
По мнению первого заместителя председателя правления КТЖ Каната Альмагамбетова, дело не в том, что разработанная компьютерная программа продажи билетов «Мобиус» неэффективна, а в том, что ее запустили лишь с 1 июля текущего года. Поскольку продажа билетов начинает осуществляться за 45 дней до отправки поезда, говорить об эффективности еще пока рано. Вместе с тем уже в рамках проекта «Лист ожидания», предусмотренного программой только по состоянию на 30 июля, было реализовано 16 079 билетов.
В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития в свою очередь говорят о том, что проблема может решиться за счет обновления парка пассажирских вагонов. По сведениям МИИР, на это уже запланировано выделение средств. Предположительно речь идет о сотне вагонов ежегодно. Но отразится ли это на «помогайках», снующих по всем перронам страны?
Так, по данным Главной транспортной прокуратуры, уже после введения программы «Мобиус» они получили из СМИ информацию о свободной реализации билетов через перекупщиков на станции Шымкент.
– По нашему поручению данные факты были проверены, – сообщил на совещании в МИИР исполняющий обязанности главного транспортного прокурора Жасулан Еламанов. – В результате только за день было задержано 6 перекупщиков, которые предлагали билеты. Все они привлечены к административной ответственности по статье 449 КоАП за назойливое приставание. Аналогичная ситуация была и на вокзале в городе Алматы.
К слову, об ответственности. В настоящее время перекупщиков можно привлечь только по статье КоАП, а ведь зачастую в незаконной продаже билетов задействовано сразу несколько лиц, вплоть до работников КТЖ. Отдельные правозащитники приравнивают их к организованной преступной группировке, требуя для виновных соответствующего наказания по УК РК.
Но, как заметил Жасулан Еламанов, этот вопрос тоже сейчас прорабатывается. И по поручению Главной транспортной прокуратуры уже создана рабочая группа, правда, по внедрению изменений и дополнений в тот же Административный кодекс.
С другой стороны, немало вопросов и к организации посадки пассажиров на поезд. Проблема в том, что у нас на перронах допускается присутствие провожающих, а вместе с ними – зевак, мошенников и перекупщиков билетов.
– В Узбекистане для того, чтобы попасть на перрон, люди, как в аэропортах, сначала фиксируют билеты, а потом проходят в зону посадки, – сетует член специальной мониторинговой группы, созданной при Агентстве по противодействию коррупции, общественный деятель Мурат Абенов. – У нас же везде хождение. А ведь это не только вопрос контроля за продажей билетов, но и вопрос безопасности наших граждан.
Понимание ситуации отмечают и в АО «НК «КТЖ». Так, Канат Альмагамбетов в рамках вышеназванного совещания высказал намерение компании о введении в нынешнем году пилотного проекта по ограничению доступа лиц без билетов на перроны вокзалов «Нұрлы жол» и «Караганда». По его словам, подобная практика уже претворялась в жизнь. Дело было в 2009 году. Но тогда нововведения не одобрили в прокуратуре и КНБ. Аргументировали они это тем, что это было похоже на попытку ограничения свободы передвижения.
Сейчас ситуация изменилась, и уже и эти структуры готовы идти навстречу АО «НК «КТЖ». К слову, сотрудничество в этом плане здесь наблюдается также по части выявления и привлечения к ответственности самих работников вокзалов.
Вообще, говоря об участии представителей компании-перевозчика в различного рода билетных махинациях, надо отметить, что статистика выглядит неутешительной. И если одни дают взятки представителям правоохранительных органов для того, чтобы им не мешали благополучно «зарабатывать», то другие берут подношения и закрывают на все глаза.
Один из последних фактов – изобличение начальника отделения криминальной полиции линейного отдела полиции на станции Мангистау, который получил взятки от начальников двух поездов за покровительство и сокрытие провоза безбилетных пассажиров. В этом же регионе выявлены и факты, когда двое проводников закупали в кассах железнодорожные билеты по 8 тыс. и перепродавали по 25 тыс. тенге. Впрочем, это лишь малая часть из озвученного беспредела. Ведь многие проводники буквально живут на этом, сетуя на свои небольшие зарплаты.
Изменится ли картина, если проводникам поднимут зарплату, – не известно. Однако в проектном офисе «Адал жол», который функционирует при АО «Пассажирские перевозки», считают подобную меру нужной и важной в борьбе с дефицитом билетов на поезда.