Пора начинать

723
Екатерина Бескорсая
Фото Валерия Бугаева

Главное – вместе

Директор Института развития местного самоуправления Сергей Худяков считает, что при подготовке к прямым выборам сельских акимов нужно не только заранее продумать все организационные вопросы, но и уже сейчас начать разъяс­нять населению, для чего это нужно.

Эксперт поделился мнением о том, насколько готово к прямым выборам наше общество, основываясь в своих выводах на многолетнем опыте в облас­ти развития местного само­управления. С 2015 года его НПО реализовало в разных областях страны 4 масштабных проекта, общая идея которых обучить членов собраний местных сообществ основам законодательства и привлечь их к совместным действиям с акиматами.

Вот его суждения:

– В прошлом году мы охватили Акмолинскую, Алматинскую, Восточно-Казахстанскую, Павлодарскую и Северо-Казахстанскую области: ездили по районам, встречались с людьми, чтобы привлечь их к оценке местных проблем, к внесению предложений по программе развития сельской территории.

Скажу так: везде люди наде­ются, что их жизнь улучшится, и мы пытались привязать эту надежду к их потенциальным действиям – преодолеть пассивность. Фразу «взаимодейст­вие с властями» нужно было перевести в конкретный набор действий – что делать обеим сторонам. Важно добиться, чтобы жители и власти вместе что-то реализовали. Помните, как у кота Матроскина – «совместный труд на мою пользу сближает». И это правда – совместное решение пусть даже маленькой проблемы помогает людям по-другому взглянуть на работу с акиматом.

С одной стороны, у нас в селах накоплен большой багаж недоверия к власти. Многие не верят, что у сельского акима вообще есть возможности что-то предпринимать. Плюс к тому бытует мнение, будто власти на местах в первую очередь решают не те проблемы, которые дейст­вительно влияют на жизнь, а те, решение которых создает видимость улучшения жизни, то есть работают на показуху.

С другой стороны, наши опросы населения и беседы на семинарах показывают: люди хотят иметь возможность влиять на выборы акимов. Они считают, что, во-первых, выберут того, кого надо – человека, который будет заботиться о данной сельской территории. А во-вторых, что он будет хоть немного зависеть от них, ведь именно его «назначили».

Я считаю: если мы хотим, чтобы это желание перевесило недоверие, необходимо уже сегодня вести широкую разъяснительную работу с населением, дабы люди активнее подключались к решению проблем – разрабатывали вместе с акимами план, включали в него все самое важное, понимали, что можно сделать сейчас, а что только через 3 года.

Все это минимизирует риски того, что прямые выборы сельских акимов пройдут слабо и мало чего изменят, а ведь таких рисков достаточно. Например, наши граждане еще не очень готовы к принятию ответственного решения и могут попасть на удочку популистских заявлений, выбрать в итоге краснобая. Второй достаточно сильный фактор риска в Казахстане – трайбализм, принцип «пусть плохой, но наш» может всплыть и на выборах.

Уверен, власти на всех уровнях знают эти риски, государство будет вести мониторинг процесса. Решение провести выборы акимов уже в будущем году считаю позитивным шагом для нашего общества – научиться можно только тогда, когда идешь вперед.

С этого года во всех селах уже реализуется четвертый уровень бюджета, и пусть для мелких населенных пунктов это только первый год, но он не будет определяющим. Работоспособность конкретного акима в конкретной ситуации, его желание и умение ладить с людьми и объяс­нять накопленные проб­лемы, пояс­нять свои дейст­вия – вот что будет принято во внимание. Пока же далеко не все акимы осознают, что им нужно делать. К сожалению, есть и такие, кто считает, что население ничего не понимает в государственных делах и бюджетных программах и общаться с ними – лишняя трата времени.

Я думаю, прямые выборы обост­рят еще одну сложность – нехватку кандидатов. Например, сейчас есть ряд требований к человеку, которого могут выб­рать сельским акимом: высшее образование, опыт работы, проживание на территории района и главное – его согласие. Все это серьезно ограничивает выбор для акима района, который предлагает кандидатуры. Даже для парламентариев нет такого списка ограничений.

Поэтому сейчас нужно серьезно подумать, как стимулировать самодостаточных людей надеть на себя ярмо управления маленьким селом с немаленькими проблемами. Безусловно, поможет финансовый вопрос. Даже невероятно порядочный человек с маленькой зарплатой будет относиться к такой работе как к повинности, как к чему-то временному.

Но помимо личных доходов нужно задуматься и о доходах сельского округа, чтобы туда шли люди, умеющие и желающие работать.

