
Еще классик предупреждал: когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет… Так получилось и при прокладке магистрали Астана – Павлодар. Надо сразу сказать, что это не просто автобан, соединяющий столицу с соседним городом, а крупный логистический проект межгосударственного значения. Так как через павлодарское Прииртышье ведется обновление (по сути – прокладка заново) современных многорядных дорог Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ и второе направление от Павлодара на Усть-Каменогорск и далее так же до границы с Россией. Плюс дорога входит в число объектов подготовки к ЭКСПО-2017. В этот комплекс включен и автодорожный мост через Иртыш из Павлодара на Аксу протяженностью 12,5 км. Его монтаж уже закончен, и после ряда гидроизоляционных и других работ начнется укладка асфальта на самом мостовом переходе и подъездных дорогах к нему.
Также успешно шла и прокладка магистрали Астана – Павлодар. По словам дорожников, они, как и мостостроители, шли с опережением графика. И вдруг работы на автобане замерли. Журналистам, прибывшим на место, рабочие и линейные ИТР фирмы «Автодорсервис» объяснили, что им осталось залить бетоном всего 14 км трассы и 25 км уже готовой покрыть асфальтом (практически это уже подступы к Павлодару). Но этого отрезка магистрали им не завершить без возобновления финансирования проекта, который, к слову, составляет более 15 млрд тенге. Так как 450 рабочих не получают зарплату уже второй месяц, и каждому работнику фирма должна в пределах 400–500 тыс. тенге.
– За восемь лет моей работы такой случай первый. Мы все выполняем вовремя, с хорошим качеством. Финансирование было нормальным до 2016 года. С мая мы не получаем зарплату. Общий долг по ней порядка 100 миллионов тенге. Но проблема не только в этом. Нет материалов, солярки осталось на несколько дней работы, – рассказал механик Валерий Бершимбаев.
Он также сообщил, что почти вся дорожная техника простаивает без дела. Запасы материалов на исходе. Не сегодня-завтра встанет бетонный завод. Раньше работы шли с опережением графика, теперь у рабочих целый месяц простоя. Остановлено и строительство путепровода на станцию Спутник.
– Идет невыполнение положений программы «Нұрлы жол», страдают семьи рабочих. Последняя зарплата была в апреле, с этого времени люди ее не видели. А мы хотим строить, двигаться вперед, но нам не дают, – продолжил рассказ начальник участка асфальтобетонного завода Андрей Кляйн.
…Попытки работников объясниться с руководством «Автодорсервиса» и прояснить ситуацию оказались безуспешными, так как с ними на связь никто не выходит и о перспективах не говорит. А между тем утекает драгоценное летнее время, благоприятное для качественного ведения дорожных работ, и под угрозой график ввода объекта.
Не дождавшись внятных разъяснений, работники (сегодня все грамотные. – С. Г.) нашли, как им кажется, ответ в журнале Forbes, в котором рассказано о серьезном конфликте между учредителями «Автодорсервиса». В 2014 году он выиграл тендер на заключение контракта с АО «НК «КазАвтоЖол» на 15,6 млрд тенге по реконструкции участка автодороги Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ в Павлодарской области.
Как пишет Forbes, в соответствии с требованиями тендера работы начались в ноябре 2014-го. Чтобы закончить их в срок – до марта 2017 года, уже в 2015-м нужно было начать укладку бетона. «Автодорсервис» потребовал, чтобы эти работы велись АО «К-Дорстрой». В ответ на этот запрос гендиректор «К-Дорстрой» Валерий Лазарев, сославшись на загруженность заказами, обещал начать работы только в 2016-м. Этот срок не устроил руководство «Автодорсервиса». Откладывание работ на 2016 год привело бы к невыполнению контрактных обязательств, что, в свою очередь, закончилось бы огромными убытками. Поэтому «Автодорсервис» заключил договор с другим субподрядчиком. После этого, по словам генерального директора общества Виталия Процентова, отношения между партнерами резко испортились.
…Здесь я прерву рассказ и остановлюсь лишь на том факте, что участок магистрали практически на финише зашел в тупик. Причем, получается, что учредители организации, ведущей работы на этом отрезке дороги, в пылу своих споров и в силу взыгравших амбиций фактически игнорируют судьбу дорожников, которые не один месяц сидят без зарплаты.
С этим и другими вопросами, в частности, когда ожидать возобновления полноценных работ, решил обратиться к генеральному подрядчику автомагистрали Астана – Павлодар – директору Павлодарского областного филиала АО «КазАвтоЖол» Ерсину Сариеву.
К сожалению, в течение двух дней мне это не удалось сделать. Он, по словам секретаря, то проводил совещания, то разговаривал по телефону, то не отвечал на вызовы своей помощницы, пытавшейся соединить своего руководителя с собкором «КП». Позже я пришел к выводу, что директору филиала, скорее всего, нечего было сказать. На второй день неудавшегося интервью по делам службы выезжал в Экибастуз, как раз мимо проблемного участка магистрали. И утром, и после обеда на ней было минимальное число работников и застывшая техника. То есть ситуация с финансированием, похоже, не разрешилась.
