Обратим взор на день сегодняшний. В стремительно растущем ритме театра Astana Ballet видим картину несравненную. Речь – о постановке «Ғашықтық тілі». Точная параллель с лебединым образом и образец совмещения в одном спектакле классики, фольклора и модерна при отточенной технике исполнения и вдохновенном пластическом рисунке.
Девушки-лебеди в «текучих» легких одеяниях скользят по сцене, выхваченные лучом света средь густой мглы. А «за кадром» звучит голос, певуче, словно медитируя, декламирует стихи казахской классики – в консонансе с европейской классикой танца и прекрасно аранжированной мелодией знаменитой «Көзімнің қарасы» Абая это вносит колорит новизны. И сохраняет вместе с тем гармонию.
Такое решение подчеркивается минимализмом декораций: то узловатые нависающие голые ветви древа, то цветущая листва, то полное затемнение, в котором светлые абрисы героинь плывут в высоте, подобно подлинным взлетающим лебедям. Партнеры в затемнении не видны. И это тоже находка! А в стихах – неизбывная печаль, сопутствующая всякой большой любви: «Язык любви – безмолвен. Услышь сердцем, поймешь душой…». Виртуозная техника танца вкупе с мелодией стиха и музыки вершит чудо.
Фольклорный стиль другого действа под веселую народную казахскую песню ближе к современному ансамблевому. Здесь доминируют жаркие краски лета: охра и багрец. И ритм танца «выходит за рамки» балета классического, но есть своя прелесть в этом желании праздника.
И все же ведущая линия этой постановки – плавное и стройное вибрирующее движение птиц-девушек, летящих или плывущих, – становится лейтмотивом и несомненной удачей в режиссерском раскрытии образов через мелодику национального стиля. Синтез, о котором мечтал Петипа и говорил Морис Бежар.
Блестящие труды по истории балета оставил нам неповторимый петербуржец Иван Иванович Соллертинский (1902–1944). Ничего и никого подобного история искусств не знала. Он за свою короткую жизнь создал фундаментальную базу для изучения и сравнения музыки разных эпох применительно к классическому танцу. «Отдал музыке весь жар души», – написал о нем гениальный Д. Шостакович.
Балет живет и развивается. И это в первую очередь о первенцах-казахстанцах, выпускниках хореографического училища им. А. Селезнева. Он сам, будучи зрелым мастером и педагогом, танцевал заглавную роль в «Тщетной предосторожности» на сцене Театра оперы и балета им. Абая. И как танцевал! Вместе с выпускниками! А ныне наш балет, расправляя крылья, обретает новый статус. Уже более 20 лет наши молодые танцоры берут призовые места на международных конкурсах и танцуют на ведущих сценах мира,
И наконец, новый этап. Сформировался большой профессиональный формат, при котором малыши обретут возможность пройти полностью курс обучения, включая бакалавриат и магистратуру, а это высшая школа. Имя ей – Академия хореографии Астаны. Свободного полета!