Сезон в ином формате

1364
Елена Брусиловская

Сara bella, bel canto…

Театр оперы и балета им. Абая, старейший в стране музыкальный театр, перешагнувший 85-летний рубеж, можно было бы сравнить со средневековой итальянской каравеллой, летящей вперед на парусах, наполненных ветром, преодолевающей на своем пути и штормы, и рифы, и все преграды бушующего вокруг неспокойного житейского моря.

Когда-то существовала романтичная версия происхождения слова «каравелла», связанная с красотой и изяществом этого парусника, – якобы в его основе итальянские слова cara bella – «милая красотка». Красотой и изяществом отличается и музыка, звучащая на прославленной сцене, ведь великолепное bel canto («красивое пение»), давно уже ставшее визитной карточкой нашего оперного театра, тоже пришло к нам из Италии.

Помню, как несколько лет ­назад итальянский дирижер Фабио Мастранджелло, приезжавший в Алматы на один из международных оперных фестивалей, сказал, что наш город, залитый солнцем, напомнил ему родину.

Теплыми, солнечными днями отличается и нынешнее алматинское лето. Но сейчас оно мало радует горожан, которым из-за пандемии коронавируса приходится большей частью сидеть дома, а выходя, надевать маски.

Серьезным испытанием на проч­ность стал период карантина и для коллектива Театра оперы и балета им. Абая. Как работалось театру в это непростое для всех время? Об этом мы спросили его директора, заслуженного деятеля Казахстана, композитора, музыковеда, педагога Аю Калиеву.

Внимание: театр онлайн

– Нынешняя ситуация не сравнится ни с какими другими событиями, которые пришлось переживать ранее: ни с тяжелыми военными годами, ни с периодом развала Союза, «лихими 90-ми», когда в условиях тотального кризиса делал первые шаги независимый Казахстан, ни со сложным периодом в жизни театра во время длительного капитального ремонта, когда коллектив на 6 долгих лет оставался без сцены… Тогда только благодаря огромным усилиям руководства и энтузиазму творческого сос­тава театру удалось сохранить свой золотой репертуар. Это то, что соз­давалось многие годы лучшими оперными певцами и мастерами балетного искусства. И это театральное наследие, обогащаясь год от года, будет переходить от поколения к поколению, – говорит Ая Калиева.

– Ая Жакеновна, я не случайно сравнила театр с изящной итальянской каравеллой, ведь именно с появлением этого старинного парусника началась эпоха Великих географических открытий. Эпоха открытий началась и в театре, когда пандемия заставила закрыть теат­ральный занавес и тем самым отсекла артистов от зрителей. Это сложнейшее испытание и вызов, ведь театр без зрителей существовать не может, – он лишается той жизненно необходимой обратной связи, которая и создает единое целое – театральное действо.

– Сегодняшняя ситуация с пандемией неординарная, и она заставила каждого из нас оперативно реагировать. Все усугубляется существующей неопределеннос­тью и непредсказуемостью. Весна 86-го сезона, несомненно, войдет в летопись нашего театра как весьма необычная, потому что с марта деятельность нашего театра, как и других театров страны, полнос­тью перешла в онлайн-режим.

И чтобы не потерять ту связь со зрителем, о которой вы говорите, мы предприняли настоящий «мозговой штурм». В результате появились новые оригинальные идеи. Мы научились принимать конструктивные и быстрые решения. И работать для этого пришлось, как говорится, на износ, по 24 часа в сутки.

За период карантина наш творческий актив освоил множество смежных профессий – и режиссера, и видеооператора, и видео­инженера, и звукоинженера, и художника-дизайнера, и сценариста… Другими словами, театр самостоятельно организовывал и производил съемки, прописывал подводки, создавая сценарии проектов, монтировал, а затем размещал видео на официальных страницах в социальных сетях, YouTube-канале театра, продвигая новый интеллектуальный контент, делая его интересным зрителям.

– И сколько таких видеопроектов было сделано за время карантина?

– Порядка 250! Это не только представление записей спектак­лей, но и совершенно новые прог­раммы в режиме онлайн, в том числе концерты, мастер-классы, обзорные лекции, отдельные ролики, которые посмотрели свыше двух миллионов зрителей. Причем не только в Казахстане, но и далеко за его пределами.

– Ничего себе! Наверное, такого количества зрителей у вас никогда и не было...