Мое предложение таково: каждый населенный пункт должен иметь гарантированную законом минимальную обязательную дотацию, чтобы население и аким знали, что они могут запланировать. Собственные ресурсы у них ограничены – четвертый уровень бюджета развернуться не позволяет. Развитие идет только за счет дотаций сверху, но даже при нашем трехлетнем бюджете все эти вливания слишком непредсказуемы и нестабильны. А нужно, чтобы сельский аким понимал, что каждый год у него будет такой-то минимум от государственной казны, тогда само понятие «планирование» не будет дискредитировано, и аким сможет работать более качественно.

Ответы будут в законах

Главной подготовкой к прямым выборам акимов сейчас должна стать разработка детальной нормативно-правовой базы – об этом говорит руководитель департамента Агентства по делам государственной службы Павлодарской области Токтамыс Жумагулов. Нужно заранее задать вопросы, которые, очевидно, возникнут во время выборов и после, и продумать ответы на уровне законодательства.

– В том, что настало время проводить прямые выборы акимов сельских округов, я не сомневаюсь. Практика развитых стран показывает: когда происходят прямые выборы в муниципалитет или округ и выдвигаются лидеры из народа и из управленческой среды, у всех имеются равные шансы. Сначала все будет зависеть от их программ.

Конечно, сейчас в разных сельских округах могут быть индивидуальные стартовые условия, где-то даже диаметрально противоположные. Где-то есть крепкие хозяйствующие субъек­ты, кадры, есть желающие участвовать в кампании. Здесь будет серьезная конкуренция.

Есть округа, где снижен уровень инициативы. На мой взгляд, чтобы решить эту сложность, в законодательстве нужно предус­мотреть возможность участия в выборах людей, которые не являются жителями данного сельского округа.

К тому же уже сейчас создаются условия для стимулирования потенциальных государственных служащих – людей, которые хотят реализовать свои принципы и желания служить обществу. Например, в нашей области уже внедрили факторно-балльную шкалу оплаты труда госслужащих, и сейчас оклады акимов сельских округов варьируются от 411 тыс. до 536 тыс. тенге. Безусловно, специалисты районных акиматов, городских отделов получают меньше, так что для них участие в выборах может стать следующим шагом по карьерной лестнице. Ну а если они выходцы из какого-то села, то тем более приятно вернуться работать на родину в новом статусе.

Со следующего года новая система оплаты труда будет применяться повсеместно по стране. Это также отразится на том, что будут желающие работать акимами сельских округов и участвовать в выборах.

Принципиально важно в прямых выборах акимов то, что народ будет избирать на пост того человека, которому он доверяет (по крайней мере, на момент выборов), и это повысит уровень ответственности акима. Можно даже сказать, что в этом случае это будет не вопрос ответственности (она должна быть по умолчанию), а вопрос понимания ответственности. Наверняка в законодательстве будет заложен механизм, который регламентирует выражение недоверия граж­дан к избранному ими акиму.

Сейчас акимы сельских округов тоже ведь избираются, пусть и косвенно. Но механизма снятия с должности, который был бы привязан именно к неоправданию доверия, нет. Снимают с должности из-за невыполнения планов, но чаще всего это проис­ходит, когда истекает срок его полномочий либо когда он совершил какое-либо правонарушение. Ну или сам решил уволиться.

Есть другой важный момент, требующий продуманной подготовки, – уровень квалификации тех, кто придет на госслужбу путем выборов. На мой взгляд, важно уже сейчас продумать систему и программу обучения, причем ориентированную на особенности работы сельских акимов.

Когда не все равно

В Павлодарской области о селе Жалаулы, скорее всего, слышали, но немногие – это цент­ральная усадьба одноименного сельского округа Актогайского района. А вот про Шолаксор слышали все – это «эпицентр» областного паводка, каждый год весной здесь то эвакуируют население, то готовятся к этому. Кроме данных двух сел в округе еще два небольших населенных пункта – Карасу и Балтасап, общая площадь территории превышает 220 тыс. га – не трудно представить, какие здесь расстояния.

В Жалаулинском сельском округе живут чуть менее 1 000 граждан, причем малообеспеченных семей нет вообще, зато есть одно ТОО (инвесторы разводят племенных герефордов), 42 фермерских, 3 крестьянских хозяйства, а также 12 индивидуальных предпринимателей.

В этом сельском округе акимом работает 44-летний Азамат Медетов, который в нынешнем году занял третье место в респуб­ликанском конкурсе лучших сельских акимов.

– С этого года мы, как и все, имеем бюджет четвертого уровня – собираем примерно полтора миллиона, конечно, есть и задолженность, например, по транспортному налогу. Но работаем с населением – объясняем, что эти деньги идут на развитие сел. Собранное направляем на благоустройство, хотя здесь особо не разгонишься, стараемся делать то, что действительно необходимо. Есть и такие запросы населения, которые самостоятельно нам не по карману реализовать, поэтому мы передаем все в район, область.

