Как показывает история мирового машиностроения, не у каждой страны и производителя с самого начала есть собственное производство полного цикла. Чаще всего развитие осуществляется поэтапно.
Казахстанский автопром свой путь начал в 2003 году и уже набрал внушительные обороты. Машиностроение сегодня – одна из динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности.
Между тем у покупателей продукции местного автопрома часто происходит подмена понятий о том, что крупноузловая сборка (SemiKnock-Down) не является производством или во многом уступает по качеству мелкоузловой (CompleteKnock-Down). А ведь первой собирается около 90% автомобилей в Таможенном союзе. Кроме того, это довольно распространенный метод производства во многих развитых странах мира. Стоит хотя бы вспомнить, что автопром Японии и Кореи также начинал свой путь, собирая иностранные авто из готовых деталей в послевоенные годы.
Так что же называется крупноузловой сборкой? Отверточная или крупноузловая сборка – это некий конструктор. Завод-изготовитель поставляет на сборочный завод детали автомобиля: двигатель, кузов, трансмиссию, подвески и другие части будущей машины. Их воедино собирают специалисты.
Способ, когда на сборочный завод поставляют машинокомплект без дверей, колес и руля, позволяет значительно снизить стоимость конечного продукта за счет сниженной ставки на таможне. В таком случае в страну въезжает не полноценное самоходное транспортное средство, а крупноузловой конструктор.
В Баварии на автозаводе BMW после сборки автомобиля его вновь разбирают: снимают двери, силовой и трансмиссионный агрегаты. Разобранные части авто поставляют на Калининградский сборочный завод «Автотор», и с конвейера выходит готовый продукт. Благодаря снижению таможенной ставки и более доступной рабочей силы автомобили иностранного производства получаются намного доступнее в стране, где их собрали. Данный процесс охватывает в той же Российской Федерации такие бренды, как Renault, Kia, Hyundai, Volkswagen, Mazda, Skoda, PeugeotCitroenMitsubishi, Lifan, Geely и другие.
Отличие крупноузловой сборки от мелкоузловой (полноразборной) состоит в том, что во втором случае транспортное средство собирается из отдельных деталей и подузлов. Страна-изготовитель привозит готовые детали на завод-производитель, где и происходит их сварка, окраска, внутренняя отделка, сборка и так далее. Такой формат предполагает не только агрегатную сборку, но и сваривание между собой готовых панелей, то есть сборку каркаса кузова.
Применение одного из двух видов сборки нацелено на снижение стоимости конечного продукта для других стран-потребителей, расширение географии производства, создание новых рабочих мест и поступление дополнительных инвестиций для страны-сборщика. Стоит отметить, что в Казахстане, по сообщению самих автопроизводителей, им никакие льготы и послабления не предоставляются. Предприятия платят все таможенные сборы и утилизационные платежи, а также искренне недоумевают от сведений в получении миллиардных субсидий.
Несмотря на сетевой хайп, казахстанцы верят в автопром и покупают больше машин казпроизводства. Об этом говорят цифры. По данным аналитиков, несмотря на трудности, связанные с пандемией, в 2020 году рынок вырос почти на 25%. Было продано около 93 тыс. новых автомобилей.
71,3% покупателей выбрали технику местного производства, хотя несколько лет назад их доля была 20–25%. Это говорит о том, что покупатели не испытывают предрассудков относительно автомобилей казахстанского производства и с каждым разом все больше оценивают преимущества покупки локализованных машин.
Вместе с увеличением сбыта появляются предприятия крупноузловой сборки, а уже после полное производство, включающее окраску и сварку кузова. Как правило, к следующему этапу завод-производитель переходит после того, как рынок начинает потреблять более 100–120 тыс. локально произведенных автомобилей в год.
Производство автокомпонентов в таких условиях становится рентабельным. Здесь у отрасли появляется потенциал для развития экспорта. К этому этапу развития сегодня стремится казахстанский автопром.
Немаловажную роль при покупке местных автомобилей также играет их стоимость. Так, если импортный автомобиль стоит 10,9 млн тенге, то цена отечественного в среднем составит 6,8 млн тенге. Помимо этого, казахстанские покупатели могут воспользоваться программой льготного кредитования со ставкой 7,5%. Рост и обновление модельного ряда автомобилей, производимых в стране, в итоге обеспечивают покупателю разнообразие выбора.
О доверии к казахстанской технике говорит высокий спрос к брендам Hyundai, Chevrolet и JAC в России, Узбекистане, Беларуси и Кыргызстане. В 2020-м Казахстан экспортировал в страны ближнего зарубежья 8 122 единицы автомобилей, что в 3 раза больше показателей 2019 года (2 629 ед.).
В целом за календарный год из страны было экспортировано более 10% всей производимой техники на 55,9 млрд тенге. В 2021 году аналитики прогнозируют уровень продаж в пределах 100–120 тыс. единиц новых легковых и коммерческих автомобилей.