– Да, современное интернет-пространство позволяет значительно расширять границы, и мы постарались воспользоваться этим в полной мере.

Не случайно работа коллектива получила высокую оценку международного сообщества: Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая по рейтингу, опубликованному порталом «ТурСтат», занял третье почетное место среди лучших оперных театров СНГ по популярности у зрителей и онлайн-трансляциям на сайтах театров и в социальных сетях, уступив лишь Большому театру России и Большому теат­ру Беларуси.

– Поздравляю! Это действительно большое достижение. А Вы помните, каким был первый онлайн-проект?

– Конечно. Первым проектом, запущенным театром в онлайн-эфир, стал «Gatob life – один день из жизни театра». В нем мы представили истории из нашей пов­седневной жизни. Кстати сказать, в рамках этого проекта прошли самые разнообразные онлайн-программы, такие как «Урок классического танца для артистов балета», «Из жизни концертмейстера», «Разговоры о музыке», «Тайны театральных партитур», «По следам премьер»…

Большую популярность у зрителей завоевали концерты любимых солистов. Артисты выходили в эфир 5–6 раз в неделю. Они исполняли концертные арии, не выходя из своего дома, давали мастер-классы и даже пели для зрителей на балконах своих квартир.

– Расскажите о каких-либо проектах подробнее.

– Прежде всего хотелось бы отметить проект «Опера дома. Паяцы» Даны Таласбековой и Балуана Беркенова, в котором действие оперы было перенесено в наши дни. При этом трагическая история семейной пары была ра­зыграна на кухне в обычном доме.

Большой отклик у зрителей вызвали видеоролики с участием солистов из стран ТЮРКСОЙ. Хорошие отзывы получил флешмоб – исполнение песен на языках братских народов. К примеру, песня в исполнении солистов театра «Мой любимый Тбилиси» набрала за несколько недель рекордное количество просмотров – до 300 тысяч!

– Знаю, что театр не забыл и об юбилейных датах.

– Действительно, нынешний театральный сезон был богат яркими юбилейными проектами. Это X Международный конкурс вокалистов, 90-летний юбилей Героя Социалистического Труда, народной артистки СССР Бибигуль Тулегеновой, юбилеи народного артиста СССР, композитора Сыдыка Мухамеджанова и народной художницы Казахстана Гульфайрус Исмаиловой.

Мы отметили 75-летие со дня премьеры легендарной оперы Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди «Абай». И не просто отметили, а создали специальный грандиозный проект – «Абай-Гала», связавший историческую постановку спектакля Курманбека Джандарбекова 1944 года и ее воплощение на сцене театра с участием трех поколений исполнителей главных ролей!

К 175-летию Абая коллектив представил разнообразную прог­рамму, в которую вошел онлайн-концерт «Абайға Тағызым». В программе концерта впервые прозвучали редко исполняемые песни и романсы казахстанских композиторов, написанные на стихи Абая, в аранжировке Артура Оренбургского для симфонического оркестра.

– Вы уже рассказывали о работе над оперой «Дневник Анны Франк», которая готовилась к 75-летию Победы. Эта премьера состоялась?

– Состоялась. В онлайн-режиме мы не только показали монооперу Григория Фрида «Дневник Анны Франк» в концертном исполнении солисток Венеры Алпысбаевой, Надии Наденовой и концертмейстера Гульнары Жидиловой. В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы представили обширную онлайн-программу, в которую вошли документальные фильмы о деятельности театра в годы войны, интервью с ветеранами, видеопоздравления от солистов оперы, концерты.

Несмотря на закрытые границы, театр принял участие в реализации международного онлайн-проекта, инициатором которого стал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан во Франции Жан Галиев, он же впервые сделал поэтический перевод известной песни Александра Александрова «Священная война» на французский язык. Прекрасное исполнение песни солистами нашего театра легло в основу документального фильма, подготовленного посольством Казахстана во Франции ко Дню Победы.

– Гастрольная деятельность во время пандемии, надо полагать, не могла быть осуществлена?

– К счастью, наши артисты успели побывать на гастролях в рамках программы «Рухани жаңғыру». Они выступали в самых престижных залах Франции, Великобритании, Индии, получив восторженные отклики зарубежных зрителей. Подтверж­дением признания высокого уровня гастрольной программы стало номинирование одноактного балета «Открывая Баха» прес­тижным европейским журналом Dance Europe в номинации New name to watch – «Новое имя к просмотру».

