
– Ахан Хусаинович, чем продиктована необходимость принятия Закона «О занятости населения»?
– Принятие указанных законов тесно связано с реализацией Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации Пяти институциональных реформ», озвученных Президентом Нурсултаном Назарбаевым. В Плане нации именно социальное благополучие казахстанцев обозначено в качестве основы для устойчивого и долгосрочного развития нашей страны.
Анализ ситуации показал, что в современных условиях, характеризующихся влиянием мирового экономического кризиса на процессы социально-экономического развития страны, рынок труда оказался недостаточно способным реагировать на углубляющиеся диспропорции между спросом и предложением рабочей силы и другими вызовами современности. Принятый в 2001 году Закон «О занятости населения» уже не отвечал изменившимся условиям функционирования рынка труда, требующим принятия мер упреждающего характера на проблемы, которые возникают и могут возникнуть в ближайшие годы. Таким образом, назрела необходимость модернизации системы социальной помощи. Для этого законом пересмотрены процедуры регистрации безработных и постановки их на учет для оказания мер содействия занятости только лицам, действительно нуждающимся в государственной поддержке.
Еще один вопрос – это ощущающийся на рынке труда значительный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, характеризующийся избытком специалистов одних профессий и недостатком других, усиливающийся в региональном разрезе. Именно поэтому, с учетом международной практики, в условиях территориального дисбаланса рынка труда законодательно закрепляются нормы по организации переселения рабочей силы. Таким образом, происходящие изменения в экономике страны напрямую влияют на ситуацию на рынке труда, что требует совершенствования правового обеспечения государственной политики в области занятости населения, пересмотра мер социальной защиты от безработицы и оказания мер содействия занятости.
– Какие социально значимые нововведения содержит закон? Учтены ли международные стандарты по вопросам занятости населения?
– Прежде всего расширен круг участников активных мер содействия занятости. Помимо безработных и лиц, ищущих работу, данная мера направлена на содействие занятости студентов и учащихся старших классов во время летних каникул, а также работников во время простоя предприятий. При этом на центры занятости населения возлагается функция по проведению социальной профориентационной работы среди безработных, включая самостоятельно занятое население.
Далее, понимая необходимость усиления социальной помощи, с одной стороны, а с другой – стимулируя граждан к участию в системе обязательного социального страхования, предложено увеличить сроки социальных выплат на случай потери работы с 4 до 6 месяцев при массовом высвобождении работников (т. е. банкротстве или прекращении деятельности предприятия, сокращении численности или штатов, увольнении по экономическим основаниям).
Особенность закона состоит в том, что гражданам предоставляется право на получение указанных социальных выплат лишь в случае участия их в активных мерах содействия занятости. Данная мера нацелена на усиление ответственности безработного и недопущения иждивенческих настроений.
Выше отмечалось об имеющихся региональных диспропорциях на рынке труда, так вот законом предусмотрены новые меры для трудоустройства лиц из трудоизбыточных регионов в регионы, определяемые Правительством в рамках региональной квоты приема переселенцев. Для этого государственная поддержка переселяющимся будет включать в себя специальный социальный пакет с предоставлением лицам и членам их семей субсидий на переезд, организацию профессионального обучения и содействия в трудоустройстве на новом месте жительства.
Новым законом регламентирована адресность государственной поддержки по содействию занятости населения. Опыт стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития, а также Содружества Независимых Государств показывает, что государственная поддержка наиболее эффективна при оказании точечных мер содействия занятости только для конкретной категории лиц. Если в ранее действовавшем законе активные меры содействия занятости предоставлялись только для категорий лиц, входящих в общую целевую группу, то в новом законе оказание каждого вида активных мер содействия занятости предназначено только для определенной категории лиц.
Причем для наиболее уязвимой категории лиц – инвалидов – предусматривается создание специальных рабочих мест. Государство будет субсидировать расходы работодателя, при этом основным условием для получения субсидий является сохранение занятости инвалида не менее 12 календарных месяцев с момента создания рабочего места.
Что касается международных стандартов учета занятого населения, то, согласно последним рекомендациям МОТ, законом вносятся изменения в показатели рынка труда. А именно предлагается использовать показатели «рабочая сила» и «лица, не входящие в состав рабочей силы» взамен показателей «экономически активное население» и «экономически неактивное население». Особенность в том, что в состав рабочей силы теперь не будут включаться лица, занятые производством для собственного потребления.
Также меняется процедура регистрации гражданина в качестве безработного. Так, физическому лицу, обратившемуся в центр занятости населения за содействием в трудоустройстве, вначале присваивается статус лица, ищущего работу. В течение десяти дней лицу, ищущему работу, центром занятости будет предложено и оказано содействие в поиске подходящей работы по имеющимся на рынке вакансиям. Статус «безработный» будет присвоен только в случае отсутствия соответствующей вакансии, после чего он становится участником активных мер содействия занятости (получает социальные выплаты, направляется на обучение, переобучение, социальные и общественные работы).
В связи с этим конкретизированы виды подходящей работы для отдельных категорий лиц. Например, для инвалидов обязательным условием будет обеспечение физической доступности с учетом ограничений их жизнедеятельности; для студентов и учащихся старших классов возможно предоставление работы временного характера; для лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, подходящей считается работа в режиме гибкого и неполного рабочего времени.
В целом новая редакция Закона «О занятости населения» направлена на увеличение занятости населения, а также сокращение уровня безработицы, выравнивание региональных диспропорций на рынке труда, что, безусловно, окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие страны и повышение уровня жизни населения.
