Улытау открывают автопутешественники

661
Юлия Пулина
собственный корреспондент по области Ұлытау

В рамках проекта Drive Forum создан уникальный интерактивный гид – самая подробная и интересная туристическая карта области

 

фото из архива руководителя проекта Drive Forum Абдугали Абдуали

Приветствуется
новый формат

В августе этого года в Улытауском районе при поддержке акимата области впервые была проведена международная экспедиция Ulytau Trip KZ – джип-тур «Энергия степи». В ней приняли участие девять экипажей, в сос­тав которых вошли 27 человек. Участники проекта ознакомились с историческими и природными объектами области, также им продемонстрировали культурно-этнографические особенности. Основная цель – популяризация активного автотуризма и обмен международным опытом в сфере туризма.

О большом путешествии по Улытау рассказал президент Казахской ассоциации автомототуризма КАТА, руководитель проекта Drive Forum Абдугали Абдуали. Он также является одним из авторов и организаторов таких проектов, как Drive Forum, в Акмолинской, Северо-Казах­станской, Туркестанской областях, в Узбекистане, Кыргызстане и России.

По итогам большого пробега был разработан уникальный интерактивный гид по области Улытау.

– Я когда-то мечтал сделать проект, посвященный Улусу Жошы, но из-за пандемии его пришлось законсервировать, – рассказывает Абдугали Абду­али. – В 2022 году провели Drive Forum Бурабай – Улытау, путь которого проходил через аркалыкские степи. Тогда же было принято решение по поводу проведения экспедиционного тура в области Улытау. В 2023 и 2024 годах мы приезжали на разведку, чтобы проложить маршруты к историческим достопримечательностям, и поделились нашим мнением о развитии в регионе туризма с акимом области Дастаном Рыспековым. Уверен, автотуризм является практически единственным вариантом для привлечения туристов в Улытау, и для такого утверждения есть причины.

По мнению Абдугали Абду­али, сейчас туристический тур в область занимает всего три дня: приезд в Жезказган, посещение историко-культурного комплекса Жошы-хана и мавзолеев, отъезд.

– Для казахстанцев мавзолеи, особенно Жошы-хана, – это святые места, – поясняет он. – Но 90 процентов туристов, кроме монголов, мавзолей Жошы интересует как архитектурный, историко-культурный памятник, для них же это место погребения, поэтому они не понимают, что можно делать на месте захоронения более часа.

После мавзолея Жошы турис­тов везут к мавзолеям Домбауыл и Алаша-хана, но и у этих памятников истории они надолго не задерживаются. Время в пути все хотят провести интересно, а туры по захоронениям для европейцев или арабов мало понятны. Даже на Аулиетау – сакральной горе в Улытауском районе – туристов водят к месту погребения семи святых.

– Так мы сужаем круг потенциальных клиентов, которые могли бы оставить деньги, а значит, интерес инвесторов падает, – продолжает Абдугали Абдуали. – На данный момент Улытау – очень сложный для развития туризма регион, нужны новые форматы, такие как автопутешествия.

Что такое степь?

Экспедиция Drive Forum как раз была проведена для построения и выработки туристической идеологии региона. Улытау равнозначен Туркестану по своей важности, подчеркивает Абдыгали Абдуали.

– Если Туркестан – духовная столица, то Улытау – регион, где состоялось государствообразующее единение казахов, – напомнил он. – Большую роль в этом сыграло величайшее сражение под Буланты, 300-летие которого мы будем отмечать через два года. 90 процентов казахстанцев о нем не знают, зато все говорят об Анракайской битве, хотя она произошла после Булантинской – ключевой для победы над джунгарами.

Триста лет назад казахи потеряли почти 80% своей территории, в том числе Туркестан и Улытау. На курултае в Аральске было принято решение первым освободить Улытау, и это было правильным решением, уверен Абдугали Абдуали.

– Здесь захоронен Жошы-хан, его потомки, к тому же стратегически регион имел важнейшее значение из-за металла, который здесь добывали, чтобы вооружать казахское ополчение, – подчерк­нул он. – В 1726 году началась подготовка к сражению, место выбрано идеально. Джунгарское войско стояло на солончаке, почва была влажной, поэтому конница не могла атаковать и потеряла свою ударную силу. Вооруженные чем попало казахи, которых было в два раза меньше, разбили врага.

Для Казахстана Булантинское сражение сравнимо с Бородино, Ватерлоо, считает Абдугали Абдуали. Это интересная информация для туристов: был такой момент в истории, когда, объединившись, казахи смогли победить врага. Но это один из посылов проекта, только на этой идеологии большой тур не построишь, поэтому было принято решение показать, что такое степь.

– К сожалению, мало людей путешествуют по степи, потому что боятся, – говорит Абдугали Абдуали. – Нет точек локации, путаница в десятках пересекающихся дорог – не всегда указатели могут помочь сориентироваться. Предваряя нашу экспедицию, мы заранее самостоятельно и с гидами за два года вдоль и поперек изучили степь, чтобы создать интерактивный гид-путеводитель, сделать маршрут интересным для путешественников.

Абдугали Абдуали изучил путевые заметки Русского географического общества XIX века, опыт военной разведки. Итоговый проект вызвал большой интерес и превзошел во всех отношениях «Яндекс» и «2ГИС».

