Новое предприятие будет выпускать не только сырье, в том числе активную резиновую крошку Smart Rubber («умная резина»), но и впервые в Казахстане востребованную продукцию – инновационные трубки подпочвенного орошения (ТПО) Smart Drop.
Появлению важного производства, комплексно решающего одну из главных экологических проблем со сбором и утилизацией автопокрышек в Приаралье, поспособствовали, объединив усилия, две отечественные компании – столичное ТОО «КазКаучук» и местное ТОО «Дорстрой», учредившие ТОО «Smart Rubber». Не обошлось и без государственной поддержки: актуальный проект по изготовлению активной резиновой крошки и ТПО получил грант АО «Национальное агентство по технологическому развитию». А партнером в его реализации выступила немецкая компания Water Future System GmbH – мировой лидер в производстве ТПО.
В общей сложности в создание нового завода было вложено 500 млн. тенге. Столь солидные инвестиции позволили оснастить комплекс самым передовым оборудованием. По словам немецкого партнера ТОО «Smart Rubber» и изобретателя технологии производства ТПО Герхарда Фриделя, при выходе на проектную мощность завод будет ежегодно производить 270 тонн резиновой крошки, которую можно использовать для покрытия спортивных игровых и детских площадок, парковых дорожек на площади до 17,5 тыс. кв. м. Также здесь будут выпускать 440 тонн активной резиновой крошки, из которой можно изготовить 1 700 кубометров «резинового асфальтобетона», широкий спектр резинотехнических изделий – от автомобильных поликов до сальников, уплотнительных прокладок, работающих под высоким давлением. Будут выпускать и готовую продукцию – 3,9 млн. м ТПО, которые обеспечат внедрение одного из самых прогрессивных в мире методов водосберегающего орошения.
Как отметили специалисты, данная технология уже прошла испытания в 2011–2013 годах на базе КазНИИ картофелеводства и овощеводства, КазНИИ водного хозяйства и АО «Астана-Зеленстрой», доказав свою эффективность. При возделывании огурцов и редиса на опытных полях с внедрением ТПО ученые добились практически двукратного снижения расхода поливной воды по сравнению с традиционным бороздковым способом полива. Были отмечены и другие плюсы: улучшение фитосанитарного состояния полей, формирование более обильной биомассы у растений и, как следствие, рост урожайности. Хорошо зарекомендовали себя ТПО и при поливе травяных газонов в столице.
– В своем январском Послании Глава государства призвал сельхозпредприятия внедрять влагосберегающие технологии. И интерес к ТПО у сельхозпроизводителей растет, потому что, во-первых, эта технология реально снижает затраты на производство и обеспечивает прирост урожайности, а во-вторых – водосбережение сегодня активно поддерживается государством, которое компенсирует часть затрат, выделяет субсидии. К тому же сельское хозяйство развито по всему южному региону, в том числе в Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областях, да и в самом Приаралье достаточно потенциальных клиентов. Мы уверены в успехе, – отметил один из учредителей ТОО «Smart Rubber», директор ТОО «Дорстрой» Муратбек Тлеулиев.
Оптимистично настроен и директор ТОО «Smart Rubber» Бижан Жанамкулов, ознакомивший гостей, в числе которых был и аким области Крымбек Кушербаев, с технологическим циклом производства. Руководитель завода подчеркнул, что в регионе достаточно сырья для динамичной работы нового предприятия, которое ежегодно будет перерабатывать до 2 500 тонн изношенных автомобильных шин. Принимать их будут, кстати, от юридических и физических лиц на платной основе.
– Согласно законодательству, изношенные автомобильные шины запрещено закапывать на полигонах, сжигать. Разрешено только утилизировать. Но так как при химической переработке выделяется много вредных веществ, загрязняющих окружающую среду, механическая переработка, которую мы применяем, является экологически чистой, – пояснил Б. Жанамкулов, выразив надежду, что вторичная продукция ТОО «Smart Rubber» будет востребована и в парках Астаны, которая готовится к знаменательному событию – международной выставке «ЭКСПО-2017».
…Пришел черед торжественного запуска производственного комплекса. Поздравляя сотрудников предприятия с началом работы, аким области отметил его особую важность, так как оно одновременно решает вопросы развития экономики и экологической безопасности региона. Высоко оценил К. Кушербаев реализованный индустриально-инновационный проект в свете перехода Казахстана на «зеленую» экономику. В свою очередь Г. Фридель отметил сжатые сроки ввода в строй нового завода, поблагодарив администрацию области за поддержку проекта.
Тут же на глазах у присутствующих на предприятии была произведена первая партия уникальной для Казахстана продукции.
КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА ЭКОНОМИКИ «КП»
В современном мире проблема утилизации автошин – одна из самых актуальных. Ежегодно растет число транспортных средств, в соответствии с этим увеличиваются и объемы отслужившей свой срок автомобильной «обувки». Ученые как-то подсчитали, что если сложить все выпущенные в мире шины друг на друга, то полученная вертикаль достигнет поверхности Луны. Это огромное количество не просто мешающего, но и достаточно опасного для человечества хлама. Вот почему регулирование оборота шин в развитых государствах осуществляется целым рядом юридических документов и соглашений в рамках Базельской конвенции.
Например, в таких странах, как Бельгия, Франция, Венгрия, Нидерланды, Португалия, Чехия, Польша, Испания и Греция, обязанность переработки автомобильных шин возложена на импортеров и производителей. Средства на это либо взимаются в момент реализации товара, либо уже после его использования при сдаче в утиль. Лучше всего этот процесс отлажен в скандинавских странах, и особенно в Финляндии, где рециркуляция резиновых покрышек составляет все 100%. А на Кипре, который пока не имеет таких достижений, буквально на этой неделе стартовал инновационный проект, реализация которого направлена на извлечение из отработавших положенный срок автопокрышек ценных компонентов и использование их в производстве бетона. В дальнейшем Европейская ассоциация переработчиков шин намерена распространить этот опыт в других странах ЕС.
Юрий ЛИ, Кызылорда