
Об инклюзии, то есть о включенности людей с особыми потребностями в общество, в нашей стране говорят давно. Но одни только говорят, а другие дело делают, как, например, Корпоративный фонд «Болашак». Созданный шесть лет назад Ассоциацией выпускников программы «Болашак» по инициативе Бауыржана Байбек, ныне председателя Попечительского совета, фонд ставит своей целью создание равных возможностей для получения качественного образования. Выучившись за счет государства в престижных вузах мира, болашаковцы считают своей обязанностью вернуть долг стране. Так появился в числе других и проект «Каждый ребенок достоин школы», в рамках которого фонд создает условия для инклюзии в школах, открывает кабинеты психолого-педагогической коррекции (КППК), привлекая спонсорские средства, частные пожертвования, в том числе выпускников программы.
К проекту пришли по запросам общественности, которая обращалась с просьбой помочь с устройством детей в школу. Начинали все в 71-й школе с четырех детей, отправили команду педагогов в Израиль, чтобы посмотреть, как этот процесс проходит у них. Только за первые полгода в фонд обратилось более 200 семей. Причем не было никакой рекламы, информация разошлась через социальные сети, «сарафанное радио». Потому приняли решение расширить количество учебных школ.
И сегодня благодаря усилиям фонда при поддержке управления образования в четырех школах столицы, а также в Алматы десятки детей с особыми потребностями получают образование, а главное – учатся жить в обществе.
– Мы приходим в школы и создаем условия для инклюзии детей, – говорит директор фонда Динара Чайжунусова. – Это не только ремонт, оснащение кабинетов поддержки инклюзии, в которых дети получают услуги логопеда, психолога, дефектолога, это еще и создание междисциплинарной команды специалистов совместно с директором школы, управлением образования, помощь в подготовке педагогов к работе с особыми детьми. Там, где не можем открыть классы, создаем КППК – это реабилитационный центр из восьми-девяти кабинетов с различными специалистами для совсем тяжелых детей, которые не могут обучаться ни в садике, ни в школе.
Для того чтобы понять, как развивается инклюзия в отдельно взятом учебном заведении, нас пригласили в столичную школу-гимназию № 83, уникальную уже тем, что в ее начальных классах учатся дети с разными диагнозами – с ДЦП, задержкой психоречевого развития и расстройством аутического спектра (РАС), на которых приходится 17 сопровождающих. Дети рассредоточены по классам, занимаются в обычных кабинетах, но для них фондом оборудованы кабинеты релаксации, где подуставшие школьники могут расслабиться, переключиться на другую деятельность, а также кабинет ЛФК, обеспечивающий здоровую физическую разрядку.
Динара подчеркивает: 90% успеха инклюзии зависит от директора, который готов проводить разъяснительную работу со здоровыми детьми и их родителями, решать конфликтные ситуации, если они возникают, привлекать и прорабатывать ставки сопровождающих для особых учеников и так далее. И так же 90% школ Казахстана не готовы к процессу включения в их среду других детей по причине нашей неподготовленности моральной – мы в большинстве случаев сторонимся людей, не похожих на нас, профессиональной – кадры для инклюзии не готовятся, и наконец, технической – не созданы элементарные условия для приема таких школьников, потому что одни пандусы дело не спасут.
83-я – обычная школа-гимназия, но ей повезло с директором. Сауле Теменова до этого работала директором 65-й школы, где тоже поставила инклюзию «на ноги», участвуя в открытии школы для 75 особых детей. Теперь с неменьшим энтузиазмом, а лучше сказать – трогательной ответственностью, развивает ее в 83-й.
– Благодаря таким организациям, как Корпоративный фонд «Болашак», последние два-три года движение инклюзии активизировалось, – считает Сауле Теменова. – Общественные организации открывают людям глаза на проблему, побуждают задумываться над тем, что каждый в силу своих возможностей может сделать для ребят, чей доступ в наш мир пока ограничен. И перемены в сознании происходят. Когда в нашу школу стали приходить дети с особыми потребностями, со стороны родителей не поступило ни одного звонка, претензии, и мы этому рады. А в 65-й приходилось убеждать.
