
В настоящее время возможности экономического роста страны за счет экспорта энергоносителей сильно ограничены. А значит, Казахстану нужна долгосрочная энергетическая стратегия, которая бы учитывала новые вызовы и перспективы. В ней должны найти отражение, в частности, проблемы роста операционных затрат, осторожность инвесторов, ужесточение конкуренции на внешних рынках, а также возможности привлечения инновационных технологий как в добычу углеводородов, так и в модернизацию генерирующих мощностей.
Основная проблема энергетики Казахстана – отсутствие эффективных системных механизмов регулирования и, как следствие, преобладание «ручного управления», которое при всех его достоинствах в достижении конкретных и краткосрочных результатов по большому счету малоэффективно.
Главной задачей новой стратегии, основанной на низкоуглеродном развитии, должна стать разработка целостной институциональной системы государственного регулирования энергетики, способной к гибкой адаптации на основе базовых принципов каждой из отраслей энергетических субъектов Казахстана.
Стратегию необходимо создать в таком виде, чтобы она удовлетворяла все заинтересованные стороны, только тогда она будет работать. Это особенно важно, если учесть, что в Казахстане до сих пор не в полной мере решены вопросы энергетической безопасности, в частности обеспечение населения природным газом.
Основное внимание при этом следует уделить следующим сферам энергетики: газовой и электрогенерирующей. Эти два отраслевых сегмента непосредственно работают на население и обеспечивают его потребности в тепле и электричестве. Роль каждого из них, законодательная база, перспективы очень неплохо изложены в Национальном энергетическом докладе-2017, размещенном на сайте kazenergy.com.
Как известно, после подписания Казахстаном Парижского соглашения по климату республика с 2020 года должна будет взять на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, между тем в большинстве своем генерация электроэнергии основана на сжигании угля. Причем при растущей год от года потребности в электроэнергии не модернизируются основные средства производства. Износ объектов носит уже критический характер.
Сети, построенные еще в советский период, требуют обновления, иначе потери при транзите превысят 50% и сделают систему экономически разорительной. Учитывая изложенное, необходимо уже сегодня внести коррективы в планы и генеральную схему газификации, просчитав затраты по переводу ТЭЦ и объектов энергоснабжения на экологически чистое топливо – природный газ.
Таким образом, при осуществлении государственной энергетической политики наблюдается конвергенция газовой и электроэнергетической отраслей. И чтобы положить ее в основу разработки большой реалистичной стратегии, нужны сильная политическая воля и четкое осознание новых вызовов, а также – широкие параметры общественных дебатов.
Идея перевода электростанций с угля на природный газ не нова, однако для осуществления этой задачи потребуются крупные инвестиции в строительство сети трубопроводов, и самое главное – следует продумать, как обеспечить их стабильную наполняемость, что очень важно для успешной эксплуатации газопроводной системы.
О важности расширения геологоразведочных работ также говорится немало. И энергетическая стратегия должна, с одной стороны, опираться на реально подтвержденные газовые запасы, а с другой – учитывать среднесрочные прогнозы газового потребления.
Гибрид нарождающейся «зеленой» и действующей традиционной энергетики малоизучен, между тем он не может состояться без поддержки государства. Настало время практически взглянуть на фактическую полезность традиционных секторов энергетики, а не отдавать ее на откуп модным веяниям только потому, что сейчас стало модно заниматься ВИЭ, проще говоря, не должно быть «зеленой» энергетики ради «зеленой» энергетики.
Учитывая склонность населения к разного рода техническим новинкам, особенно если они связаны c улучшением экологической обстановки, граждане Казахстана также смогут внести свой вклад в развитие энергетики будущего. Скажем, приобретая различные средства передвижения на электрической тяге, включая электромобили.
Не должны отставать в этом плане и власти на местах, повсеместно приобретая автобусы для системы общественного транспорта, работающие на электричестве. Благо это глобальный тренд.
Доля электромобилей к 2050 году достигнет 80%, параллельно создается и обновляется необходимая сервисная инфраструктура, генерирующие мощности для подзарядки электрокаров. Если просто предположить, что в Казахстане хотя бы 15% автомобилей в среднесрочной перспективе станут электрическими или гибридными, то есть использующими в качестве топлива бензин и электроэнергию, то какое колоссальное напряжение испытают действующие электросети, которым придется обслуживать нужды расширяющегося сектора электротранспорта!
Ведь запретить гражданам РК использовать экологически чистые электромобили, наверное, никто не вправе, придется решать проблему дополнительных генерирующих мощностей... И лучше всего это делать в опережающем, превентивном режиме.
Для исключения конкурирующих концепций, создания конвергирующего эффекта в энергетике, а также широкой поддержки проводимой энергетической политики, на мой взгляд, надлежит, во-первых, изучить корпоративные стратегии игроков энергетического рынка Казахстана и в ходе дебатов определить пути их совместного сотрудничества. Во-вторых, проанализировать и внести коррективы в программы отраслевого развития с учетом сложившихся реалий.
В-третьих, решать задачи энергетической безопасности самостоятельно, без оглядки на планы работающих в республике транснациональных индустриальных гигантов. В-четвертых, создать пул экспертов, способных в том числе максимально прозрачно разъяснить населению приоритеты проводимой энергетической политики, а также способных дать комплексное представление о текущей ситуации в энергетике.
Все это позволит определить новые приоритеты казахстанской экономики, долгосрочным драйвером которой будет являться топливно-энергетический комплекс, способный выступить в авангарде перехода республики к неоинновационному индустриальному развитию. Что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости разработки новой энергетической доктрины.