В Астане открылась выставка художника, обладающего самым громким именем в искусстве XX века

2495
Наталия Хомс

Уникальная экспозиция из 51 литографии под названием «Пабло Пикассо. Параграфы», представляющая основные этапы творчества художника, расположилась в галерее LM Kulanshi Art. Организаторы выставки – международный музей Lumiere-Hall – выстояли в очереди год, чтобы привезти в Астану полотна великого мастера из частных коллекций Германии, Бельгии и Франции.

Пабло Пикассо – личность, известная даже самым далеким от искусства людям. Неистовый гений, величайший новатор и неисправимый донжуан, он прожил долгую жизнь и оставил колоссальное наследие, ставшее эталоном «актуального искусства» и авторитетнейшим пособием для потомков.

– Этот день для нас особенный, потому что персональную выставку из 51 картины, гравюры Пикассо мы открываем в первый раз. Мы благодарны, что Lumiere-Hall выбрал нас в качестве площадки, и, вы знаете, несмотря на такое количество представленных работ, хочется напомнить: Пикассо никогда не бывает много, – отметила на открытии экспозиции куратор галереи LM Kulanshi Art Лейла Махат.

Название выставки подобрано не случайно: каждый раздел представленной коллекции – самостоятельный пара­граф большой биографии автора. Так, здесь можно увидеть ранние работы мастера – акварели, пастели, портреты, в которых еще нет революционных форм, но уже чувствуются невероятная наблюдательность и владение классической техникой. Эти произведения не только показывают, насколько точно он умел передавать человеческие тела, эмоции, свет и тень, но и как бы напоминают: художники тоже люди, они тоже учатся и растут с годами.

Пабло Пикассо получил классическое художественное образование: сначала под руководством отца, художника и педагога, а затем в ряде престижных учебных заведений, включая Королевскую академию в Мадриде. Но именно академичес­кая основа, отмечают эксперты галереи, и подтолкнула Пикассо выйти за ее пределы.

В начале ХХ века в Париже он знакомится с Жоржем Браком, и вскоре они вместе совершают радикальный шаг в истории искусства: формируют кубизм – новый язык, оказавший колоссальное влияние на искусство того времени. Художники анализируют привычный облик реальности, чтобы заново собрать ее – уже ближе к тому, как человек на самом деле воспринимает пространство, время и форму.

На выставке представлена серия Papiers collés – первые коллажи, положившие начало кубизму. Предметы в этих работах начинают пересекаться, накладываться, проникать друг в друга. Здесь уже сам зритель становится со­участником в процессе «сборки смыс­ла», старясь увидеть за поверхностью структуру, идею и даже энергию.

«Если я нарисую дикого коня, вы, возможно, не увидите коня, но совершенно точно увидите дикость», – гласит одна из известных цитат Пикассо, красочно описывая его подход к искусству.

Особое внимание экспозиции уделено технике литографии – одному из главных инструментов мастера, который называл графику пространством свободы. Одними из самых трогательных и личных произведений на выставке можно отметить портреты женщин в жизни Пикассо. Каждая из них стала для него вдохновением, музой и в какой-то степени соавтором.

– В нашей коллекции можно увидеть Пикассо разного. Прослеживаются как раз изменения его стиля и видения. Между прочим, много лошадей. Такие культурные параллели можно провести и увидеть, как по-разному казахстанцы и испанцы смотрят на лошадей. Ну и учитывая, как смотрит на все Пикассо… Всегда найдется весьма интересный угол зрения, – отметил сооснователь музея Lumiere-Hall Максим Егармин.

Здесь также представлены эскизы к самому знаменитому произведению художника «Герника», по которым можно проследить, как рождается замысел, как художник усиливает композицию и исследует пластику страдания.

Пикассо никогда не изображал войну буквально, вместо документальности использовал символы. В «Гернике» это бык – образ жестокости и бездушия, лошадь – как разрушительная сила, мать с мертвым ребенком, искаженные лица, кричащие рты.

Одним из главных сюжетов серии «Торос и торерос» в послевоенные годы становится коррида. Художник создает множество зарисовок, афиш, сцен с быками, тореро, зрителями.

Кульминацией того периода можно наз­вать цикл «Война и мир» – монументальные росписи в часовне, расположенные друг напротив друга фрески-двойники, которые зритель не может увидеть одно­временно. Выглядят они парадоксально и даже нелогично: в сцене войны – колес­ница смерти, меч, кони апокалипсиса, напротив же – голубь мира на щите воина, ребенок, который ведет Пегаса.

Многие видят в этих произведениях не просто художественное высказывание, а итог жизни, в которой было все: любовь, страдания, свобода, слава и одиночество… Невольно проводишь параллели с биографией самого Пикассо: мастер прожил 91 год, оставив после себя более 20 тысяч работ, действительно насыщенную жизнь и поистине великое наследие, к крупице которого теперь могут прикоснуться и в Астане.

Популярное

Все
Политика здравого смысла
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Лисицы вышли к людям
Вечно новый мир классики
Срок годности мембраны – четверть века
Звучали стихи о родной земле
Сделать работу сельских акимов эффективной
С газом почти все!
Сердцу милые мотивы
Аварии можно предупредить
Перспективы индустриальных парков
Хоргосский узел модернизируется
Чтобы тайное стало явным
Чтобы люди не уезжали
Формируется Единый строительный портал
Чокан Валиханов – человек-эпоха
Подключение происходит поэтапно
Рабочий офис на колесах
Секрет жизненной энергии
Правовая культура формируется через конкретные практики
Началось строительство сталелитейного завода
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Из казармы в кампус
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Уверенный рост экономики Приаралья
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Запущен завод по переработке мяса птицы
Это другой мир: казашка рассказала о том, каково быть волонтером в Африке
В Астане вводят ограничения из-за ухудшения эпидситуации
Нашумевший фильм «Ауру» обсуждают в Казнете
Пройдемся по индустриальной Караганде
Объявлена победительница «Мисс Вселенная 2025»
Фехтовальщица София Актаева завоевала серебряную медаль Исламиады-2025
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Казахстанцев предупредили об изменениях в ПДД
И Полтава, и Коломак, и Червоний шлях
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка

Читайте также

Казахстанский фильм стал лауреатом международного кинофести…
Улицу, памятник и музей Абая Кунанбайулы открыли в кыргызск…
Silk Way Star: Казахстан формирует новый медиабренд Евразии
Казахстанского тенора приняли в Молодежную оперную программ…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]