
В Казахстане рекомендуют прокладывать «резиновые» автострады с помощью технологии, широко используемой в США, а также ряде европейских и азиатских стран. Там такие дороги практически не требуют «ямочного» ремонта и больших затрат.
Как отметила директор департамента дорожных конструкций и материалов КаздорНИИ Галия Измаилова, в лабораторных условиях были исследованы активированная резиновая крошка и возможность ее применения в составе асфальтобетона.
– Мы пришли к выводу, что применение вкраплений резины улучшает прочностные характеристики при разных температурах, на 25–50% улучшается водостойкость, повышается устойчивость к клееобразованию и возникновению трещин. Учитывая, что у нас резко континентальный климат, состав асфальтобетона надо выбирать в зависимости от региона строительства, – подчеркнула она.
Итогом почти двухлетней работы ученых стало создание отраслевого нормативного документа «Рекомендации по применению активной резиновой крошки производства РК в дорожном строительстве». В них описаны требования к качеству самой крошки, к технологии приготовления асфальтобетона и его укладки.
Ученый напомнила, что для внедрения новой технологии необходимо провести дополнительные исследования в лабораторных условиях с применением местных инертных материалов. После получения положительных результатов опытным путем специалисты намерены проверить эффективность «резинового» асфальта в северных и южных регионах республики.
По словам старшего менеджера ТОО «Оператор расширенных обязательств производителей» (РООП) Кундыз Бикиной, за 2018 год в стране образовалось 74 тыс. тонн отработанных шин, из них переработано чуть более трети – 27 тыс. тонн. Предприятия, специализирующиеся на переработке использованных автомобильных покрышек, получают резиновую крошку разной фракции. Крупная идет на обустройство спортивных и детских площадок, мелкая – для строительства дорог.
Три опытных дорожных полотна с применением резиновой крошки уложены в Нур-Султане, Алматы и на трассе Кокшетау – Омск. В течение 2 лет специалистами КаздорНИИ проводился мониторинг – результаты оказались положительными.
Использование инновационного материала на практике теперь во многом будет зависеть от местных исполнительных органов, которые выступают заказчиками строительства дорог.