
По проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» Мажилису доложил министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов. Законопроект предусматривает сокращение в связи с дублированием и отсутствием эффективности 28 из 132 сфер контроля и надзора, исключаются 137 контрольных функций госорганов, весьма существенно сокращаются сроки проведения проверок, и вводится институт профилактического контроля.
Кроме того, предусмотрено и решение такой старой проблемы, как снижение ставки за выезд с территории Казахстана на отечественных автотранспортных средствах с 3 до 1 МРП.
– Это позволит активизировать торговлю и повысить наш транспортный потенциал. Таким образом, государство снижает порядка миллиарда тенге затрат для бизнеса, – сказал Тимур Сулейменов.
Меняется и порядок получения прав на земельный участок для бизнеса. Сегодня предприниматели должны обращаться в акимат, при этом там имеют полное право отказать, сославшись на необходимость проведения аукциона.
– Вместе с тем такой аукцион не проводится, и бизнес получить этот участок не может. Мы предлагаем закрепить законодательно тот момент, что если бизнесмен обратился за земельным участком, и ему ответили, что здесь проводится аукцион, то он должен пройти в течение 90 дней со дня отказа, – пояснил глава МНЭ.
Между тем депутаты выражают обеспокоенность тотальным снижением контрольных функций государства. Мажилисмен Роман Ким попросил министра национальной экономики доходчиво разъяснить, какими принципами руководствуются уполномоченные органы при сокращении контрольных функций и не приведет ли процесс к ухудшению качества товаров, работ и услуг.
– Мы постоянно даем послабления бизнесу, не приведет ли это к расхолаживанию и снижению ответственности? – спросил депутат и напомнил о фактах отравления людей продуктами питания или проникновения на казахстанский рынок опасных игрушек.
По словам Тимура Сулейменова, снижение контрольных функций рассматривается, прежде всего, с точки зрения упразднения дублирующих функций.
– Мы не стремились снизить государственный контроль за качеством и безопасностью продукции, а пытались убрать дублирование и снизить те неэффективные функции, которые не выполняются на том или ином этапе правотворчества. Мы против того, чтобы в бизнес приходили условно в одних погонах, а через месяц в других, и проверяли на то же самое соответствие, это не совсем верно. Поэтому мы считаем, что закон сократит дубляж, сократит неэффективные проверки, но при этом в качестве по безопасности мы не потеряем, – утверждает глава МНЭ.
Ему вторил заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Рустем Журсунов. Он констатировал, что проведенный анализ чрезвычайных происшествий, в частности отравлений некачественными продуктами питания, показал, что вне зависимости от количества проверок, которое в разные годы идет в сторону снижения, число отравлений остается стабильным – от 80 до 80,5 тыс. случаев в год.
– То есть прямой корреляции от количества проведенных проверок и несчастных случаев мы не обнаружили, – сказал он.
Между тем председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин поинтересовался: каким образом зарубежные страны достигают минимизированного подхода по контрольным функциям и при этом сохраняют высокое качество товаров и услуг?
По словам Рустема Журсунова, все дело в системе управления рисками.
– Это то, что необходимо нам. Необходимо посмотреть в динамике по годам, соблюдаются ли те или иные стандарты, находится ли тот или иной предприниматель в зоне риска, и тогда, соответственно, контрольные органы идут проверять точечно, – пояснил Рустем Журсунов.
Однако спикер призвал не мудрствовать и не изобретать велосипед.
– Элементарные вещи должны быть. Не надо ничего выдумывать. Может, министр и прав, что надо сокращать проверки, чтобы не ходили, друг другу на ноги не наступали. Но вы посмотрите, что делают в передовых странах с развитой экономикой. Действительно, нет количества проверок, но при этом законодательно все сделано таким образом, что бизнесмену невыгодно выпускать некачественный товар. Если один раз его в этом уличат, он просто разорится. Когда «Атамекен» внесет такие предложения? Глава государства создал все условия. Это его в первую очередь заслуга, что нет таких массовых проверок МСБ. Мы полностью поддерживаем сегодняшнее направление правительства в отношении снятия контрольной функции, сокращения их. Но, как говорят в народе, чтобы с водой ребенка не выплеснули, – сказал Нурлан Нигматулин.
