Теперь, получается, руководителю «со стороны» на госслужбу дорога заказана? Я до сих пор помню, когда директорами заводов и фабрик становились бывшие передовые рабочие...
– Примерно по такой схеме и будет строиться кадровая работа на госслужбе. Главный специалист, заместитель руководителя отдела, руководитель отдела, заместитель акима и так далее. Уже руководитель отдела будет назначаться на конкурсной основе. Поступающие впервые на госслужбу также пройдут через трехэтапный конкурсный отбор: тестирование на знание законодательства, проверка личных качеств кандидатов, определение уровня приверженности ценностям госслужбы, оценка профильных знаний и умений кандидатов путем собеседования.
Упраздняется институт кадрового резерва корпуса «Б». Вводится институт ротации госслужащих корпуса «Б» с обеспечением их жильем без права приватизации, а также возможен допуск к работе зарубежных менеджеров.
– По сути, новые кадры начнут формироваться с чистого листа. Свежая кровь всегда и везде приносила пользу. Но где взять эффективных и перспективных «призывников»?
– «Свежая кровь», как вы выразились, не заставит себя долго ждать, ведь ей новым законодательством уготован достойный социальный пакет. Тщательный отбор, конечно, отпугнет отдельных кандидатов, потеря небольшая. Нам по пути с теми, кто госслужбу определяет главной целью своей трудовой биографии.
– Насколько мне известно, ранее продвижение по службе происходило на основе назначений в порядке перевода...
– Назначение в порядке перевода новым законом как механизм продвижения кадров упразднен. Тем не менее пунктом 4 статьи 29 нового закона предусмотрен ряд исключений для занятия адмгосдолжностей помощников или советников первых руководителей госорганов, пресс-секретарей без проведения конкурса в порядке перевода из других госорганов, правда, с запретом на последующий перевод внутри органа.
– Испытательный срок остается?
– В целях проверки соответствия занимаемой должности для лиц, впервые поступивших на госслужбу корпуса «Б», а также поступивших вновь после ее прекращения, устанавливается испытательный срок на 3 месяца с закреплением наставника. При неудачном результате испытательный срок продлевается еще на 3 месяца без повторного продления. Для политических и должностей корпуса «А» испытательный срок не устанавливается.
– А как быть с пенсионным возрастом?
– С января текущего года с работником, достигшим пенсионного возраста, по взаимному согласию сторон предусматривается право продления срока пребывания на госслужбе на один год. Ранее такое право использовалось на ежегодной основе.
– Новое законодательство предусматривает создание института уполномоченных по этике. Что скажете, очередная модная надстройка или эффективное звено в системе этических отношений среди госслужащих?
– Время покажет, на что данный институт способен,по крайней мере зарубежный опыт, конкретно Германии, Великобритании, Королевства Нидерландов, говорит о его пользе. Уполномоченные по этике станут консультировать граждан и госслужащих, обеспечивать, что важно, защиту их прав. Должности эти вводятся в центральных исполнительных органах, госорганах, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту, аппаратах акимов областей, городов республиканского значения и столицы.
Прежде всего данный институт направлен на профилактику нарушений законодательства о противодействии коррупции, законодательства о госслужбе и Этического кодекса.
– С 1 января 2016 года также образованы советы по этике вместо дисциплинарных советов. Что от них ожидать?
– В соответствии с положением советы по этике будут осуществлять функции по рассмотрению итогов анализа коррупционных рисков, рассматривать итоги работы госорганов по профилактике нарушений законодательства о госслужбе и противодействию коррупции, результаты деятельности уполномоченных по этике и дисциплинарных комиссий госорганов, рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования форм и методов предупреждения коррупции. А также рекомендации Комиссии при Президенте по вопросам борьбы с коррупцией, Национальной комиссии по кадровой политике и нашего министерства, а также дисциплинарные дела в отношении госслужащих, допустивших нарушения норм служебной этики... То есть работа совета по этике не ограничивается только рассмотрением дисциплинарных дел, а в основном будет направлена на выработку системных мер по предупреждению коррупции и профилактику нарушений норм служебной этики.
– В отношении каких госслужащих совет по этике может рассматривать дисциплинарные дела?
– В отношении акимов городов, являющихся административными центрами областей, членов ревизионных комиссий, акимов городов областного значения, районов областей и районов в городах, госслужащих различных категорий, допустивших нарушение норм служебной этики, в том числе дисциплинарные проступки, дискредитирующие госслужбу.
– Пожалуйста, поясните, что подразумевается под дискредитацией...
– В старой редакции Закона «О борьбе с коррупцией» предусматривались коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции. Чиновники, совершившие похожие проступки, привлекались к дисциплинарной ответственности. В новом законодательстве исключена такая норма, как дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения, теперь за такое деяние последует уголовная или административная ответственность.
Вместе с тем коррупционные дисциплинарные проступки переведены в разряд этических норм. Это такие нормы, как неправомерное вмешательство в деятельность госорганов, организации, оказание неправомерного предпочтения физическим и юридическим лицам, явное воспрепятствие гражданам в реализации их прав, свобод и законных интересов.
– Согласитесь, от работы в регионах очень многое будет зависеть, пройдет испытание жизнью или нет нынешняя перезагрузка госслужбы? Какие изменения в связи с этим произошли в вашем департаменте?
– Все вышеперечисленные задачи в первую очередь ложатся на наши плечи. Внутренняя структура департамента претерпела сильные изменения. Штат увеличился примерно в 3 раза. Под наш контроль переходит качество госуслуг, в этих целях создано специальное управление. Также созданы новые управления: прохождения государственной службы, профилактики коррупции, где будут анализировать выявление коррупционных рисков, заниматься вопросами формирования антикоррупционной культуры, управление в сфере контроля в госслужбе, административное управление.
Мы действуем в рамках нового законодательства. Сама собой эффективная госслужба не создастся, а именно такую модель мы в ближайшем будущем намерены построить.