Меняются не только взрослые, но и школьники. В общении с особыми детьми у них развивается чувство сопереживания, они учатся видеть в других равных себе сверстников. А как преображаются новые подопечные! Особенно радуются все успехам детей с аутизмом. Ребенок не писал, не читал, и спустя три четверти делает и то, и другое. Сауле Ермухановна вспоминает, с какими полными страха глазами пришел в школу Володя, а теперь его мама с восторгом рассказывает, как ему нравится учиться. Родители, с которыми довелось встретиться, наперебой говорят о достижениях своих детей. Лейла, мама Мансура, радуется тому, что сын стал быстро читать, расширился его кругозор, и он теперь знает, что такое космос и галактика. А двенадцатилетний Оразым ударником закончил третью четверть, занимается спортом.
Для «детей дождя», так еще называют ребят с аутизмом, которые не впускают в свой мир даже родителей, имеют проблемы с поведением, такие успехи значительны. Конечно, академической успеваемости от них требовать не надо, и, отмечает Динара Чайжунусова, задача школы, специалистов, родителей состоит именно в том, чтобы помочь им раскрыть таланты, способности, научить жить в обществе.
– Не все так гладко складывается, как хотелось бы. Инклюзия прописана в Законе «Об образовании», Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, но права особых детей зачастую нарушаются, потому что у нас все еще не готовы принять детей в школы, – продолжает Динара. – При фонде создан экспертный совет, куда вошли представители министерств образования и науки, здравоохранения, Научно-практического центра коррекционной педагогики, Национальной академии образования, НПО, родительских организаций. И этот совет вносит большое количество предложений и изменений в законодательные акты, правительственные постановления, приказы министров.
К примеру, дети с аутизмом могут быть гениальными математиками, но так и не научиться читать, но это не должно быть преградой для их нахождения в обществе. Поэтому в 499-е постановление Правительства мы вносили предложения касательно того, чтобы дети могли учиться по индивидуальной образовательной программе в школе. Обращались с рекомендацией обеспечить в вузах специализированную подготовку и переподготовку коррекционных педагогов, психологов, логопедов, социальных педагогов. В МОН РК поднимали вопросы о введении такого понятия, как педагог-ассистент, и нас заверили в том, что в скором времени в школах будет такая штатная единица. Фонд не раз выступал с предложением включать показатель инклюзии в рейтинг акима, чтобы в регионах активнее принимали детей с ограниченными возможностями в школы, ведь пока, как показывает статистика, большая их часть занимается на дому, а если часть и в школе, то без должного коррекционного сопровождения.
– Нет такого статуса, как инклюзивная школа, все учебные заведения согласно закону обязаны принимать детей с особыми потребностями, – говорит Сауле Теменова. – К нам сейчас идут со всех концов города, представьте, каково это слабым здоровьем ребятишкам! А мы ничем от других не отличаемся, просто у нас есть желание работать с детьми, не быть безразличными. Мы говорили всегда директорам, депутатам – все должны это делать, мы не можем превратиться в коррекционную школу, иначе сломаем саму философию инклюзии, а это включенность в любой части города, в любую школу. В 65-й занимались 75 детей с ДЦП – это большая нагрузка. В таком случае трудно создать здоровую атмосферу для особых ребят, и особенно с РАС: они начнут снова общаться между собой, смотреть на себе подобных, а если их будет пять-шесть, то они растворятся среди детей, вольются в школьное сообщество. Всего-то и нужно, чтобы в классе, где занимается ребенок, было не более 25 учащихся. Возможно, директора еще боятся испортить показатели школы, ведь сложно говорить об успеваемости детей с аутизмом. С этой проблемой тоже нужно что-то делать.
Может быть, решением станет введение подушевого финансирования в школах, которое ныне пока апробируется в нескольких регионах, ведь пребывание особого ребенка будет оплачиваться явно выше. А пока Сауле Теменова – единственный директор школы, которая сама пришла в фонд с желанием поддержать проект. Обычно же представители «Болашака» идут в школы, предлагают помощь в организации кабинетов, обучении и даже в некоторых случаях в оплате специалистов, но встречают непонимание.
Как бы то ни было, а работа по продвижению инклюзии идет. У фонда – он будет отталкиваться от своих сил и возможностей – есть планы выхода в регионы, где представители общественности уже ждут его помощи. А у Сауле Теменовой и ее доброй, оптимистичной команды главное пожелание – побольше таких неравнодушных людей, какие работают в Корпоративном фонде «Болашак».