«Плавают» улицы, «тонут» дома

1919
Любовь Доброта

Осень в 2019 году выдалась на редкость сухой, обеспечив городским чиновникам покой и избавив их от необходимости в авральном порядке бороться с наводнениями. А вот первый же зимний дождь затопил город.

Горожане наперечет знают места, где осадки вызывают наводнения. На этот раз к уже известным локациям добавилось «море разливанное» по улице Байтурсынова. Но это, скажем так, издержки реконструкции городской магистрали, с которыми дорожники обещают справиться после того, как завершат обуст­ройство колодцев и решеток для слива дождевых и талых вод в ирригационные лотки.

Мой вопрос, адресованный городскому управлению транс­порта и автомобильных дорог, о том, почему не сделали этого своевременно, до наступления непогоды, так и остался без ответа.

...Проблема локальных подтоплений в Шымкенте не нова, она хроническая и застарелая. В союзные времена в городе четко функционировали лоточная и арычная сеть, обводные каналы ирригационной системы, в руслах которых собирались паводковые воды и выводились в степь.

В начале 90-х годов прошлого столетия городская ирригационная система вышла из строя, и от затоплений стали страдать жители окраинных районов Шымкента, и даже его центральной части, то и дело обнаруживая воду в подвалах, сырость и гниль на стенах.

Через территорию Шымкента проходят 4 канала: Янгичек, Шымкентский, Янгибай и Бадамский магистральный. Заведующий сектором благоустройства жилищно-коммунального отдела городского акимата Ерубай Куралбаев признает, что все они находятся сегодня в неважном состоянии и требуют принятия срочных мер по очистке и укреп­лению русла.

К примеру, левый берег канала Янгичек – насыпной, и за 80 лет эксплуатации он утратил способность удерживать воду. Водная артерия проходит по сложному рельефу местности и временами метра на два возвышается над жилым массивом. В итоге воды просачиваются на территорию жилых домов, скапливаются в подвалах, вместо того чтобы растекаться по арычной системе, подпитывая влагой зеленые насаждения, и служить спасением от жаркого зноя.

Летом в знойном Шымкенте ирригацией вообще никто не занимается. Арыки и каналы, бывшие когда-то изюминкой, превратились в головную боль. Порой они не имеют ни конца, ни начала. Это просто какие-то участки, возникающие из ниоткуда и неизвестно куда уходящие. Местами застроены предприимчивыми гражданами или засыпаны, а кое-где их чуть ли не в дороги превратили. Вот и получается, что сбрасывать по ним осадки и паводковые воды невозможно.

Какой из ирригационных каналов ни возьми, везде ситуа­ция одинаковая. К примеру, один из рынков в 11-м мик­рорайоне Шымкента построен непосредственно на русле канала Янгичек. Еще на стадии строительства инспекторы ГАСК штрафовали собственника, затем подали исковое заявление в суд.

Но пока шли суды, рынок успели достроить. Более того, пожар практически уничтожил легкие конструкции, после чего предприниматель возвел капитальные строения. Суд первой инстанции удовлетворил исковое заявление ГАСК. Ответчик с ним не согласился, подав апелляционную жалобу. Вышестоящий судебный орган, рассмотрев ее, поддержал решение суда первой инстанции о сносе незаконно возведенного объекта.

Судя по тому, что рынок никому так и не удалось сдвинуть с «насиженного» места, эта история так и закончилась ничем. Не стала предостережением для тех предпринимателей, которые пренебрегают требованиями закона и строят, кто во что горазд, не согласовывая проекты с Генеральным планом и уполномоченными органами, надеясь как-нибудь потом узаконить объекты, стоящие на ирригационных каналах.

Ситуацию усугубляет и то обстоятельство, что разрушенной оказалась сама система арыков – железобетонных лотков, по которым осадки «добирались» до ирригационных каналов. Их, как и каналы, местами замуровали, забетонировали, превратив в стоянки для машин, площадки для объектов под бизнес.

Они точно так же, как и ирригационные каналы, то появляются, то исчезают, а, следовательно, сплавлять по ним дождевые потоки невозможно.

После дождя из забившихся мусором арыков вода выплес­кивается на проезжую часть, заливая тротуары и магистрали, заставляя пешеходов двигаться вброд, а автомобили – вплавь.

Кроме того, ирригационную систему города раньше подпитывали 54 скважины вертикального дренажа. С их помощью решалась проблема высокого уровня грунтовых вод, избавляя от подтоп­ления жилые дома. Они также работали на ирригационную систему, поставляя в летнее время в арыки и каналы поливную влагу. Все до единой скважины давно вышли из строя, боюсь, что уже мало кто помнит даже места, где они располагались.