Продолжила тему безопасности товаров и услуг после снижения контроля депутат Зауреш Аманжолова. В законопроекте предлагается снять надзорные функции за строительством частного жилья во всех регионах Казахстана. Однако депутат напомнила, что когда в январе 2016 года был упрощен ввод в эксплуатацию индивидуального жилья и чиновникам не нужно стало присутствовать при приемке, начались проблемы.
– После этого начались проблемы по вводу регистрации этой недвижимости. Особенно для тех, кто там проживал. Эти люди не могли получить регистрацию по этому адресу, не могли устроить своих детей в школы, детсады, регистрироваться в поликлиниках, получать соцуслуги. Они сами строят, сами подписывают, сами принимают в эксплуатацию. А это касается и тех районов, где высокая сейсмоопасность, – сказала Зауреш Аманжолова.
Коллегу поддержал спикер.
– Я не могу понять: государственное жилье строим, заботимся о безопасности, а в частном жилье не наши граждане будут жить? Надо доработать до второго чтения, – потребовал Нурлан Нигматулин.
Предложение народные избранники поддержали, тем более что в МВД солидарны с депутатами.
– Сейчас мы мониторим ситуацию, пока крупных ЧС в последнее время на введенных бесконтрольных объектах не происходило, но есть риски, что бизнес не несет ответственность за качество строительства, – сказал вице-министр внутренних дел Юрий Ильин.
В ходе обсуждения депутаты отмечали, что предложение разработчика законопроекта, направленное на дерегулирование бизнеса в целях повышения позиций в различных рейтингах, в том числе Doing Bussines, в данном случае неоправданно.
– Сегодня не ставится вопрос возвращения к увеличению контрольных функций. Но те, которые есть и нужны для жизнеобеспечения наших граждан и их безопасности, необходимо еще раз проанализировать. Потому что никакие позиции в рейтингах ничего не стоят, если страдает безопасность государства и наших граждан, – подчеркнул Нурлан Нигматулин.
В первую очередь это касается объектов энергетики, нефтегазового, горнодобывающего, водного секторов.
– Поправка в Водный кодекс об исключении учета воды и мониторинга водных объектов, откровенно говоря, вызывает много вопросов. Если ее принять в этом формате, то возникнет цепь проблем. К примеру, Гидромет не будет получать полную информацию по использованию воды. Соответственно, и прогноз ЧС не будет достоверным и точным, – сказал Нурлан Нигматулин.
По мнению спикера Мажилиса, отсутствие надлежащего учета использования воды также затруднит реализацию предусмотренных госпрограммами мер по обводнению пастбищ, по обеспечению граждан качественной питьевой водой. Все эти вопросы депутаты пообещали взять на особый контроль и до второго чтения досконально изучить спорные нормы.
И вчера же «добро» палаты получил и законопроект о ратификации поправок в Соглашение между Казахстаном и Беларусью об избежании двойного налогообложения. Согласно документу, вносится изменение в термин «постоянное учреждение» в редакции, позволяющей облагать доходы от разведки природных ресурсов с первого дня при осуществлении разведки для другого лица. Соглашение дополнено новым положением, предусматривающим образование постоянного учреждения через 183 дня фактического пребывания сотрудников при оказании услуг. Кроме того, соглашение дополняется новой статьей, касающейся профессоров, преподавателей и научных работников, освобождающей их от налогообложения в течение 24 следующих друг за другом месяцев.
Также, согласно повестке, палата избрала депутата Мухтара Ермана председателем Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности, а нового депутата Дархана Мынбая – членом Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию.