– Айман Медеубаевна, насколько помнится, каменные изваяния были обнаружены случайно?
– Одно из изваяний, стоявшее одиноко в степи, случайно увидел известный отечественный ювелир Берик Алибай. Он рассказал мне, что изваяние похоже на памятники в Мерке, о которых я писала в монографии «Мерке – сакральная земля тюрков Жетысу». По моей просьбе он сделал фотографию артефакта и показал ее при следующей встрече, спустя несколько месяцев.
Прежде чем приступить к изучению находки, я просмотрела научную литературу о памятниках, расположенных на территории Ерейментауского района Акмолинской области. И здесь непременно надо отметить, что первая научная информация прозвучала из уст академика Алькея Маргулана. Он со слов своего друга – геолога Акжана Машанова – писал, что в верховьях реки Селеты, в урочище Тургай, в местности Косбатыр имеются каменные изваяния. Рисунки, сделанные геологом, А. Маргулан опубликовал в энциклопедии Казахской ССР, впоследствии эти данные были внесены в энциклопедию Акмолинской области и опубликованы в монографии академика, изданной в 2003 году.
Разведочные исследования в Ерейментауском районе начала в 2009 году экспедиция Президентского центра культуры. Были выявлены целые серии новых памятников, хронология которых укладывалась в рамки четырехтысячелетней истории. Памятники занимают территорию на левом берегу реки Кумай, в радиусе от 3 до 7 километров, в восточной и северо-восточной частях урочища Соколиные горы. Находятся в пределах округа аула Торгай, в непосредственной близости от аула Карагайлы. Памятники не изучались ранее, о них ничего не знали местные жители.
– Какая работа уже проведена?
– Обнаруженные артефакты вошли в список памятников культурного наследия Акмолинской области. Добавлю также, что одна из статуй памятника Косбатыр ранее была увезена в районный краеведческий музей. После переговоров с районным и областным руководством изваяние установлено рядом с первой статуей, и кос батыры (пара героев) воссоединились.
С 2009 года в результате планомерных ежегодных работ открыты серии погребальных и ритуальных конструкций, средневековое поселение. Все памятники документированы, произведены картографирование, топографическое обследование, составлены планы памятников, паспорта, изготовлены фотографии, рисунки, схемы, описания. Открыто и восстановлено 15 ритуальных конструкций с каменными статуями, которые воздвигались в память о выдающихся личностях, служивших Отечеству.
Произведены реставрационные работы, статуи установлены на первозданных местах. В 2012 году на казахском, русском и турецком языках издана книга «Тюркский археолого-этнографический комплекс Кумай». Большую помощь нам оказало Турецкое агентство по координации и сотрудничеству при правительстве Турции, при содействии которого установлены ограждения, скамейки, информационные щиты. Подготовлен проект по созданию ландшафтного музея, состоялись республиканский (2011) и международный (2014) полевые семинары, посвященные вопросам изучения и сохранения уникальных памятников в ландшафте казахской степи. Комплекс Кумай стал известен в научном мире.
– Многочисленные памятники, локализованные в Акмолинской области, относятся к разным историческим эпохам, и их разделяют тысячелетия. Наверное, изучать такие объекты чрезвычайно интересно для ученых.
– Результаты предварительных исследований позволили выявить единственный на территории Казахстана многокомпонентный культурный комплекс, в составе которого памятники эпохи бронзы, раннего железного века, гуннского и классического тюркского и этнографического периодов развития. Высокая концентрация разнотипных мемориальных памятников на одном пространстве свидетельствует о потенциально насыщенной информативности объектов.
Впервые в истории Казахстана одновременно изучаются вопросы преемственности культур различных исторических эпох. Образцы культовой монументальной скульптуры, типы ритуальных конструкций и погребальных курганов, археологические и этнографические материалы, накапливаемые в процессе работы, позволяют воссоздать картину этнокультурного развития тюркских народов Казахстана и выявить его особенности на фоне развития культур народов Центральной Азии и Восточной Европы.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее об особенностях комплекса Кумай.
– Погребальные конструкции эпохи бронзы, сосредоточенные в трех группах памятников, исчисляются сотнями различных по типу сооружений, оград, курганов и позволяют судить о хронологической протяженности бытования с эпохи бронзы, от самых ранних памятников атасуско-нуринского типа до бегазы-дандыбаевской культуры. Раскопки, проведенные на одной из оград, позволили отнести памятник к периоду ранней бронзы, а огромные насыпи оград и курганов комплекса Карагайлы 4 имеют типологическое сходство с широко изученными памятниками эпохи поздней бронзы с территории Сарыарки и других регионов Казахстана, Южного Урала.
В состав комплекса памятников Карагайлы 2 входят курганы и одно изваяние раннего железного века, курганы с «усами», тюркские ритуальные ограды с одиночными и парными каменными изваяниями, средневековые погребальные сооружения и позднесредневековое поселение.
– Скульптуры, созданные столетия назад, очень выразительны. Какую информацию они дают людям XXI века?
– Наиболее примечательными объектами культурного наследия комплекса Кумай являются тюркские культовые конструкции с каменными скульптурами. Во всем великолепии в долине Кумай представлена исконно тюркская традиция поклонения и обожествления великих личностей, выраженная в сооружении ритуальных оград – символов домов, с восточной стороны которых устанавливались каменные статуи с портретными изображениями героев, представителей средневекового тюркского общества.
В наборе приемов, использованных скульптором для передачи портретных, личностных характеристик персон, изображенных на статуях, характерным является стиль передачи широких изогнутых бровей, слегка раскосых больших глаз, разлетающихся линий усов, широких ноздрей. В размерах каменных глыб, фактуре камня, различной цветовой гамме кроется информация об уровне социальных взаимоотношений и ранжирования в традиционном обществе тюрков.
Большой научный интерес представляют наборы атрибутов, изображенных на скульптурах, сосуды, предметы украшения и вооружения. Так, в правой руке героя древний мастер изобразил сосуд, в левой – оружие, что говорит о готовности защитить Отечество. А сосуд символизирует ритуальный аяк, предназначенный для принесения клятвы. В традиционном мировоззрении тюрков аяк/сосуд содержал воду, которую выпивали для подтверждения присяги. Принесение клятвы через выпивание воды, символа божества Жер-Су/Земли, нашло выражение в символике каменных статуй.
Наиболее значимой является статуя тюркского кагана, которая установлена с восточной стороны большой культовой конструкции/ограды, прямо перед рекой Кумай. Статуя обращена лицом в сторону реки. Она высечена из огромной гранитной глыбы, ее высота 2,3 метра, ширина около 0,4 метра. Когда-то она лежала на краю поля, разбитая на две части, затем была увезена в Музей современного искусства. Сейчас статуя отреставрирована и занимает свое значимое место в пространстве степи.
Мастером четко переданы портретные черты: выдающиеся широкие линии бровей, усов, выпуклые миндалины огромных глаз, нос с отчетливыми ноздрями передают облик кагана – защитника Родины. Огромный сосуд в правой полусогнутой руке и крупный кинжал в ножнах в левой руке подчеркивают назначение символических атрибутов, используемых в ритуале принесения клятвенной присяги.
Ландшафтные и топографические наблюдения по локализации памятников на местности говорят об определенной закономерности расположения культовых конструкций (всего 15 сооружений с изваяниями). Комплекс кагана расположен восточнее всех других памятников, ближе всех к реке, а значит – впереди иных сооружений. Так местоположение, габариты, атрибутика статуи подчеркивают социальное положение персоны, в честь и в память о которой она создана.
