В арсенале разные методики

2396
Евгения Ермакова, Костанайская область

Родители многих казахстанских школьников, изучающих государственный язык, говорят о сложнос­тях процесса. Педагоги ищут пути и способы, которые помогают заинтересовать ребенка, облегчить ему задачу. Айгуль Кальжанова работает в обычной школе города Рудного уже почти 20 лет. Приятная женщина с красивым голосом, что немаловажно в нынешних условиях дистанционного обучения. Учитель в классическом для многих понимании – обладающий честно заработанным авторитетом среди учеников. Такому человеку просто хочется понравиться, не говоря уже о желании услышать слова похвалы.

Каждый урок для Айгуль Мирасовны – вызов, ведь среди ее учеников есть как одаренные дети, так и ребята из коррекционных классов.

– У меня есть опыт анализа уроков и поурочных планов на предмет соответствия государственному образовательному стандарту, – говорит педагог. – Но здесь нужно понимать, что детки с особенностями развития, да и не только они, не всегда могут освоить эту программу. И цель педагога заключается в том, чтобы облегчить ребенку задачу.

В арсенале этого педагога самые разные методики. К примеру, специфические звуки она помогает усваивать с помощью эмоций. Так, букву «ә» Айгуль Кальжанова предлагает произносить веселее, раскрывая звук, а вот «ы», которая в казахском языке больше соответствует звуку «э», грубее. Или взять слово «бірінші», где первая гласная читается коротко. Как запомнить? Представить, что соглас­ные сжимают букву с двух сторон, не давая ей до конца раскрыться. Вот вам и короткий гласный звук. Признаться, такое объяснение для моей дочки, ученицы начальных классов, оказалось понятнее, чем выражения «язык поднять к небу» или «нужно выталкивать звук сквозь сжатые зубы». «Дружить» со звуками, воспринимая их через эмоции, педагог помогает всем. Ее ученики даже в старших классах пользуются такими подсказками. Как итог – речь чище, чтение четче и понятнее окружающим.

Вот только, признает педагог, говорить человек начнет лишь после того, как наберет определенную словарную базу. И рекомендует своим маленьким ученикам по-настоящему зубрить новые слова. Как можно больше. И регулярно.

– Мы недооцениваем наших детей, – говорит Айгуль Мирасовна. – В начальных классах они способны «глотать» огромный объем знаний. Но в игровой форме. Так ребенок запоминает многое без излишних затруднений. Потому на начальном этапе изучения языка в школе даю не отдельные слова, а словосочетания. Не «бару» (идти), а «дүкенге бару» (идти в магазин). И когда у ребенка наберется определенный набор слов, он начнет говорить, час­то интуитивно используя фразы.

И здесь многое зависит от родителей, которые должны организовать своих детей и помочь им сделать первые шаги. Этот сложный этап, по мнению Айгуль Кальжановой, может длиться около года-полутора. Но потом становится легче.

Такой подход впоследствии помогает ребенку начать говорить, не подглядывая в учебник, тетрадь. Правильная расстановка слов в предложении, оценка значения окончаний, формулирование мыслей проявляются в том числе благодаря достаточному словарному запасу. Потому педагог делится еще одной своей находкой. Рекомендует детям нарисовать постер в начале изучения новой темы и повесить на видном месте. Когда тема будет проговорена, прочитана и прослушана, ребенка нужно попросить записать короткое видео – рассказ о том, что нарисовано на постере. Так педагог помогает ребятам не просто запоминать новые слова, но и прокручивать их в голове в процессе изучения темы. Ведь каждый постер – это эскиз будущего рассказа.

– Часто прошу детей в конце урока произнести несколько хороших предложений по теме, – улыбается Айгуль Кальжанова. – Не односложных, а выразить мысль через «потому что» или «поэтому». Мы с 8-м классом сейчас изучаем тему «Торговля». Дала им три коротких текста: базар, торговый дом и маленький продуктовый магазин. Прочитав их, детям нужно ответить лишь на один вопрос: куда хочешь сегодня пойти? Но ответ будет полным: «Я хочу пойти на базар, потому что...» и «для этого» или «поэтому».

Таким образом педагог постоянно побуждает детей говорить и формулировать мысли на неродном для них языке. Как итог, в отсутствии или ограничении языковой среды, что особо остро чувствуется в условиях дистанционного режима и карантина, дети не теряют навыка говорения и продолжают пополнять собственный словарный запас. Стоит признать, что удается это не всем в силу самых разных причин. Более того, немалую роль в процессе играет не только учитель, но и родители, а также стремление ребенка учить язык.

Популярное

Все
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Служебные квартиры и новую технику получили актюбинские спасатели
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
«Строительство АЭС в Казахстане – это очевидное, выгодное решение» - эксперт
Дожди с грозами накроют большую часть Казахстана
«Будто не слышат сирены»: водителей наказали за отказ пропустить спецавтомобили в ВКО
Восточный путь Турсуна Султанова
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
О сравнении Казахстана с соседями высказался финансовый эксперт
Мировой успех художника из Петропавловска
ИИ управляет природными рисками
Марат Карабаев освобожден от должности министра транспорта
Назначен советник Главы государства
Новый завод открыли в Атырау
На Иртыше ведут работы по зарыблению осетром
В Актобе чествовали женщин по имени Алия
Под сенью Вечно Синего Неба
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав

Читайте также

От трех и старше
Удивительная женщина и ее хобби
Много слушать и говорить
Вначале было слово, а уже потом чин!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]