
О том, как сегодня обстоят дела в этой сфере, мы беседуем с заместителем председателя Комитета технического регулирования и метрологии МИР РК Галымжаном ДУГАЛОВЫМ.
– На первых этапах внедрения техрегламентов Таможенного союза было немало вопросов у казахстанских предпринимателей. Сегодня такого шквала эмоций не наблюдается. Галымжан Тлектесович, бизнес «устал» либо эти вопросы каким-то образом решаются?
– В первую очередь хотел бы немного пояснить. Технический регламент Таможенного союза – это документ, который устанавливает единые для пяти стран Евразийского экономического союза требования к безопасности продукции. То есть если до создания Таможенного союза в каждой стране действовали свои требования безопасности продукции, то теперь, с созданием единого рынка товаров и вступлением в силу технических регламентов Таможенного союза, действуют единые требования.
Для предпринимателей, которые выпускают продукцию в обращение на рынке союза (ввозят либо производят), требуется всего один раз в любой из стран «пятерки» пройти процедуру подтверждения соответствия продукции, и такую продукцию тогда можно выпускать в обращение на всей территории союза.
На сегодня приняты и вступили в силу 39 технических регламентов ТС на основные виды взаимопоставляемой продукции, представляющей наибольший риск для жизни и здоровья граждан. Прежде всего это изделия легкой промышленности и машиностроения, пищевая продукция, игрушки, парфюмерия, топливо, железнодорожный транспорт.
Да, на начальном этапе были определенные вопросы у бизнес-сообщества. Они касались в основном отсутствия лабораторной базы для испытаний продукции; неготовности переходить на новые требования по отдельным направлениям; отсутствия стандартов, необходимых для реализации техрегламентов. Хочу отметить, что Комитетом технического регулирования и метрологии совместно со всеми заинтересованными государственными органами и с участием Национальной палаты предпринимателей проделана системная работа по решению этих вопросов.
Так, в рамках государственной программы «Нұрлы жол» было дооснащено 69 испытательных лабораторий, которые на сегодня позволяют проводить испытания продукции по всем вступившим в силу техническим регламентам союза.
Ежегодно по результатам проведенного анализа, обсуждения со всеми заинтересованными лицами, регионами и партнерами по ЕАЭС, в рамках Плана работы по государственной стандартизации и Программы работ по межгосударственной стандартизации разрабатывается до 500 стандартов, необходимых для реализации технических регламентов союза. Это как технические условия на продукцию, так и стандарты, которые содержат методы испытаний продукции.
– Известно, что разработкой стандартов занимаются технические комитеты по стандартизации, созданные в отраслях промышленности.
– Да, на сегодня в Казахстане создано 53 техкомитета. Ведется работа по активизации их деятельности, которая координируется Комитетом технического регулирования и метрологии. В прошлом году создано 7 новых технических комитетов в таких сферах, как судостроение и морские технологии, туризм, интеллектуальные транспортные системы, упаковка и тара, плодоводство, овощеводство и виноградарство. Цель – усиление работ по подготовке стандартов с привлечением всех заинтересованных сторон и по повышению их качества. Проведена инвентаризация в начале текущего года, и по результатам были ликвидированы пассивные комитеты, которые в течение последних двух лет не участвовали в развитии технического регулирования.
Что касается неготовности предприятий… Несмотря на то что предусматривался соответствующий период для перехода на новые требования, а это не менее 6 месяцев для вступления в силу технического регламента и еще полтора года – для возможности использования ранее выданных национальных сертификатов соответствия, по отдельным техническим регламентам выявилась неготовность наших предприятий исполнять требования наднационального законодательства.
Речь о таком направлении, как экологические требования к автомобильному топливу, что связано с проводимой модернизацией наших нефтеперерабатывающих заводов. Также были вопросы с введением в действие требований технического регламента Таможенного союза на колесные транспортные средства в части перехода к обязательному подтверждению соответствия широкого ассортимента автокомпонентов и выдачи одобрений типа на большегрузные транспортные средства. Не обошли мимо эти вопросы и сферу железнодорожного транспорта, где при отсутствии достаточного количества межгосударственных стандартов невозможно провести подтверждение соответствия подвижного состава.
Но хочу подчеркнуть, что казахстанская сторона внимательно отнеслась к сложившейся ситуации, мы подготовили соответствующие обоснования и отстояли в рамках ЕАЭС возможность продления переходных периодов для Казахстана по этим техническим регламентам.
Таким образом, основные сложности, с которыми столкнулись наши предприниматели при реализации технических регламентов союза, были решены, и сегодня «острых» проблем в этой сфере практически не осталось. Важно также отметить широкую разъяснительную работу по внедрению технических регламентов. За эти годы проведено более 160 семинаров и курсов, в которых приняли участие почти 6,5 тысячи специалистов предприятий из всех регионов страны.
– Все это можно назвать работой над недочетами, которые были допущены при согласовании технических регламентов Таможенного союза нашими переговорщиками. Принимаются ли сегодня опережающие меры, чтобы в дальнейшем не наступить на те же грабли?
– Введение в действие технических регламентов Таможенного союза необходимо рассматривать не только через призму вопросов, с которыми столкнулся наш бизнес при их реализации, а в первую очередь как основной элемент построения единого рынка товаров, основанного на требованиях, гармонизированных с международными. Таможенный союз создает равные условия для развития конкуренции среди предпринимателей, что в конечном итоге приводит к повышению безопасности и качества товаров на прилавках, росту ассортимента продукции и потребительской культуры.
