Спектакль посетили Государственные секретари Республики Казахстан и Кыргызской Республики – Крымбек Кушербаев и Суйунбек Касмамбетов, а также министр культуры и спорта РК Актоты Раимкулова и министр культуры, информации, спорта и молодежной политики КР Азамат Жаманкулов.
Крымбек Кушербаев зачитал поздравительные письма Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева и Президента страны Касым-Жомарта Токаева. Далее в своем выступлении Госсекретарь отметил, что Жамбыл – личность, принадлежащая казахскому и кыргызскому народам. Он напомнил, что в начале года Указом Президента была создана Государственная комиссия по подготовке и проведению празднования 175-летия великого поэта.
– 31 марта 2021 года была принята Туркестанская декларация в рамках неформального саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств на тему «Туркестан – духовная столица тюркского мира». В ходе этого мероприятия было решено широко отметить юбилей Жамбыла Жабаева наравне с великими деятелями тюркского мира, – сказал Госсекретарь РК.
«Жамбыл жырау» стал дебютом для многих молодых музыкантов. Первую оперу композитора Алькуата Казакбаева, либретто к которой написали Дархан Кыдырали и Акидел Тойшанулы, поставила студентка пятого курса Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. Римского-Корсакова Диана Акимбаева. Исполнитель партии Жамбыла – Нургалым Аманбай – недавно перешел из стажеров в солисты. Огромным плюсом для молодого тенора стало то, что в его голосе присутствуют так называемые «народные интонации». Это, по словам Дианы Акимбаевой, очень важно.
– Наш великий земляк, подчеркивая, что он родом из народа, говорил, что его надо было бы назвать не Жамбылом, а Халыком (народом, – ред.), – сказала режиссер-постановщик. – В ГАТОБ имени Абая я второй год работаю штатным режиссером, летая между Санкт-Петербургом и Алматы. Пришла сюда как ассистент режиссера в оперу «Қыз Жібек», а с этого года начала работать самостоятельно. Месяцем раньше поставила театрализованный концерт по мотивам музыкальных произведений Газизы Жубановой и Мукана Тулебаева. В нем показан жизненный и творческий путь Жамбыла, начиная с молодых лет и заканчивая тем драматическим моментом, когда он обращается к жителям блокадного Ленинграда со своим знаменитым стихотворением «Ленинградцы, дети мои».
Чтобы поставить оперу «Жамбыл жырау» на большой сцене, режиссер, побывав на родине Жамбыла – в поселке Узынагаш, изучала архивные материалы в музее поэта, много общалась с его родственниками. В частности, с директором Литературно-мемориального музея Жамбыла, его внучкой Салтанат Жамбыловой.
Самым сложным в работе над оперой стало то, что «Жамбыл жырау» нужно было поставить за три недели.
– Это фактически невозможно, но театр бросил все лучшие силы на этот спектакль, – отметила Диана. – Работали день и ночь. Очень благодарна художнику-постановщику за видеоподбор натуры: если действие (айтыс между казахами и кыргызами) происходит на берегу реки Чу – значит зритель видит именно Чу, а не декорации.
По первой специальности Диана Акимбаева вокалистка, окончила Казахскую государственную консерваторию им. Курмангазы.
– Наверное, если бы я не чувствовала вокалистов или, как говорит мой мастер Юрий Константинович Лаптев, не чувствовала театр изнутри, то не знала бы, как уложить мизансцену, – считает режиссер.
В спектакле, кроме симфонического оркестра Казахского национального театра оперы и балета им. Абая, задействованы и музыканты из Шымкента и Кыргызстана. К примеру, Зарина Алтынбаева исполняет партию Бурум – возлюбленной Жамбыла в сопровождении ансамбля «Жетыген» из Шымкента, а в сцене айтыса между казахами и кыргызами играют музыканты-народники из Бишкека.
Чтобы поддержать свою студентку, на премьеру «Жамбыл жырау» прилетел ее мастер, заведующий кафедрой режиссуры Санкт-Петербургской консерватории, профессор Юрий Лаптев. По его словам, это очень важно, чтобы воспитанница русской музыкальной школы начинала со своих истоков.
– Это уникальная возможность проявить свои дарования, несмотря на то, что сделать это было сложно. Спектакль, судя по реакции публики, получился успешным. Я считаю, что это не только победа молодого режиссера, но и смелость театра, не побоявшегося доверить ей столь сложную работу.