
Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками, – такую задачу Глава государства поставил перед нами, педагогами. Поэтому культурный проект «Триединство языков», предложенный Президентом, стал одной из долгосрочных стратегий развития нашего университета. В связи с этим перед вузами поставлена конкретная задача по подготовке полиязычных педагогов.
Полиязычие как стратегически важная задача поставлена в Государственной программе развития образования на 2011–2020 годы. В документе указано на необходимость «...подготовки педагогических кадров с полиязычным образованием в вузах страны. С целью создания инновационной, полиязычной модели образования количество школ, предоставляющих образование на трех языках, увеличится с 33 до 700, в том числе количество школ сети «Назарбаев Интеллектуальные школы» расширится с 6 до 20. Эти школы станут базовыми площадками для апробации полиязычной модели образования, инноваций в образовании».
В 2012 году Министерство образования и науки разработало Концепцию развития полиязычного образования. КазНПУ им. Абая приступил к ее реализации. Первый этап включил в себя создание полиязычных групп в институтах КазНПУ, где на первом курсе преподается General English – В1, а на втором курсе – В2. В этом же году в институтах нашего вуза были сформированы 13 полиязычных групп из студентов второго курса, обучающихся разным специальностям. В эти группы вошли студенты с казахским языком обучения. Кроме того, организовали три группы профессорско-преподавательского состава для улучшения их языковых навыков.
В 13 полиязычных группах занятия по английскому языку ведутся по трем уровням: Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate. В первый этап вошло также формирование 38 специальных академических групп из студентов первого курса с казахским и русским языками обучения, включая уже имеющиеся 13 групп студентов второго курса.
Второй этап – это формирование в институтах специальных групп с английским языком обучения на основании результатов тестирования с последующим их направлением по соответствующим специальностям: «физика», «математика», «информатика», «биология», «химия». Преподавание профессионально-ориентированного английского языка (С1) начинается с третьего курса.
И, наконец, третий этап: в следующем учебном году в КазНПУ состоится выпуск полиязычных специалистов-педагогов по специальностям «математика», «физика», «педагогика» и «психология». В полиязычном процессе большая роль отведена государственному и русскому языкам.
В нынешнем учебном году занятия по русскому языку специалисты кафедры профессионально ориентированных языков проводили в 35 группах первого и второго курсов казахских отделений Физико-математического института, Института педагогики и психологии и Института естествознания и географии.
Кроме этого, Институт полиязычного образования КазНПУ провел онлайн-семинар Innovation technology in FLT на коммуникативной площадке G-Global, международную научно-практическую конференцию «Трехъязычное образование как основа формирования поликультурной личности» с участием казахстанских и зарубежных экспертов. Открытое занятие «Языковая ситуация в Казахстане и России» состоялось среди студентов первого и второго курсов специальности «педагогика и психология – менеджмент».
Для реализации «дорожной карты» развития трехъязычного образования на 2015–2020 годы КазНПУ запланировал пригласить зарубежных ученых и специалистов для чтения лекций в полиязычных группах, разработки модели специалиста-педагога полиязычного образования, проведения педагогической практики в Назарбаев Интеллектуальной школе.