Когда я готовился к конкурсу, изучал, какую бы проблему поднять. В рекомендациях было указано, чтобы бюджет проекта не превышал 5 миллионов тенге. Сначала я думал о вопросах благоустройства. Но как раз в этот период ко мне на прием пришла местный предприниматель – глава фермерского хозяйства Куляим Кулмагамбетова – и рассказала, что хочет заняться переработкой шерсти, открыть мини-цех. Она готовила бизнес-план, подавала на грант, но на уровне области проект не одоб­рили. И я решил, а почему бы этот проект не озвучить перед республиканской комиссией, ведь для всех сельских территорий вопрос переработки шерсти очень актуален – сейчас это сырье просто выбрасывается тоннами на свалку. Например, у нас в районе 8 000 овец, в среднем за год с каждой выстригается по 4 килограмма – это 32 тонны сырья! Взял ее бюджетную основу, сделал слайды, разложил по полочкам насущность проблемы.

Недавно в регионе получили письмо из Агентства по делам государственной службы: в рамках реализации концепции «слышащего государства» рекомендовали, чтобы конкурс­ные проекты, в том числе и наш, поддерживали из местных бюджетов.

В 2021 году у меня как раз заканчиваются полномочия акима сельского округа. И меня волнует вопрос: а будет ли выбор у нашего населения?

Я сам уроженец села Жалаулы, здесь вырос, окончил среднюю школу, потом поступил в Павлодарский госуниверситет – я инженер-строитель по первому образованию. В 1997 году в городе работы по специальности не нашел, вернулся в родную деревню, она меня поддержала – устроился учителем черчения в школу. Потом получил и педагогическое образование, еще и выучился на экономиста-юрис­та. Работал директором школы. На госслужбу пригласили в 2011 году, акимом я работаю уже 9 лет. И с точки зрения принципов государственной службы, это много, нужна ротация. Но если население захочет и руководство поддержит, я бы пошел на выборы.

Дело в том, что если мне все же придется уйти, я хочу, чтобы родной сельский округ остался в надежных руках. Высшее образование имеют в основном учителя, а в школах – женский коллектив, им непросто с нашими расстояниями. Да и я, прямо сказать, не вижу рвущихся на мою должность – работа сложная, нервная, круглосуточная. Зимой людей из снега спасаем, летом пожары тушим, весной от паводков уберегаем. Элементарный пример – у меня была вакансия помощника акима сельского округа, и я с трудом отыскал молодого человека, который согласился. К счастью, с этого года в рамках пилотного проекта у нас внедрили факторно-балльную шкалу, зарплату подняли принципиально – только это и спасло. Если бы зарплата осталась на прежнем уровне, навряд ли я бы кого-то на 60–70 тысяч уговорил. Так что кадровый вопрос пока стоит остро, и его нужно решать.

Репутационные потери

О кадровом вопросе можно и нужно говорить не только с точки зрения количества, но и качества. За последние два года в Прииртышье 62 сельских акима были привлечены к дисциплинарной ответственности. И хотя за этот период уволенных по отрицательным мотивам среди них не было, но неполное служебное соответствие некоторым «выписывали».

Именно сельские акимы – регулярные «герои», действия которых изучают на заседаниях Совета по этике. Порой все идет не так из-за того, что акимам просто не хватило опыта, ресурсов и главное – знаний госуправленца. Но бывают и очевидные, осознанные нарушения.

Для примера можно привести дело, которое рассматривалось на последнем заседании Совета по этике против акима Шарбактинского сельского округа. По сути, ситуацию можно назвать классикой жанра – смешались и какие-то личные отношения, и незнание закона, и невозможность действовать по закону быстро. Основанием для разбирательств стали обращения граждан и последовавшие за этим внеплановые проверки.

Итак: жители села Богодаровка пожаловались на то, что год назад в их населенном пункте неизвестные лица с разрешения акима выкопали трубы бывшей теплотрассы.

Когда-то в местном колхозе «Путь Ильича» была центральная теплотрасса, но в 1995 году с закрытием кочегарки она осталась бесхозной и на баланс местных исполнительных органов не передавалась. Более того, даже в архивах не сохранилось никаких документов, хотя бы косвенно характеризующих объект. Именно этим уже в наши дни объяснял действующий аким села М. К. Жиенбаев, почему это бесхозное имущество не взяли на баланс, хотя по правилам бюджета четвертого уровня сделать это было необходимо. Со слов акима, он даже обращался за советом к вышестоящим коллегам, но так и не понял, как провести обследование и составить акт имущества, которое закопано в землю. И вот в этом его как раз сложно упрекнуть – ни плана, ни проектов, одни воспоминания.