Что касается учета интересов наших предпринимателей в процедурах согласования документов в сфере технического регулирования в ЕАЭС, важно отметить, что проблем с доступом наших предпринимателей к обсуждению проектов технических регламентов союза никогда не было, для этого есть как соответствующие процедуры публичного обсуждения, так и площадки обсуждения. Представители бизнеса, НПП на постоянной основе участвуют во всех без исключения заседаниях рабочих и экспертных групп в ЕАЭС, заседаниях консультативных комитетов. Ни один технический регламент ЕАЭС не принимается, если казахстанский бизнес против его принятия.
Кроме того, в целях обсуждения проектов технических регламентов ЕАЭС в Казахстане созданы и регулярно работают экспертные советы в центральных государственных органах и региональные штабы в регионах. Они вырабатывают единую переговорную позицию Республики Казахстан по вопросам технического регулирования в ЕАЭС.
Однако по понятным причинам культура рассмотрения проектов технических регламентов и интерес к ним в обществе растут по мере нарастания необходимости их реализации.
– Назовите ключевые изменения в части привлечения бизнес-сообщества к обсуждению проектов технических регламентов Таможенного союза, которые были инициированы нашими переговорщиками.
– Первое. В Евразийской экономической комиссии, наднациональном органе ЕАЭС, по инициативе казахстанской стороны внедрена процедура оценки регулирующего воздействия, то есть процедура, посредством которой готовится заключение о возможных последствиях влияния принятия такого решения на условия ведения предпринимательской деятельности. В связи с чем мы с партнерами по ЕАЭС принципиально договорились внести эту процедуру и в порядок разработки техрегламентов и перечней стандартов. Теперь все проекты техрегламентов ТС и изменений к ним в обязательном порядке будут проходить эту процедуру: бизнес начнет заполнять опросные листы, будет проводиться анкетирование предприятий, составление заключения. И совместно с проектом технического регламента будет приложено заключение с описанием последствий его принятия.
Второе. По инициативе Казахстана принято решение, согласно которому основные чувствительные для стороны вопросы в сфере технического регулирования будут обязательно рассматриваться на заседании Консультативного комитета. Это необходимо для полноценного участия как бизнеса в обсуждении, так и учета мнений всех сторон.
Третье. Утвержден Порядок ведения Единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС. То есть сейчас у нас есть Единый перечень, в отношении этой продукции могут быть либо единые наднациональные технические регламенты, либо национальные обязательные требования. А вот как включать продукцию в этот перечень, как изменять и исключать – все эти процедуры должны быть транспарентны, и такое включение (исключение) должно быть обоснованно. По предложению бизнес-сообщества Казахстана такой документ был подготовлен.
И последнее. У нас в разработке порядка 22 технических регламентов ТС и 30 изменений к ним. Некоторые изменения вносятся в один и тот же техрегламент, в связи с чем изменения нумеруются по порядку, так как их несколько. Конечно, для производителей продукции важно знать, на какой стадии разработки и согласования находится затрагивающий их интересы проект и когда планируется его одобрение. Мы предложили, а коллеги по ЕАЭС единогласно поддержали то, что теперь все процедуры их разработки станут публичными. Это значит, что Евразийская экономическая комиссия будет готовить таблицу в виде мониторинга хода их разработки и опубликовывать на сайте. Нововведение позволит любому заинтересованному лицу отслеживать, находится ли его проект на внутригосударственном согласовании, публичном обсуждении, прошел ли Коллегию ЕЭК либо планируется его рассмотрение в Консультативном комитете.
– Какие планируется в дальнейшем принять меры, направленные на развитие системы технического регулирования в ЕАЭС?
– Как известно, Президент Республики Казахстан – Председатель Высшего Евразийского экономического совета Нурсултан Назарбаев в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС предложил объявить 2016 год Годом углубления экономических отношений союза с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями.
В целях исполнения Плана мероприятий по реализации указанного обращения экспертами наших стран совместно с ЕЭК разработан проект соглашения о порядке и условиях устранения технических барьеров в торговле с третьими странами и интеграционными объединениями.
Документ предусматривает современные, основанные на международных стандартах механизмы взаимного признания работ по оценке соответствия продукции обязательным требованиям. Это позволит внедрить дополнительные механизмы экспорта наших товаров в третьи страны. Проект соглашения находится в высокой степени готовности.
Единый рынок товаров с едиными требованиями безопасности и процедурами оценки соответствия невозможно представить без, по крайней мере, общих подходов к осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением этих требований. Поэтому в следующем году мы планируем завершить работу по разработке и согласованию проекта международного договора в рамках ЕАЭС, который будет устанавливать принципы и подходы к гармонизации законодательства в сфере государственного контроля. Это также направлено в том числе на снижение барьеров предпринимательства – сходные правила госконтроля позволят создать предсказуемую среду для бизнеса.
В целом, резюмируя, хотелось бы подчеркнуть, что выполнение запланированных работ обеспечит полноформатную работу единой системы технического регулирования в нашем интеграционном объединении, и в этой работе мы в первую очередь учитываем потребности и предложения бизнес-сообщества.