На знаменитом Берельском некрополе две недели назад побывали японские палеогенетики. Ученые из Токио приехали познакомиться с находками казахстанских археологов, обнаруженными в ходе раскопок одного из царских курганов, и, разумеется, увезли с собой исследовательский материал.
Один из генетиков, профессор Саитори Нарайа в интервью журналистам поделился планами, частью которых является поиск научного подтверждения наличия родственных связей японцев, корейцев и некоторых других представителей Юго-Восточной Азии с алтайскими народами. Другими словами, он, как и многие другие ученые, склонен считать, что наш Берель является колыбелью мировой цивилизации.
На протяжении двух летних месяцев в Долине царей работал и Николай Боковенко, профессор из Института материальной культуры (Санкт-Петербург). Для проведения дендрологических исследований к раскопкам в этом году привлечены также новосибирские ученые.
– Мы все время держим связь с коллегами из многих стран, – рассказывает Зейнолла Самашев. – Благо, что современные средства коммуникации позволяют это делать. Весь мир в курсе того, что у нас происходит. Несколько дней назад, к примеру, уехал дендролог из Новосибирска. С помощью российских коллег мы планируем получить точную дату захоронения. По предварительному же определению, это 367 год до нашей эры, но наша трактовка может отличаться в ту или иную сторону приблизительно на 10–20 лет.
По соседству с Большим Берельским На сей раз археолог Зейнолла Самашев, посвятивший не менее 20 лет памятнику Берель, объектом исследования выбрал курган № 2. Он расположен рядом с тем самым курганом, который раскопал в 1865 году археолог и этнограф Василий Радлов. Захоронение было мужским и принадлежало царской особе. Найденные в нем артефакты сегодня хранятся в историческом музее на Красной площади в Москве, а сам курган вошел в историю под названием Большой Берельский.
До последнего момента сохранялась интрига по поводу того, кто же погребен в кургане, который с начала нынешнего лета исследуют З. Самашев и его помощники. Пока стояла солнечная погода, археологи успели раскопать в нем семь жертвенных лошадей в нарядном убранстве. Несмотря на то что курган, как, впрочем, практически все древние захоронения на Алтае, оказался разграбленным еще в древности, здесь удалось найти золотые украшения в скифо-зверином стиле. Но вскрыть человеческое захоронение не удавалось какое-то время из-за затяжных проливных дождей…
– Три года назад мы поверхностно исследовали этот курган, который, как и «радловский», относится к пазырыкской эпохе Алтая, и уже тогда на его явно царское происхождение указывали отдельные детали, – рассказывает Зейнолла Самашев. – То, что погребение женское, стало понятно, когда выяснилось, что лошадей в кургане только семь, хотя они и в богатом снаряжении. Вместе с царем или царевичем в мир иной, как правило, отправляли большее их количество.
Царица или сестра царя?Когда археологи вскрыли захоронение в колоде из цельного ствола лиственницы, то убедились окончательно, что останки принадлежат женщине царского происхождения.
– Мы выдвигаем версию, что это была царица, на что указывает и зрелый возраст погребенной, – продолжает З. Самашев. – Однако это не старая женщина, поэтому по возрасту она не годится в матери царю, похороненному в Большом Берельском кургане. Возможно, хотя уже и с меньшей вероятностью, что это его сестра или просто любимая женщина. Окончательный ответ должны дать результаты генетических исследований.
Исходя из замеров останков, сделанных на месте, определен приблизительный рост царицы-царевны – 167–170 см. По словам археологов, для тех времен это достаточно рослая дама… А вот более детальные характеристики, к примеру, чем питалась женщина и в какой экологии жила, предоставят позже японские палеогенетики на основе проб, взятых из кургана.
Что касается женской одежды, то сохранилось много обрывков листового золота. От золотых нашивок остались даже нитки.
– «Воры не успели полностью ограбить захоронение, скорее всего, их кто-то спугнул», – высказал предположение профессор Николай Боковенко.
Жертвенные кониВ потусторонний мир усопших сопровождали только жеребцы, убивали их в соответствии с древними поминальными обрядами ударом чекана по голове.
– Первый конь лежал впереди и ближе всех к хозяйке захоронения, – делится подробностями Зейнолла Самашев. – На нем больше всего украшений, а голову жеребца покрывала кожаная маска с золотыми нашивками.