– Зарубежные гастроли очень важны, потому что они не только позволяют пропагандировать казахстанское оперное и балетное искусство, но и прод­вигать на международный уровень ведущих артистов, делать их узнаваемыми на мировом уровне.

– Это действительно так. Скажем, в прошедшем сезоне наши солисты представляли музыкальное искусство Казахстана в Турции, на Кипре, в Румынии, где перед зарубежной публикой выступил Нуржан Бажекенов, на Сицилии, в Японии, США, где наше искусство представлял Таир Тажи, в России, Италии, Южной Корее – Анастасия Кожухарова, Италии и Японии – Зарина Алтынбаева, в России, Австрии – Эмиль Сакавов…

Были заключены важные меж­дународные договоры и меморандумы, позволившие значительно расширить границы творческих контактов. Театр стал полноправным членом Ассоциации театров Казахстана, Ассоциации музыкальных театров России, Международной ассоциации Opera Europe.

– Ая Жакеновна, о чем еще можно было бы рассказать в связи с завершением сезона?

– В этом сезоне стартовал новый культурно-просветительский проект «Открытый театр», в программе которого состоялись экскурсии по театральному музею, загадочному и притягательному закулисью, автограф-сессии и завтраки с артистами, встречи перед спектаклем и Talk show, где слушатели смогли познать тайны режиссуры и сценографии. Нашел своего слушателя и теат­ральный лекторий ARTE с его яркими концертами, лекциями, встречами и открытыми дискуссиями с известными критиками, музыковедами, экспертами в области оперного искусства.

Прекрасным дополнением репертуарной политики театра стали национальные, школьные и семейные абонементы, направленные на привлечение детей дошкольного и школьного возраста, студенческой и семейной аудиторий.

Положительные отклики получила программа «Театр – детям», где, наряду с ранее существующими концертами «По дорогам сказки», «Музыкальная шкатулка», были введены проекты «Каникулы в театре», «Уроки в театре». Впервые начал работу детский клуб «Камертон», прог­рамма которого позволяет понять мир профессионального театра, прикоснуться к технологии рож­дения спектакля.

– Как правило, театр готовит для закрытия сезона что-то необычное, чтобы заключительная точка была особенно яркой и запоминающейся. А как было на этот раз?

– Наш 86-й театральный сезон завершился праздничным онлайн-концертом Viva Opera в честь юбилея Елбасы и Дня столицы.

Пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарности всем, кто работал в этот сложный период, всем, кто смог быстро переориентироваться в новых условиях и внести свой вклад в развитие театрального искусства Казахстана.

А в конце нашей беседы – сюрп­риз для любителей оперного искусства. Несмотря на завершение сезона и период летних отпусков, театр подготовил еще один проект.

С 13 июля по 9 августа Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая проводит онлайн-конкурс «Абай әуендері» среди непрофессиональных певцов. В творческом состязании могут принять участие все желающие от 4 лет и старше. Победители будут определены путем онлайн-голосования зрительской аудитории. Так что – дерзайте! И до новых встреч!

Популярное

Все
На «Евровидении-2024» победила Швейцария
В Казахстане впервые отмечают День матерей
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
Паводки: в Атырау приостановлено речное судоходство
Скрывавшийся от погони грузовик сбил насмерть двух человек на остановке
Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы
Первая в истории казашка покорила Эверест
ЧМ по хоккею: Казахстан разгромно проиграл Словакии
Задержан начальник автоколонны, не обеспечивший отдых водителю упавшего в реку автобуса
Создан зрительный имплант размером с нейрон
Qazaqstan Barysy Grand Slam: Абдурахманов взял «бронзу»
Сегодня отмечается Международный день медицинской сестры
В столице прошло праздничное мероприятие ко Дню матерей
Уровень воды в реке Жайык продолжает расти
Большая вода: в свои дома вернулись свыше 54,7 тыс. человек
Свыше 6,5 тыс. мероприятий проведено в рамках акции «Таза Қазақстан»
Петербургский суд арестовал водителя упавшего в реку автобуса
Новый авиамаршрут открывают между Казахстаном и Узбекистаном
Венесуэла начала строить мост в гайанский регион Эссекибо
На Шымбулаке временно закрывают канатные дороги
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...

Читайте также

Менторское сопровождение демонстрирует эффективность
Давайте любить спорт!
Надо только начать с себя
В Туркестанской области стартовал проект «Моя профессия – м…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]