– Широкое обсуждение в обществе вызвал вопрос дальнейшего совершенствования системы образования. В чем суть инициатив?
– Действительно, принятым Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка» предусмотрены правовые корректировки, отвечающие реалиям и вызовам сегодняшнего дня.
К примеру, притчей во языцех стало Единое национальное тестирование. Несмотря на его некоторые позитивные стороны, пора признать отсутствие дифференцированного подхода в этом вопросе. Выпускник школы, независимо от его желания продолжать свое обучение в высшем учебном заведении, вынужден в последний год своего обучения заниматься «зубрежкой» тестов, что приводило в отдельных случаях к нежелательным последствиям.
Более того, 1 марта текущего года Главой государства утверждена новая Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы, которая прямо предусматривает необходимость совершенствования действующего формата ЕНТ путем его разделения на итоговую аттестацию в школе и вступительные экзамены в вуз.
Понимая, что нельзя откладывать на завтра решение данных вопросов, депутатским корпусом по согласованию с Правительством предложено внести соответствующие поправки в Закон «Об образовании». Так, в настоящее время Единое национальное тестирование совмещает итоговую аттестацию обучающихся и вступительные экзамены в организации образования, реализующие образовательные программы послесреднего или высшего образования.
Принятыми поправками предложено с 2017 года итоговую аттестацию обучающихся в организациях общего среднего образования осуществлять в виде государственных выпускных экзаменов, а сдачу ЕНТ предусмотреть только для лиц, поступающих в высшие учебные заведения.
Также вводятся изменения, касающиеся выдачи организациями высшего и послевузовского образования документов об образовании собственного образца, которые будут выдаваться ими самостоятельно. Выдача вузами дипломов собственного образца – это одно из системных решений повышения качества высшего образования в стране. Это международный опыт, в странах ОЭСР дипломов государственного образца нет, и каждый вуз выдает диплом собственного образца. В данном случае абитуриенты и родители должны будут задуматься, стоит ли им выбирать тот или иной университет. Тогда выбор будет основываться на репутации и рейтинге вуза. Значительно повысится конкуренция между вузами, что позитивно скажется на качестве образовательного процесса. Останутся действительно достойные учебные учреждения. Этот вопрос неоднократно обсуждался с руководителями государственных и частных вузов. При этом норма вводится в действие с 2021 года, то есть законодательно предоставляется достаточное время и вузам для адаптации к новым условиям, и абитуриентам для выбора вуза.
– Что вы можете сказать о защите прав детей? В чем актуальность внесенных законодательных поправок?
– Основной целью таких поправок является создание условий по всестороннему воспитанию ребенка, оставшегося без родителей, в семье. Именно семья, по нашему твердому убеждению, должна стать ему родным домом, дать ему полноценное воспитание и «путевку в жизнь». В идеале количество детских домов, а равно и детей, находящихся в них на воспитании, должно кратно сократиться. Для этого по инициативе депутатского корпуса в Кодексе «О браке (супружестве) и семье» введена альтернативная форма семейного устройства воспитанников организаций образования для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, – это приемная семья. Инициатива, несмотря на затратный характер, поддержана Правительством и вводится в действие с 1 января 2017 года.
Также назрела острая необходимость придания прозрачности в вопросе усыновления, в том числе международного; искоренения любых коррупционных составляющих в этом вопросе. Именно поэтому законодательно создается Республиканский банк данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей. Законодательно предусматривается порядок ведения банка данных, обязанности компетентных органов центрального и местного звеньев, уточняется ответственность за нарушение порядка и сроков представления либо разглашения сведений о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей.
Другой общеизвестный факт – это усыновление наших детей иностранцами, которые в силу либеральности нашего законодательства соответствующие отчеты об условиях надлежащего пребывания наших детей представляют несвоевременно либо не представляют вообще. Свидетельством чему является недавний факт с нашими детьми в США. Поэтому предложено законодательно ужесточить требования к международным агентствам по усыновлению, которые в случае несоблюдения предъявляемых требований будут лишаться аккредитации. Теперь им для аккредитации потребуется представить обязательства компетентного органа государства местонахождения агентства о назначении органа или организации, ответственного за предоставление отчетов, информировании о фактах смерти, жестокого обращения с ребенком, уведомлении об изменениях в учредительных документах агентства.
Не менее обсуждаемым в обществе остается вопрос, связанный с половой неприкосновенностью несовершеннолетних. Поэтому предложены поправки, направленные на ужесточение наказания в отношении лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в том числе предусматривающих ограничение на условное осуждение, освобождение от уголовной ответственности и применение других смягчающих наказание институтов Уголовного кодекса за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних; административный надзор за лицами, совершившими указанные преступления; введение химической кастрации – это международный опыт, который эффективно используется во многих странах Европы и мира. При этом данная процедура будет назначаться судом только на основании заключения судебно-медицинской экспертизы.
Особое внимание государством уделяется защите прав ребенка. Как мы знаем, в феврале нынешнего года Главой государства впервые учрежден институт уполномоченного по правам ребенка. В этой связи введены отдельные поправки, регулирующие деятельность, права и обязанности, принципы работы омбудсмена.
Таким образом, каждый из принятых законов направлен на дальнейшее повышение качества человеческого капитала, уровня жизни населения и защиты прав граждан. Если в первом случае это сфера социальной защиты населения, где помощь будет оказываться только тем, кто действительно нуждается в ней, а труд станет безусловной ценностью общества, то во втором – образование должно стать полностью ориентированным на потребности рынка труда, на подготовку конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров. Что касается детей, то они должны обрести свою семью и заботу нашего государства и общества.