Только вот невидимость объекта не помешала узнать о трубах жителю Павлодара К. К. Ахмедиеву, который обратился к акиму с просьбой демонтировать эти трубы, а взамен предложил установить в селе освещение и провести другие работы. Аким, кстати, заявил, что до этого даже не знал о существовании здесь теплотрассы.

В идеале это должно было выгля­деть так: аким официально созывает сход, там все обсуж­дается, и на основе принятого народом решения действует дальше. Но в реальности получилось не так: схода не было, а была встреча с населением (небольшой группой человек в 10–12). Кстати, даже на сходе здесь не смогли бы принять решения по трубам, потому что они бесхозные, а не принятые на баланс. В итоге вроде как Ахмедиев вел переговоры с жителями, кто-то ему позже разрешил выкопать часть труб возле своих домов, большинство было против. Справедливости ради нужно сказать, что и 20 столбов освещения спонсор установил. А еще был оштрафован полицией, куда обращались граждане, но только за нарушение правил благоустройства. Многое из обещанного он сделать забыл или не успел, например, ремонт в здании сельского клуба, а также санитарную очистку села.

А вот сельчане рассказали, что на той встрече аким заявил, что даже если жители откажут в демонтаже труб сейчас, их все равно поставят на баланс и в итоге демонтируют. В своей жалобе они также написали, что неизвестные лица с разрешения М. К. Жиенбаева все-таки выкопали часть труб и вывезли их на трех грузовых автомашинах.

Естественно, что подсчитать ущерб сейчас невозможно. Да и вообще, с точки зрения закона ущерба нет – как нет официаль­ного имущества, именно поэтому за дело о хищениях не брались полиция, антикоррупционная служба, департамент внутреннего государственного аудита.

А на Совете по этике дисциплинарное дело строилось на оказании акимом неправомерного предпочтения физическим лицам при подготовке и принятии решений, а также оказании кому бы то ни было любого не преду­смотренного законодательством РК содейст­вия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности.

А вот теперь представьте, что аким с таким бэкграундом решит участвовать в прямых выборах. Какими методами он будет убеждать население поддержать его? Какие аргументы приводить? А если представить, что кто-то альтернативный решит сыграть на репутации акима? Как сделать, чтобы не реализовалась народная примета «каждый последующий хуже предыдущего»?

Придут на новенького

О том, что нередко сельчане готовы к избранию приезжих акимов, говорит и руководитель общественного фонда «Десента» Сергей Гуляев – возглавляемое им НПО реализовывало различные проекты по развитию местного самоуправления в Павлодарской области.

– На мой взгляд, население сейчас больше готово брать на себя ответственность за принятие решений. Так что, видимо, время прямых выборов уже настало, но их ожидаемые результаты пока призрачны. Мы говорим о тех вещах, которые должны получиться в идеале. Это большая подотчетность местной власти, большая инициативность самих граждан, которым дано новое по форме право участвовать в управлении страной.

Предполагается, что избранный человек будет соотносить свои действия с позицией тех людей, которые за него голосовали. В сельской местности люди друг друга знают, поэтому акиму будут постоянно напоминать – мы голосовали за тебя, элементарно при встрече на улице. На этапе агитации будет хоть какая-то предвыборная программа, а это уже погружение в проблемы местного сообщества и поиск их решения.

В прошлом году мы объехали 6 районов области с семинарами по развитию местного самоуп­равления, приглашали сельчан и в Павлодар. И очень часто звучало мнение: «Хорошо знаем своих, не хотим с ними работать, ждем новичков». Так что плохое сотрудничество с действующим акимом не станет главной проб­лемой предстоящих выборов, ведь негативный опыт тоже опыт – люди уже знают, на что обращать внимание.

Хуже всего будет в округах, где нет перспективы, где нет бизнеса, не очень хорошие природные данные. Им будет тяжелее, потому что маловероятно, что туда захочет прийти активный человек. И вообще, высказывает­ся немало предположений, что будут баллотироваться с максимальной поддержкой предприниматели или что в числе кандидатов будут те же лица, что и сегодня.

И нельзя однозначно говорить, что это плохо. Акимами не рождаются – как заранее распознать, будет кандидат хорошим исполнителем или нет, если пока у него нет «государственного» опыта? Можно предположить, но пока не начнешь действовать, результата не будет. Поэтому и пора действовать – осталось-то совсем немного времени.

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Танцевальный марафон на Сабантуй
Не кровные отобрали, а положенное!
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Заседание генпрокуроров
Вводится новое общежитие
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Предстоит серьезное разбирательство
Разработан законопроект
Чудом считает семья Тасеновых свой переезд в новый микрорайон
Ярмарка вакансий
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы перера…
Предстоит серьезное разбирательство
Танцевальный марафон на Сабантуй

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]