В богатом конском убранстве присутствует скифо-звериный стиль, характерный для сакской эпохи, но кроме грифонов, «золото стерегущих», археологи нашли в этот раз и фигурки зооморфного образа петуха. Последний, кстати, широко распространен в индоиранской мифологии.
По словам первооткрывателя Берельского феномена, в мифологии и искусстве разных народов синкретический образ хищной птицы играл особую роль. С помощью зооморфных образов реальных и фантастических животных передавались религиозные представления, сокровенные мысли и миропонимание древних кочевников. Но самым распространенным был все же образ тигрогрифона, как атрибут царской власти.
В знаменитом кургане № 11, исследованном профессором Самашевым в 1998 году, образ хищной птицы и тигра присутствовал повсеместно. Здесь найден также уникальный артефакт в виде штандарта – массивной скульптуры тигрогрифона.
Так вот кожаную маску коня из кургана, где погребена женщина царского происхождения, украшает синкретический образ петуха.
– На втором коне тоже была маска, но мы с ней пока не успели разобраться, – говорят археологи.
Рядом с царицей найдены также столик и два кувшина. Обычно их кладут по одному в мужские захоронения, и этот факт также служит дополнительной пищей для размышлений.
С востока на западАким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов нынешним летом успел несколько раз посетить археологические раскопки в Долине сакских царей. В одну из таких рабочих поездок принято решение о музеефикации кургана, где недавно найдены редкие экспонаты.
– Работы в данном направлении уже ведутся, – говорит З. Самашев. – Не позже чем через месяц над курганом будет установлена стеклянная пирамида. Важно, что будут сооружены и обзорные дорожки, которые позволят посетителям не спеша рассматривать погребение в том виде, в каком мы его раскопали. Захоронение лошадей, как и погребенной рядом с ними женщины, будет законсервировано. Трогать ничего не будем, в том числе найденные в кургане золотые изделия.
Для проведения археологических раскопок в рамках региональной программы археологических исследований (2016–2018), которые в данный момент ведутся сразу в пяти районах ВКО, из бюджета выделено 100 млн тенге. Еще 40 млн будут направлены на музеефикацию сакских курганов. В сентябре нынешнего года в Долине сакских царей состоится международный форум «Берель – золотая колыбель тюркского мира».
В числе основных объектов археологов – Чиликтинские курганы, самые ранние памятники сакской эпохи (VIII–VII вв. до н. э). В настоящее время экспедиции работают также в Тарбагатайском и Абайском районах.
В 70 км от Усть-Каменогорска члены экспедиции под руководством профессора Карла Байпакова ведут раскопки одного из самых загадочных памятников древности – средневековой крепости Аблайкит. Стоит отметить, что прежде на территории Казахстана подобного рода памятники не исследовались. Как стало известно, одной из первых ценных находок на месте древнего буддистского храма стали берестяные свитки.

Большой объем работы проделали археологи и в ходе раскопок на Чиликтинских курганах. Здесь тоже заняты зарубежные исследователи, в частности профессор Хорвач из Будапешта.
Между тем для руководителя проекта «Памятники Чиликтинской долины», доктора исторических наук, профессора Казахского национального университета им. Аль-Фараби Абдеша Толеубаева важен выход на общескифскую, общесакскую проблему.
– В ходе многолетних исследований пришел к выводу, что на самом деле саки по своей культуре, языку были прототюрками, – говорит ученый. – До сегодняшнего дня в скифологии, сакологии преобладает мнение о том, что саки вышли из арийцев – протоиранцев, протоиндийцев. Я, как этнолог по образованию, пришел к заключению, что характер сакской культуры – прототюркский. Мировоззрение, обряды, обычаи саков нашли продолжение в тюркской культуре, в частности у казахов.
По мнению А. Толеубаева, Чиликтинские памятники в определенной степени тяготеют к памятникам Семиречья и юга Казахстана, куда этногруппа носителей чиликтинской культуры переселилась в среднее сакское время.
– Возможно, эта же группа переселилась в сторону северного и центрального Казахстана, – делится мнением ученый. – Золотые изделия, найденные в Талды, на 80 процентов повторяют сюжет чиликтинских артефактов, являющихся шедеврами раннесакской культуры. На Кавказе, в Крыму, в Приднепровье, к примеру, сакско-скифские памятники моложе алтайских. Освоение новых земель саками происходило с востока на запад, и это доказанный факт.
О найденных артефактах на этом объекте, а также Аблайките мы расскажем более подробно позже.