Преимущества отечественного автопрома

2016
Ануар Калмыков

Как показывает история мирового машиностроения, не у каж­дой страны и производителя с самого начала есть собственное производство полного цикла. Чаще всего развитие осуществляется поэтапно.

Казахстанский автопром свой путь начал в 2003 году и уже набрал внушительные обороты. Машиностроение сегодня – одна из динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности.

Между тем у покупателей продукции местного автопрома час­то происходит подмена понятий о том, что крупноузловая сборка (SemiKnock-Down) не является производством или во многом уступает по качеству мелкоузловой (CompleteKnock-Down). А ведь первой собирается около 90% автомобилей в Таможенном союзе. Кроме того, это довольно распространенный метод производства во многих развитых странах мира. Стоит хотя бы вспомнить, что автопром Японии и Кореи также начинал свой путь, собирая иностранные авто из готовых деталей в послевоенные годы.

Так что же называется крупноузловой сборкой? Отверточная или крупноузловая сборка – это некий конструктор. Завод-изготовитель поставляет на сборочный завод детали автомобиля: двигатель, кузов, трансмиссию, подвески и другие части будущей машины. Их воедино собирают специалисты.

Способ, когда на сборочный завод поставляют машинокомп­лект без дверей, колес и руля, позволяет значительно снизить стоимость конечного продукта за счет сниженной ставки на таможне. В таком случае в страну въезжает не полноценное самоходное транспортное средство, а крупноузловой конструктор.

В Баварии на автозаводе BMW после сборки автомобиля его вновь разбирают: снимают двери, силовой и трансмиссионный агрегаты. Разобранные части авто поставляют на Калининградский сборочный завод «Автотор», и с конвейера выходит готовый продукт. Благодаря снижению таможенной ставки и более доступной рабочей силы автомобили иностранного производства получаются намного доступнее в стране, где их собрали. Данный процесс охватывает в той же Российской Федерации такие бренды, как Renault, Kia, Hyundai, Volkswagen, Mazda, Skoda, PeugeotCitroenMitsubishi, Lifan, Geely и другие.

Отличие крупноузловой сборки от мелкоузловой (полноразборной) состоит в том, что во втором случае транспортное средство собирается из отдельных деталей и подузлов. Страна-изготовитель привозит готовые детали на завод-производитель, где и происходит их сварка, окраска, внутренняя отделка, сборка и так далее. Такой формат предполагает не только агрегатную сборку, но и сваривание между собой готовых панелей, то есть сборку каркаса кузова.

Применение одного из двух видов сборки нацелено на снижение стоимости конечного продукта для других стран-потребителей, расширение географии производства, создание новых рабочих мест и поступление дополнительных инвестиций для страны-сборщика. Стоит отметить, что в Казахстане, по сообщению самих автопроизводителей, им никакие льготы и послабления не предоставляются. Предприятия платят все таможенные сборы и утилизационные платежи, а также искренне недоумевают от сведений в получении миллиард­ных субсидий.

Несмотря на сетевой хайп, казахстанцы верят в автопром и покупают больше машин казпроизводства. Об этом говорят цифры. По данным аналитиков, несмотря на трудности, связанные с пандемией, в 2020 году рынок вырос почти на 25%. Было продано около 93 тыс. новых автомобилей.

71,3% покупателей выбрали технику местного производства, хотя несколько лет назад их доля была 20–25%. Это говорит о том, что покупатели не испытывают предрассудков относительно автомобилей казахстанского производства и с каждым разом все больше оценивают преимущества покупки локализованных машин.

Вместе с увеличением сбыта появляются предприятия крупноузловой сборки, а уже после полное производство, включаю­щее окраску и сварку кузова. Как правило, к следующему этапу завод-производитель переходит после того, как рынок начинает потреблять более 100–120 тыс. локально произведенных автомобилей в год.

Производство автокомпонентов в таких условиях становится рентабельным. Здесь у отрасли появляется потенциал для развития экспорта. К этому этапу развития сегодня стремится казахстанский автопром.

Немаловажную роль при покупке местных автомобилей также играет их стоимость. Так, если импортный автомобиль стоит 10,9 млн тенге, то цена отечественного в среднем сос­тавит 6,8 млн тенге. Помимо этого, казахстанские покупатели могут воспользоваться программой льготного кредитования со ставкой 7,5%. Рост и обновление модельного ряда автомобилей, производимых в стране, в итоге обеспечивают покупателю разнообразие выбора.

О доверии к казахстанской технике говорит высокий спрос к брендам Hyundai, Chevrolet и JAC в России, Узбекистане, Беларуси и Кыргызстане. В 2020-м Казахстан экспортировал в страны ближнего зарубежья 8 122 единицы автомобилей, что в 3 раза больше показателей 2019 года (2 629 ед.).

В целом за календарный год из страны было экспортировано более 10% всей производимой техники на 55,9 млрд тенге. В 2021 году аналитики прогнозируют уровень продаж в пределах 100–120 тыс. единиц новых легковых и коммерческих автомобилей.

Популярное

Все
Всемирный экономический форум проходит в Давосе
Когда чудеса становятся реальностью
Январская клубника
Инаугурация Дональда Трампа прошла в Вашингтоне
Экологическая культура должна стать частью нашей жизни
Жить в селе становится комфортнее
Общий педагогический стаж династии Умбетовых – более 300 лет
Почему не реконструируют заставы?
Новый закон меняет правила биржевой торговли
Цены на лекарства снизятся
Самое жаркое десятилетие в истории наблюдений
Встреча с руководителями фракций
Армия должна быть безопасной
Антикоррупционная служба подвела итоги работы за 2024 год
Нужно жить сегодня!
Таинственная музыка природы
Поставки зерна из Казахстана в Иран выросли в 30 раз
Чтобы помнили
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 января 2025 года №61-НП
«Дерево растет только на одном месте»
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Миссия – выстраивать мосты
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Глава Нацбанка рассказал, какую меру будут принимать для снижения инфляции
Касым-Жомарт Токаев провел встречу с экспертами в области ИИ
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Определены самые популярные у туристов регионы
Ветерану Великой Отечественной войны Ыскаку Хусаинову исполнился 101 год
Чемпионат Казахстана по шахматам стартовал в Алматы
Глава Минэнерго рассказал о договоренностях с арабскими инвесторами
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Крещенские купания: где и когда в Астане можно окунуться в прорубь
Пик «Казправды»: преодолеть себя
Школьник меняет подходы к управлению ЖКХ
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны

Читайте также

Велосипедную инфраструктуру начнут развивать в Костанае
Чтобы помнили
Встреча с руководителями фракций
Почему не реконструируют заставы?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]