В Астане открылась выставка художника, обладающего самым громким именем в искусстве XX века

172
Наталия Хомс

Уникальная экспозиция из 51 литографии под названием «Пабло Пикассо. Параграфы», представляющая основные этапы творчества художника, расположилась в галерее LM Kulanshi Art. Организаторы выставки – международный музей Lumiere-Hall – выстояли в очереди год, чтобы привезти в Астану полотна великого мастера из частных коллекций Германии, Бельгии и Франции.

Пабло Пикассо – личность, известная даже самым далеким от искусства людям. Неистовый гений, величайший новатор и неисправимый донжуан, он прожил долгую жизнь и оставил колоссальное наследие, ставшее эталоном «актуального искусства» и авторитетнейшим пособием для потомков.

– Этот день для нас особенный, потому что персональную выставку из 51 картины, гравюры Пикассо мы открываем в первый раз. Мы благодарны, что Lumiere-Hall выбрал нас в качестве площадки, и, вы знаете, несмотря на такое количество представленных работ, хочется напомнить: Пикассо никогда не бывает много, – отметила на открытии экспозиции куратор галереи LM Kulanshi Art Лейла Махат.

Название выставки подобрано не случайно: каждый раздел представленной коллекции – самостоятельный пара­граф большой биографии автора. Так, здесь можно увидеть ранние работы мастера – акварели, пастели, портреты, в которых еще нет революционных форм, но уже чувствуются невероятная наблюдательность и владение классической техникой. Эти произведения не только показывают, насколько точно он умел передавать человеческие тела, эмоции, свет и тень, но и как бы напоминают: художники тоже люди, они тоже учатся и растут с годами.

Пабло Пикассо получил классическое художественное образование: сначала под руководством отца, художника и педагога, а затем в ряде престижных учебных заведений, включая Королевскую академию в Мадриде. Но именно академичес­кая основа, отмечают эксперты галереи, и подтолкнула Пикассо выйти за ее пределы.

В начале ХХ века в Париже он знакомится с Жоржем Браком, и вскоре они вместе совершают радикальный шаг в истории искусства: формируют кубизм – новый язык, оказавший колоссальное влияние на искусство того времени. Художники анализируют привычный облик реальности, чтобы заново собрать ее – уже ближе к тому, как человек на самом деле воспринимает пространство, время и форму.

На выставке представлена серия Papiers collés – первые коллажи, положившие начало кубизму. Предметы в этих работах начинают пересекаться, накладываться, проникать друг в друга. Здесь уже сам зритель становится со­участником в процессе «сборки смыс­ла», старясь увидеть за поверхностью структуру, идею и даже энергию.

«Если я нарисую дикого коня, вы, возможно, не увидите коня, но совершенно точно увидите дикость», – гласит одна из известных цитат Пикассо, красочно описывая его подход к искусству.

Особое внимание экспозиции уделено технике литографии – одному из главных инструментов мастера, который называл графику пространством свободы. Одними из самых трогательных и личных произведений на выставке можно отметить портреты женщин в жизни Пикассо. Каждая из них стала для него вдохновением, музой и в какой-то степени соавтором.

– В нашей коллекции можно увидеть Пикассо разного. Прослеживаются как раз изменения его стиля и видения. Между прочим, много лошадей. Такие культурные параллели можно провести и увидеть, как по-разному казахстанцы и испанцы смотрят на лошадей. Ну и учитывая, как смотрит на все Пикассо… Всегда найдется весьма интересный угол зрения, – отметил сооснователь музея Lumiere-Hall Максим Егармин.

Здесь также представлены эскизы к самому знаменитому произведению художника «Герника», по которым можно проследить, как рождается замысел, как художник усиливает композицию и исследует пластику страдания.

Пикассо никогда не изображал войну буквально, вместо документальности использовал символы. В «Гернике» это бык – образ жестокости и бездушия, лошадь – как разрушительная сила, мать с мертвым ребенком, искаженные лица, кричащие рты.

Одним из главных сюжетов серии «Торос и торерос» в послевоенные годы становится коррида. Художник создает множество зарисовок, афиш, сцен с быками, тореро, зрителями.

Кульминацией того периода можно наз­вать цикл «Война и мир» – монументальные росписи в часовне, расположенные друг напротив друга фрески-двойники, которые зритель не может увидеть одно­временно. Выглядят они парадоксально и даже нелогично: в сцене войны – колес­ница смерти, меч, кони апокалипсиса, напротив же – голубь мира на щите воина, ребенок, который ведет Пегаса.

Многие видят в этих произведениях не просто художественное высказывание, а итог жизни, в которой было все: любовь, страдания, свобода, слава и одиночество… Невольно проводишь параллели с биографией самого Пикассо: мастер прожил 91 год, оставив после себя более 20 тысяч работ, действительно насыщенную жизнь и поистине великое наследие, к крупице которого теперь могут прикоснуться и в Астане.

Популярное

Все
В Астане открылась выставка художника, обладающего самым громким именем в искусстве XX века
Осень на Святом ключе
Вовремя выявить риски и поддержать
Душевное лекарство
Берлин с боями шел на Берлин
Цифровая трансформация городской инфраструктуры
Ремесла как дипломатия и двигатель туризма
Ботай – место притяжения
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Холода сменят тепло в Казахстане
Судьба журналиста
Борьба с наркоманией дает результаты
Продукты стали дешевле
Основа качества жизни и фундамент стабильности
Творчество известного писателя обсудили в Кызылорде
А я и здесь не промолчала
Промышленность – это не про прошлое, а про будущее
Экспертные сообщества Казахстана и Китая вносят вклад в развитие межгосударственного взаимодействия
В Шымкенте строят канал Каусар
День труда
Стартовала кампания по вакцинации от гриппа и ОРВИ
«Барыс» дома обыграл «Сибирь»
Ключевой костяк энергетики
FIFA показала талисманы ЧМ-2026
Единый счет и smart-контроль тепла
Сменился министр просвещения Казахстана
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
35 школ Атырауской области остались без директоров
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки
Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахстана в Евразии

Читайте также

Киносаммит стран Тюркского мира прошел в Актау
Рукопись эпоса «Едыге би» опубликовали в Казахстане
Юбилейная выставка художника Ерболата Толепбая открылась в …
Премьеру оперы «Риголетто» спустя 20 лет представят в Астане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]