У Казахстана уникальный культурный код

9683
Светлана Ананьева, завотделом международных связей и мировой литературы Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова

Второй Вселенной, создаваемой веками человечеством, называл культуру великий писатель Чингиз Айтматов

Фото из архива С. Ананьевой

Бесконечность миропонимания заключена в его словах: «Человек, у которого нет памяти, нет истории, нет духовной биографии, запечатленной в образах великого искусства, древних мифов, легенд, классики, обречен на духовную нищету. Он не готов к восприятию сложнейшей современной жизни».

В условиях кризиса литературоцент­ризма культурное наследие прошлого необходимо оценивать с позиций современных достижений человечества. Национальное и глобальное в культуре… Единство и многообразие культур… Стремление постичь суть культуры и литературы и найти их внутренние резервы… Об этом сегодня дискутируют деятели культуры, литературы и искусства.

Наше подрастающее поколение мы воспитываем на традициях уважения культуры и народных обычаев, на основе ценностей, свободных от исторических травм.

Казахстан входит в творчество и судьбу современных деятелей культуры и литературы всего мира, в сердца читателей разных стран и континентов. Через современную культуру и литературу Казахстана мир узнает о нас и о важнейшей особенности творчества отечественных мастеров художественного слова, его характерной составляющей – принципиальном выходе за рамки одной национальной культуры и литературы, обогащении традициями казахской литературы.

Русские, уйгурские, корейские, татарские, курдские, немецкие, узбекские, турецкие писатели и поэты, драматурги и публицисты, живущие в Казахстане, привносят в свое творчество элементы казахской культуры: это и детали казахского быта, и песенная культура, и яркая образность, присущая казахской литературе, и ее неповторимый художественный колорит. Это связи более глубинного характера, получающие свое отражение в ткани произведений: в стиле, языке, архитектонике, в стилистическом декоре.

Казахстан очаровывал многих известных мастеров пера своими просторами и богатством недр, душевной теплотой и открытостью жителей. Об одном из старейших нефтяных промыслов пишет Константин Паустовский в рассказе «Испытание пустыней»: «Мы шли на соляное озеро, где на дамбах стояли вышки и нефтяные насосы, посапывая, качали из-под земли маслянистую коричневую с золотым отливом эмбинскую нефть. Мне нравилось на озере. Вода в нем – густая и соленая – пахла крепчайшим йодом. В Доссоре, сидя на бревнах на дамбе и вдыхая душную тьму закаспийской ночи, мы говорили о покорении пустынь».

Народный писатель Казахстана Морис Симашко в книге «Дорога на Святую Землю» находит удачный образ страны, вобравшей в себя народы, лишенные своего дома. Благим делом «всегда считалось воспитать сироту из другого народа. Эта традиция тоже уходит в века, и много есть воспитанных в казахских семьях осиротевших в страшные времена детей – русских, немцев, татар, чеченцев, евреев и других. Их не отличали от своих детей, кормили, учили, выводили в люди. Это была обязанность перед собственной совестью, то есть то, что и называется духовностью».

Тема Казахстана – ведущий лейтмотив в произведениях Герольда Бельгера, Ахмеджана Ашири, Лаврентия Сона, Валерия Михайлова, Князя Мирзоева, Гасане Хаджисулеймана, Абдурахима Пратова, Надежды Черновой, Любови Шашковой, Станислава Ли, Аждара Улдуза и многих других, характерной особенностью творчества которых является сохранение этнокультурной идентичности, важность исторической преемственности и этнической памяти, усиление этнических мотивов.

С участием отечественных и зарубежных литературоведов, культурологов, преподавателей вузов, переводчиков Институтом литературы и искусства им. М. О. Ауэзова за последние годы изданы билингвальные научные сборники «Культура в глобальном мире», «Литература Казахстана в зарубежных источниках», «Зарубежное восприятие литературы Казахстана». Выстроенные в разном ключе, написанные с разных точек зрения статьи, рецензии, информации, заметки – о Слове, литературе и культуре в эпоху глобализма.

«В процессе обращения к историческому опыту происходит кристаллизация главных индивидуальных качеств у тех, кто вышел на связь с прошлым. В этом смысле явление историзма в казахской литературе интересно тем, что оно позволяет выявить индивидуальные особенности современных художников слова по крупному счету, на уровне самосознания каждого из них», – пишет наш современник, выдающийся деятель культуры Мурат Ауэзов.

Главную особенность поэтического дарования Олжаса Сулейменова он видит «в умении «подключиться» к глубинным, русловым течениям духовной жизни своего народа. Гражданственность, патриотический пафос, активное отношение к миру больших событий, философское осмысление детали и факта – характерные черты его поэзии, отмеченной той степенью духовной зрелости, которая позволяет поэту увидеть в воссозданной картине мира родство идеала национальной культуры с идеалом культуры общечеловеческой».

У народа Казахстана существует уникальный культурный код, включающий культурные и этнические особенности, передающиеся в наследство. Нам свойственны открытость ко всему новому и желание сохранить собственные истоки. В культурный код входят доброта и гостеприимство, милосердие и готовность протянуть руку помощи тем, кто нуждается в поддержке. Наш культурный код сохраняется и передается в творениях мастеров культуры и искусства Казахстана.

Популярное

Все
35 школ Атырауской области остались без директоров
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Инвестор Топ-10 в экономику Казахстана
Токаев выступил на заседании Совета глав государств ШОС
Смена графика работы в Астане: что изменится
Две новые школы распахнули двери в Кызылординской области
Съемки международного музыкального проекта Димаша стартуют в Казахстане
Токаев и Сюэсян открыли в онлайн-режиме новый завод в Жамбылской области
Фильм Qaitadan стартует в казахстанском кинопрокате
Касым-Жомарт Токаев поддержал инициативу «Трансалтайский диалог»
Саммит ШОС: подписаны важные соглашения и декларации
В Тяньцзине завершился саммит ШОС
«30 добрых дел» — мечты детей сбываются в небе
Подпольный спиртзавод и майнинг: ОПГ выявили в Жамбылской области
Глава государства: Казахстан поддерживает учреждение центров ШОС по борьбе с вызовами и угрозами безопасности
Президент выдвинул идею создать Центр изучения водных проблем ШОС в Казахстане
Президент предложил создать офис ШОС при МФЦА
Какой будет погода в сентябре для казахстанцев
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Жители Шымкента не спешат платить
Модернизация на особом контроле
В Павлодаре откроют первую комфортную школу
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
День строителя
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане

Читайте также

Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахст…
Комплексность и стратегический взгляд: чем отличалась позиц…
Эффективный инструмент защиты прав и интересов граждан
Для внедрения ИИ в школах важно создать методическую базу –…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]