Подробно о том, как выполняются эти актуальные задачи, на брифинге в Службе центральных коммуникаций рассказали представители отраслевых ведомств.
Субсидии – на обводнениеПредварительные итоги инвентаризации земель сельхозназначения, проводимой с 2012 по 2014 год, представил на встрече с журналистами вице-министр национальной экономики Каирбек Ускенбаев.
В ходе инвентаризации, которой было охвачено более 96 млн. га, выявлено около 5 млн. га неиспользуемых земель, из которых 1,7 млн. га уже возвращено в государственную собственность. В отношении 2,1 млн. га владельцы приступили к их использованию. Касательно 800 тыс. га ведутся исковые претензионные работы, по 500 тыс. га исковые заявления находятся в суде. На заседании Правительства рассматривался процесс изъятия неиспользуемых земель, которые в соответствии с действующим законодательством являются пока достаточно сложными.
Было обращено внимание и на то, что 78% неиспользуемых земель относятся к пастбищам. Большей частью они остаются невостребованными из-за отсутствия систем водоснабжения. В связи с этим Минсельхозом принято решение: если фермеры и землепользователи будут заниматься обводнением эксплуатируемых пастбищ, то будет субсидироваться до 80% стоимости этих работ. По мнению К. Ускенбаева, это станет эффективной мерой, стимулирующей фермеров к обводнению пастбищ и в целом их эксплуатации в назначенных целях.
Инвентаризация выявила также большой пласт вопросов по орошаемым землям, которые, как известно, являются одним из наиболее эффективных методов земледелия, выступают главным богатством любой страны. Большую тревогу вызывает снижение количества оросительных систем, их ненадлежащее состояние. И в этом направлении со стороны Минсельхоза будут субсидировать фермерам до 50% стоимости установки либо восстановления оросительных систем на площадях орошаемого земледелия.
Другой, не менее серьезной проблемой является снижение плодородного слоя почвы – гумуса. Как сообщил вице-министр национальной экономики, ведомство инициирует внесение изменений и дополнений в правила рационального использования земель сельхозназначения, предусматривающих обязательные меры по сохранению и повышению плодородия почв, включая соблюдение севооборотов и агротехнологий.
В поле зрения министерства были и земли, переданные под индивидуальное жилищное строительство. На территории республики под ИЖС передано более 385 тыс. земельных участков. Из проверенных 328 тыс. земельных участков выявлено 55 тыс. неиспользуемых. В том числе 16,3 тыс. уже начали осваиваться прежними собственниками, хозяева 7,2 тыс. земельных участков передали их другим лицам, 20 тыс. возвращены в госсобственность, 9 тыс. признаны бесхозными. По оставшимся земельным участкам выданы предписания.
– В первом квартале 2015 года мы подготовим большой отчет по итогам инвентаризации и передадим его в Правительство, – заключил К. Ускенбаев.
Новые подходы к СЭЗНа заседании Правительства также обсуждался законопроект, касающийся вопросов совершенствования СЭЗ. Как сообщил вице-министр по инвестициям и развитию Ерлан Сагадиев, у СЭЗ появились серьезные конкуренты в лице индустриальных зон. В отношении привлечения инвесторов специальные экономические зоны несколько отстают, плюс они обременены достаточно длительными и сложными процедурами. Поэтому закон будет выравнивать условия для ведения бизнеса в специальных экономических и индустриальных зонах.
Предусматривается несколько концептуальных изменений. Во-первых, сейчас решение об открытии или ликвидации СЭЗ принимается на уровне Указа Президента, а остальные вопросы, например, контроль за отраслевой направленностью, осуществление видов деятельности СЭЗ – на уровне Правительства. Но эти процедуры очень длительные. В будущем они должны проводиться более оперативно.
Второе замечание касается осуществления поставок из СЭЗ по Соглашению о разделе продукции (СРП) без налогов. СРП на сегодня – это огромный рынок, и по причине налогообложения между СЭЗ и СРП этот рынок для работающих в СЭЗ предприятий закрыт. Имеет смысл открыть этот рынок для СЭЗ, считают в ведомстве.
– Есть несколько предприятий, которые по СРП импортируют, к примеру, трубы, и в случае принятия этого закона они планируют построить свои предприятия в СЭЗ "Морпорт Актау", – заметил Е. Сагадиев.
И третье изменение касается сокращения налога на имущество управляющих компаний до 0,1% на 5 лет. Это позволит передать инфраструктуру СЭЗ, находящуюся на сегодня в ведении акиматов, управляющим компаниям. Таким образом, в перспективе СЭЗ смогут выйти на самообеспечение, не будет необходимости в отдельных бюджетных программах. Кроме того, появятся условия для привлечения к управлению СЭЗ крупных международных профессионалов – операторов СЭЗ, таких как Дубай-порт, Аджман.
Как проинформировал вице-министр по инвестициям и развитию, в связи со стартом реализации плана по привлечению инвестиций будет проведена перестройка работы самого министерства, а также агентства KAZNEX INVEST.
Так, начиная со следующего года планируется расширить сеть зарубежных представительств по привлечению инвестиций. Кроме того, предполагается создать институт почетных инвестиционных эдвайзеров, состоящий из 30–40 человек из числа влиятельных бизнесменов и личностей, которые будут продвигать Казахстан, рекламировать нашу страну на мировой арене.