– Заброшенные скважины вертикального дренажа надо срочно восстанавливать, чтобы использовать подземные воды для ирригации Шымкента, – считает председатель наблюдательного совета ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» Анарбек Орман. – Точно так же необходимо реанимировать каналы, чтобы работала ирригационная система.

Именно эта вода должна использоваться для полива зеленых насаждений на приусадебных участках и городских улицах. Использовать для данной цели водопровод недопустимо. Вредно для растений, расточительно для бюджета.

Восстановление ирригации решит проблему подтоплений при обильных осадках. Ученые Шымкента неоднократно обращали на это внимание городских властей. Тогда и деревья будут быстрее расти, и заметно улучшится городской микроклимат. Только вот все эти призывы остаются гласом вопиющего в пустыне.

Между тем возрождение ирригационной системы напрямую связано с необходимостью строительства в городе ливневой канализации. От ее отсутствия страдают очистные сооружения и канализационные сети водоканала.

Во время дождей идет массированный сброс стоков в городскую систему канализации, она засоряется, выходит из строя, увеличивая затраты предприя­тия на очистку сточных вод.

– Мы неоднократно просили ЖКХ обратить внимание на этот пласт проблем, восстановить централизованную ирригационную систему, запроектировать систему ливневой канализации, которая должна существовать параллельно с системой канализации, предназначенной для утилизации бытовых стоков, – комментирует ситуацию Анарбек Орман. – Ливневая и канализационная системы – это две параллельные системы, которые, словно прямые, не должны пересекаться. У каждой из них – своя задача и своя функция.

Беспокоит профессионального специалиста-водника и тот факт, что при отсутствии ирригации в осенне-зимний и весенний перио­ды с городских улиц в систему канализации Шымкента ежесуточно стекает от 15 до 40 тыс. кубов различных грязных стоков. Это огромный объем. Для сравнения: канализационные воды от потребителей достигают примерно 110 тыс. кубометров.

– Ливневая вода для нас является большой проблемой, – сетует заместитель генерального директора, главный инженер ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» Рахимжан Шамсутдинов. – Арыки должны течь в каналы. Это прописная истина. Иначе при их заполнении вода выливается на дорогу и автоматически попадает в систему канализации через люки, которые по требованиям эксплуатации не должны быть закрыты герметично во избежание скопления газов.

Специалисты говорят, что чрезмерная нагрузка на сети при дож­дях или обильном таянии снега тоже не сулит ничего хорошего.

Дело в том, что в Шымкенте – самотечная, а не насосная сис­тема канализации, то есть нет подкачивающих насосных станций. Сети проложены так, чтобы использовать рельеф местности. А значит, они не могут быть заполнены более чем на две трети от объема.

Остальная часть трубы должна быть свободной, иначе в систему не смогут сбросить стоки, к примеру, многоэтажные дома, поскольку при отсутствии свободного излива создается подпор, нарушается эксплуатация, приводя к затоплению подвалов и канализационным разливам на местности. Когда они происходят, по дворам, дорогам и тротуарам текут фекалии, являющиеся ис­точником опасных инфекций.

В ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» наперечет знают все проблемные участки. К примеру, во время дождей вся улица Казыбек-би заполнена водой так, что пройти невозможно. «Плывет» традиционно участок улицы Рыскулова возле рынка «Евразия», улица Аймаутова. Потопы образуются на пересечении двух крупных улиц – Дулати и Рыс­кулова. Люди, чтобы пройти, открывают канализационные колодцы, отправляя туда скопившиеся массы осадков.

Руководителя ТОО «Биомех» Ирину Казаринову беспокоит то обстоятельство, что вместе с осадками в сеть попадают тяжелые металлы, нефтепродукты и прочие химические элементы, которые сами по себе несут угрозу микроорганизмам, применяемым на очистных сооружениях.

– Мы используем два вида мик­роорганизмов – анаэробные и аэробные, – рассказывает Ирина Казаринова. – Одни отвечают за биологическую очистку воды, вторые – за переработку осадка и выработку биогаза, метана, теп­ла, электроэнергии. Для тех и других наличие нефтепродуктов и каких-либо токсинов губительно. Они должны существовать в комфортных условиях, и ни в коем случае туда не должен попадать песок. Но в действительности, когда мутным потоком несется ливневая вода, там есть все – песок, гравий, даже камни.

Все это «добро» с улиц попадает по канализационным сетям на очистные сооружения, причем в таких количествах, что отделить там твердые фракции становится уже невозможно. Масса коксуется, нарушая процесс брожения. В результате микроорганизмы-чистильщики гибнут.

На возобновление технологического процесса уходит два с половиной месяца. И все это время предприятию надо куда-то отгружать непереработанный осадок, усиливая нагрузку на поч­ву, окружающую среду. К тому же в этот период нет возможности вырабатывать собственную электроэнергию, что только увеличивает прямые убытки.

В ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» считают, что заставить городские власти взяться за проектирование и строительство ливневой канализации можно, только начав актирование объемов осадков, сбрасываемых в канализационную сеть. А затем передавать эти акты в отдел ЖКХ, требуя, чтобы бюджет оплачивал дополнительные затраты водоканала. Пока же получается, что население и предприятия платят за услуги канализации, а город, который не построил ливневую канализацию, остается в стороне, стараясь не замечать всю остроту проблемы.

Руководство города даже не поднимает этот вопрос, предпочитая от подтоплений избавляться проверенным способом – насосами откачивать воду из затопленных подворий горожан и открывать канализационные колодцы, чтобы направить уличные потоки на очистные сооружения. Нет особого рвения со стороны властей и в вопросе восстановления городской ирригации.

Несколько лет назад в Шымкенте разработали специальную программу, предусматривающую прокладку и замену разрушенных ирригационных лотков, ремонт каналов. Она рассчитана на 5 лет и стартовала в 2013-м.

Два года подряд из бюджета выделялось по несколько сотен миллионов тенге на проведение этих работ. В нескольких местах удалось устранить локальные подтопления улиц, заменив железобетонные лотки. Но затем программу пришлось приостановить на целых 3 года. В бюджете на нее попросту не нашли денег, видимо, не считая ирригацию городских ландшафтов приоритетной проблемой.

В 2019 году на восстановление поливной системы выделили 200 млн тенге. Капля в море, если учесть масштаб бедствия. За 3 года кое-где ранее восстановленные лотки уже успели забиться. Например, на пересечении улицы Туркестанской и прос­пекта Кунаева во время дождей и таяния снега снова поя­вились огромные лужи.

Вроде как обещают финансирование программы восстановления ирригации и в нынешнем году. Правда, сумма пока не озвучивается. А вот проект сооружения ливневой канализации, строительство которой предусмотрено Генеральным планом города, местная власть даже не обсуждает.

– Строительство ливневой канализации не значится в плане детальной планировки, нет проектно-сметной документации на ее строительство, – прокомментировал ситуацию сотрудник управления энергетики и ЖКХ Шымкентского городского акима­та Ерубай Куралбаев. – Это слишком дорого. Я даже затрудняюсь назвать примерную сумму, во сколько выльется такой проект. Подобные расчеты никто не делал. Ливневая канализация есть только в Нур-Султане и Алматы, и даже в этих городах много проблем с утилизацией осадков.

Так что специалистам ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» и ГКП «Водоканал» надо быть готовыми к тому, что все ливневые стоки по-прежнему будут сливаться в систему канализации, создавая коммунальщикам массу проблем. Горожане же в дождь и слякоть продолжат ходить по колено в воде, хотя в городе-миллионнике подобного не должно быть по определению.

Популярное

Все
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Если вы подверглись цифровой атаке...
Создана Академия юных исследователей
В столице прошел фестиваль «Түнгі Бозоққа саяхат»
Пять отраслей обеспечили шестипроцентный рост ВВП
Угроза глобального характера
«Ақ желкен»: вчера, сегодня, завтра
Миротворчество в новых реалиях
Когда «оживают» экспонаты
С любовью к родной земле
Школа жизни Сабита Муканова ожила в стенах музея
История любви и страсти
В АФМ раскрыли транснациональную сеть по продаже наркотиков
«Жас ұрпақ»: новая сила для региона
Получили бесценный опыт
Деньги – не щепки, счетом крепки
Портретная живопись мастера
Что есть справедливость?
«Цифра» спасет экологию
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Будущее – за цифровыми активами
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Токаев выразил соболезнования семье писателя Темирхана Медетбека
Музей Бауыржана Момышулы открылся в Таразе
Жару сменят дожди в Казахстане
40-градусная жара придет в Казахстан
В Восточном Казахстане продолжают поисковую работу
У адвоката – особый статус в системе правосудия
Реализацию крупных промышленных проектов обсудили в Правительстве РК
Рыбакина вышла в третий круг на «тысячнике» в Риме
В Семее открылся центр поддержки дольщиков
Более 450 рейсов задержаны в США
Автовладельцы будут проходить биометрию в спецЦОНах
Участники военного парада возвращаются в места дислокации
Определены сроки проведения итоговой аттестации школьников в Казахстане
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Казахстан в ЕАЭС: Экономические достижения и ключевые выгоды для страны
Пакистан начал масштабную военную операцию против Индии
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Как убивали Шерзата Болата
Украина и США подписали меморандум к соглашению о полезных ископаемых
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Автомобилисты жалуются на километровые пробки в Алматинской области
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Указ Главы государства об освобождении от должности
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Удивительная судьба Масима Якубова

Читайте также

«Жас ұрпақ»: новая сила для региона
В рядах университетов пополнение
Университет и промышленные предприятия СКО объединились в к…
Дороги, посевная, комфортные школы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]