И как тут не вспомнить недавнее выступление Генерального прокурора страны Жакипа Асанова, который предложил законодательные поправки для защиты трудовых прав граждан. В частности, он сказал, что «сегодня 8 тысяч 400 работников не могут получить зарплату. Задолженность на 1,7 миллиарда. Их семьи в трудной ситуации». И далее. «…Однако четвертая часть долгов – все-таки по вине работодателей. Деньги у них были, но тратились на другое. За это есть и уголовная, и административная ответственность. Давайте разберемся. В адмпорядке на предприятие налагается штраф, а у него и так долги по зарплате. Причем штраф надо оплатить раньше, чем погасить долг. В итоге штраф оплачивают, а зарплату нет. Но ведь наказывать надо не предприятие, а директора. Нужны поправки в КоАП. Мы их инициируем», – сказал Генпрокурор.
Материал уже был подготовлен к печати, когда в прессе появилось сообщение руководителя астанинской субподрядной организации ТОО «Автодорожные строительные технологии Казахстана» Вячеслава Савинова. Он сказал, что строители участка автобана Павлодар – Астана, транспортного коридора Центр – Восток полностью свернули работы, вывезли со стройплощадки технику и распустили работников по домам. Так как у предприятия нет стройматериалов, средств на покупку топлива и оплату услуг поставщиков.
А генеральный директор ТОО «Автодорсервис» Виталий Процентов, который не согласен с действиями своих бизнес-партнеров по прекращению финансирования строительства магистрали, сказал, что он привлек внимание СМИ к этой ситуации, обратился за помощью в Администрацию Президента, Канцелярию Премьер-Министра, Национальную палату предпринимателей, к уполномоченному по защите прав предпринимателей...
Следом пресс-служба АО «НК «ҚазАвтоЖол» распространила следующее сообщение.
«В настоящее время строительные работы по коридору «Центр – Восток» продолжаются согласно графику на участках Астана – Павлодар и Павлодар – Семей. Работами охвачено 516 км. В рамках проекта к концу текущего года планируется завершить все основные строительные работы от Астаны до поселка Приречное протяженностью 46 км. Также предусматривается обеспечить проезд по одной стороне нового покрытия протяженностью 181 км.
Полное завершение реконструкции автодороги Астана – Павлодар запланировано на 2018 год. После окончания реконструкции автодорога будет расширена до четырех полос и отнесена к первой технической категории.
Кроме того, планируется завершить строительство мостового перехода через реку Иртыш протяженностью 12 км. Данный мост направит транзитные потоки из Астаны на Семей и Усть-Каменогорск в обход г. Павлодара.
Вместе с тем в ряде СМИ распространена информация относительно приостановки реконструкции автомобильного коридора Центр – Восток. В связи с этим АО «НК «ҚазАвтоЖол» сообщает следующее.
В октябре 2014 года между национальным оператором «ҚазАвтоЖол» и ТОО «Фирма «Автодорсервис» заключен договор на реконструкцию участка протяженностью 25 км в Павлодарской области. Завершение срока строительства – 2017 год.
Строительно-монтажные работы ведутся строго по производственному графику, срывов сроков строительства в 2014, 2015 и в первом полугодии 2016 года не допускалось. На сегодня работы по договору выполнены на 59%. Задолженности по оплате за выполненные работы национальный оператор «ҚазАвтоЖол» перед ТОО «Фирма «Автодорсервис» не имеет. Оплата производится своевременно и в полном объеме.
Так, на данный момент освоено 2 млрд 245 млн тенге из запланированных на текущий год 4 млрд 900 млн тенге.
Вместе с тем между учредителями ТОО «Фирма «Автодорсервис» возник спор, который разрешается между сторонами в судебном порядке.
Необходимо отметить, что работники, выступившие в СМИ о приостановке всех работ, являются сотрудниками субподрядных организаций, учредителем которых является ТОО «Фирма «Автодорсервис».
В целях недопущения срывов установленных сроков строительства и своевременной оплаты за выполненные работы субподрядным организациям АО «НК «ҚазАвтоЖол» инициировало вопрос открытия специального текущего «Экстра-счета» в обслуживающем банке, посредством которого будет полностью контролироваться процесс реконструкции участка.
Также заместитель председателя правления АО «НК «ҚазАвтоЖол» Жулдызай Таженова отметила, что «АО «НК «ҚазАвтоЖол» не имеет на законодательном уровне полномочий вмешиваться в сложившуюся ситуацию. В данный момент идут судебные разбирательства. Однако мы хотим подчеркнуть, что срыв реализации госпрограммы «Нұрлы жол» недопустим, и мы предпримем все возможные меры для урегулирования текущей ситуации и сохранения темпов работ по реконструкции коридора Центр – Восток, согласно установленному графику».
…Ответ полный и конкретный. Только работники павлодарского участка «Автодорсервиса» до сих пор так и не получили ответ по срокам погашения задолженности по их зарплате.