Не менее известен ритуальный комплекс Кос батыр – с двумя скульптурами воинов, также с сосудами и оружием в руках. Изваяния батыров намного меньше. Одно из изваяний на памятнике Карагайлы 2 высечено на стыке граней камня. Видимо, в честь служителя культа. Есть культовое сооружение из парных оград с двумя статуями на памятнике Карагайлы 8, одна из которых с сосудом и оружием. Арсенал таких данных дает возможность говорить об особенностях миропонимания, социуме средневековых тюрков.
Историческое значение комплекса Кумай заключается в потенциальной информативности всех видов и типов памятников, изучение которых во взаимной связи будет способствовать решению многих актуальных задач, стоящих перед исторической наукой Казахстана, Центральной Азии и Евразии. Перспектива проведения масштабных комплексных исследований оправдана с позиции их новизны, широкой представительности разновременных памятников, их совместной локализации в естественных ландшафтах.
– Особая ценность комплекса Кумай как раз в том, что он сохранился в естественной среде?
– Разумеется. Последовательное проведение работ по комплексному исследованию, консервации и реконструкции памятников в естественном ландшафте степи уже сейчас позволяет использовать культурное наследие в качестве музея под открытым небом, как лабораторию для обучающейся молодежи, специалистов, для проведения открытых лекций и в качестве объектов республиканского и международного туризма.
Комплексные археолого-экологические исследования позволили установить, что природная среда, в которой на протяжении нескольких тысячелетий проходил процесс развития и формирования культурного наследия, широко представлена многочисленными эндемичными видами флоры и фауны, обилием водных источников, родников. Изучаемый комплекс расположен в долине рек Кумай и Селеты, озера Балыкты и других небольших озер. Обилие пресных водных источников стало основанием для создания в 2011 году государственного национального парка «Буйратау».
Исследования указывают на взаимосвязь и обусловленность процесса развития этнических культур древности и средневековья с окружающей природной средой обитания. Для наших предков был важен выбор земель, используемых в качестве сакрализованных мест. Такие природные территории объявлялись священными, их оберегали. На протяжении нескольких тысячелетий здесь проводились обряды и ритуалы поклонения высшим силам мироздания Тенгри и Жер-Су, духам обожествленных предков. Эти земли маркировали самыми дорогими и священными символами, провожая в последний путь своих героев, создавая им памятники на века. Высекая статуи возвеличенных личностей и устанавливая их в степи, тюрки приносили клятвы верности их памяти, священной земле отцов.
Подчеркну также, что многолетний опыт изучения и сохранения культурного наследия в естественной природной среде способствовал теоретической разработке идеи сохранения памятников способом создания природных национальных парков, заказников и научно-реставрационных проектов археолого-этнографических парков. Такая работа на протяжении многих лет ведется в районах локализации тюркских святилищ Мерке и Жайсан. Создание ландшафтного, археологического и этнографического парка Кумай позволит представить его посетителям модель древнего и средневекового культурного наследия на территории Казахстана.
– Перспектива создания ландшафтного музея особо актуальна в контексте предстоящей Международной выставки «ЭКСПО-2017» и для последующего формирования новых туристических маршрутов?
– Памятники археолого-этнографического комплекса Кумай расположены в Ерейментауском районе, в 120 километрах от столицы республики. Здесь существуют предпосылки для развития экологической, этнокультурной, других форм туристской деятельности. Образцы многовекового культурного наследия пробуждают интерес к отечественной истории, могут способствовать и развитию инфраструктуры республиканского и международного туризма.
Думаю, что посетители ЭКСПО захотят узнать больше об истории и культуре Казахстана. Планируем разработать проект по всем тюркским святилищам, которые изучены учеными на протяжении длительного периода, наряду с памятниками наскального искусства, средневековыми городами. Мы все хотим как можно лучше показать миру Страну Великой степи. Памятники, которые мы изучаем, восстанавливаем и сохраняем, являются прекрасной иллюстрацией Великого шелкового пути, который интенсивно развивался в том числе и теми тюрками, статуи которым воздвигнуты в казахской степи.