Идея приучить южан передвигаться по городу на велосипедах исходит от городского акимата. Проект Shymkent Bike реализуется совместно с фондом «Самрук-Казына» и Казахстанской федерацией велоспорта. Он предусматривает создание в областном центре системы велодорожек и станций. Первый этап предполагает закуп 200 велосипедов и открытие 40 станций. Со временем их число будет увеличено.
По первым велодорожкам горожане смогут проехать уже в начале июля. За развитие инфраструктуры отвечает заместитель акима города Бейсенбек Жанбосынов. По его информации, начать создание дорожек решено с северной части города, которая сейчас активно застраивается. Сейчас здесь уже идут работы.
Велосипеды, на которые пересядут шымкентцы, завезут из Франции. Они изготовлены по специальному заказу, оснащены системой GPS для контроля передвижения и имеют новый туристский логотип Шымкента. Уже известно, что годовой абонемент на пользование будет стоить около 6 тыс. тенге. Пользоваться ими можно будет и почасово, заплатив 100 тенге.
Аким города Габидулла Абдрахимов является активным сторонником того, чтобы шымкентцы осваивали экологически чистый вид транспорта, а заодно и развивались физически. Он даже сам сел на велосипед и проехал по новым велодорожкам, чтобы проинспектировать их качество и готовность. Замечаний оказалось немало, и сейчас над их устранением работают коммунальные службы города.
К примеру, по улице Аль-Фараби плитка уложена не полностью, около пешеходных переходов над арыками местами нет мостиков – людям нужно фактически перепрыгивать через канавы. Градоначальник убежден, что Шымкент просто обязан иметь велосипедную инфраструктуру, что положительно скажется в том числе на развитии туризма.
– В западных странах делается все, чтобы жители городов и гости ходили пешком или передвигались на велосипедах, – говорит Г. Абдрахимов. – У нас для этого подходящий климат. В выходные я сам проехался на велосипеде по городу. Признаюсь, есть сложности – у нас разбитые тротуары, такие же дороги. Но все поправимо. Уверен, шымкентцы оценят этот вид транспорта и массово пересядут на велосипеды. Это, во-первых, полезно для здоровья, во-вторых, экономно, а в-третьих, уменьшится количество автомобилей в областном центре, что улучшит экологию.
Кстати, аким города после объезда дал задание соответствующим службам рассмотреть возможность отведения правой полосы на центральных улицах для езды велосипедистов в выходные дни и ограничить здесь движение до 40 км в час.