– В гиде есть все для безопас­ного путешествия – отмечены повороты, особенности грунта, места для лагеря, указано, где менее ветрено, в каких населенных пунктах можно набрать воды, запастись продуктами – все, что интересует путешественников, – поясняет он. – Путеводитель легко устанавливается на телефон в виде файла и доступен офлайн и онлайн. Это большая работа, аналогов проекту нет на территории СНГ.

В команду джип-тура пригласили путешественников из России, Азербайджана, Узбекистана и Кыргызстана, каждый из которых имеет отношение к сфере туризма, а также блогеров с небольшим количеством подписчиков, но с разной целевой аудиторией. Блогеры вели путевые заметки, и когда проект «выстрелил», стало ясно, что дело не в количестве подписчиков, а в контенте.

– Участники тура ежедневно загружали истории о путешествии, о том, как мы справляемся с трудностями, поломкой машин, показывали степные красоты. За нашими приключениями следили не только в Казахстане, но и в других странах. Будучи в пути, мы уже получали вопросы о координатах, люди нас спрашивали, когда будет открыт доступ к маршруту. По возвращении путешественники получили большой отклик на их проект – как оказалось, интересна не только цель, но и сам путь, – говорит Абдугали Абдуали.

В свое время автопутешественники открыли для туристов Мангистау, однако популярным его сделали зарубежные гости, которые увидели потенциал в этом месте. До 2018 года регион считался неинтересным – бездорожье, пустыня, жара летом. Оказалось, что красота есть и в пустыне, количество желающих посетить эти места только растет.

– Мы меняем стандарты автопутешествий в Казахстане, эта деятельность уже получила высокую оценку у коллег из-за рубежа, – продолжает Абдугали Абдуали. – В 2024 году мы создали путеводитель по Казахстану для туристов на трех языках. Если раньше мы были в аутсайдерах в этой сфере, то теперь наш опыт хотят перенимать коллеги за рубежом. У Drive Forum есть представители в Азербайджане, Турции, Туркменистане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и России.

Авто- и мотопутешественники – это большое уникальное сообщество, и Drive Forum создает для него территорию комфортного и безопасного путешествия.

– Проект в Улытау получил большое признание, и это лишь начало большого пути, – отметил Абдугали Абдуали. – Мы показали, что такое настоящая летняя степь. На очереди – весенняя степь в Жанаарке, потом – пустыня Бетпак-Дала. Хотим открыть Улытау в разные времена года. В перспективе – новые маршруты, новые карты.

Создать условия для бизнеса

Сфера туризма в Улытау должна быть так устроена, чтобы человек приехал не на три дня, а захотел остаться здесь подольше. В поселке Улытау есть визит-центр, но он не функционирует как нужно: из-за отсутствия воды номера для ночлега простаивают.

– На всем этом пути турист должен понимать, что возле тех же мавзолеев есть приют, где есть горячая вода, теплая пос­тель, вкусная еда, – подчеркивает Абдугали Абдуали. – Люди захотят остаться не на час, а на сутки – тогда это «длинные» деньги. Пока нет комфорта, все останется в прежнем трехдневном формате, а это «короткие» деньги. Где выгода для области?

Чтобы инвестор не терял средства, нужно привлечь поток турис­тов, создать условия: привести в порядок Улытау и территорию за визит-центром, установить туалеты, беседки, зоны барбекю, чтобы люди мог­ли поставить казан или мангал.

– Рядом с Акжарскими горами, 20 процентов которых расположены на территории Улытау и пока остаются неизведанными для туриста, тоже нужно сделать площадку, установить навесы, емкости с водой и туалеты, решить проблему с утилизацией мусора, – говорит он. – Если соз­дать хотя бы эти минимальные условия, то поток туристов будет обеспечен. А бизнес не упустит возможности – предложит кейтеринг, глэмпинг, небольшие инсталляции, фотозоны. К этому мы и стремимся – сделать Улытау привлекательным для гостей.

Популярное

Все
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Пространство силы, искусства и характера
В Талдыкоргане прошел форум «Мейірімді Жетiсу»
125 лет без антракта
Казахский национальный театр драмы им. М. Ауэзова открыл сотый сезон
ИИ расширяет творческий диапазон
Золотой столп духовности
Область демонстрирует высокие темпы роста
Комплексные меры дают результаты
В поддержку мирного атома
Акцент на качестве и эффективности
Расширенное стратегическое партнерство развивается
«Совесть меня научила бесстрашию...»
«Небо открыто для инвестиций»: эксперт в сфере о том, как превратить аэропорты Казахстана в глобальные грузовые хабы
В интересах страны
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Невидимый, но важный и достойный труд
Служат два товарища
Нейроучитель в кармане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Различают только по погонам
Каменные идолы острова Пасхи оказались результатом соперничества независимых общин
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
В основе успеха – кооперация науки и производства
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Атака на КТК наносит ущерб двусторонним отношениям Казахстана и Украины – МИД РК
Отважного школьника наградили за поимку автоугонщика
Актюбинская школьница победила в республиканском конкурсе по профилактике мошенничества
Правила аттестации педагогов будут пересмотрены
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Теперь в планах Азиада и Олимпиада
Началось строительство сталелитейного завода
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья

Читайте также

Из инженера – в ремесленники
Служат два товарища
Зеленый перрон Осипова: легенда Транссиба
Это мы бессовестные?..

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]