Переговоры по вступлению Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию велись по четырем основным направлениям:
• Двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров
• Двусторонние переговоры по доступу на рынок услуг
• Многосторонние переговоры по системным вопросам
• Многосторонние переговоры по вопросам сельского хозяйства.
Системные вопросы включали задачи приведения законодательства РК в соответствие с международными нормами и стандартами. В рамках приведения законодательства страны в соответствие с нормами ВТО была проделана огромная работа. Системные вопросы включали также проблемы:
• Унификации тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети
• Унификации ставок акцизных налогов
• Лицензирования импорта
• Антидемпинговых, компенсационных и защитных мер
• Санитарных и фитосанитарных мер
• Защиты прав интеллектуальной собственности.
ВТО, начавшая свою деятельность с 1 января 1995 года, является главной глобальной организацией в мире, которая занимается вопросами регулирования мировой торговой системы. Ее основные цели – укрепление мировой экономики и расширение мировой торговли; увеличение инвестиций, занятости и повышение уровня доходов во всем мире. Правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет правила и условия осуществления мировой торговли товарами, услугами, продуктами интеллектуальной собственности в ближайшие десятилетия.
Для устранения расхождений национальных систем внешнеэкономического регулирования ВТО проводит соответствующую унификацию.
Противники ВТО считают, что глобализация усиливает неравенство между народами, хотя и объединяет их, как никогда раньше. И что выгоды от глобальной экономики пожинает в громадной мере горстка стран и компаний, которые и установили правила, сформировали мировые рынки.
Сторонники глобализации и ВТО считают, что режим свободной торговли дает экономические преимущества всем странам, а залог экономического успеха лидеров среди развивающихся стран заключался в увеличении объемов экспорта промышленных товаров и в незначительных или снижающихся барьерах для импорта. В промышленности этих стран возросли объемы экспорта и занятость, а реформы торговой политики сопровождались увеличением притока иностранных инвестиций.
Большинство стран вступает в ВТО как самостоятельные государства. На январь 2012 года членами ВТО являлись 157 стран мира, на 2013 год – уже 159 государств. В июне 2015 года Казахстан стал 162-м членом ВТО. На долю всех стран организации приходится свыше 97% мирового торгового оборота.
Начиная с 2010 года Казахстан является членом Таможенного союза, который с января 2015 года преобразован в Евразийский экономический союз. Страны ЕАЭС применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
Участники ЕАЭС на сегодня:
• Казахстан – с 1 июля 2010 года, который в январе 1996 года подал заявку и в 2015 году вступил в ВТО
• Россия – с 1 июля 2010 года, которая с 22 августа 2012 года стала 156-м членом ВТО
• Беларусь – с 6 июля 2010 года, все еще ведет переговоры о вступлении в ВТО
• Армения – с 10 октября 2014 года, которая является членом ВТО с 2003 года
• Кыргызстан стал членом ЕАЭС с мая 2015 года, при этом является самым старым членом ВТО из стран СНГ с 1998 года.
В соответствии с соглашением о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы уровень ставок ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС был приведен в соответствие с тарифными обязательствами России перед ВТО. После вступления Казахстана в ВТО уровень ставок по отдельным товарным позициям также будет скорректирован в соответствии с обязательствами Казахстана перед ВТО. Из общего количества ставок импортных таможенных пошлин на момент начала формирования ЕТТ (Единый таможенный тариф) у Беларуси, Казахстана и России совпадало порядка 40% таможенных пошлин.
После вступления РК в ТС:
• 47,7% таможенных пошлин Казахстана были повышены до российского уровня
• 45% – установлены казахстанские ставки
• по 5% казахстанские ставки понизились
• по остальным 2,3% изменился порядок расчета ставок (переведены в комбинированные или специфические).
Среднее значение импортных таможенных пошлин ТС поднялось с 6% и составило 10,6%. По промышленным товарам – 8,5%; по сельскохозяйственным товарам – 16,7%. Беларусь больше ориентирована на рынок Таможенного союза, в то время как РК и РФ больше ориентированы на внешние рынки. Во взаимной торговле больше торговых операций совершается между Россией и Беларусью, далее между Казахстаном и Россией, и значительно меньше – между Беларусью и Казахстаном.
Снижение ввозного таможенного тарифа затронуло ставки примерно по 1 тыс. товарных позиций из примерно 11 тыс. При переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,6 до 7,5%, произошел возврат импортных пошлин, повышавшихся в период кризиса в 2008–2009 годах, на исходный уровень.
В участии Казахстана в ВТО есть свои плюсы:
• Унификация законодательства и привнесение международных норм в законодательство
• Открытие новых рынков для некоторых казахстанских экспортеров
• Удешевление импортных комплектующих для отечественного производства
• Улучшение инвестиционного рейтинга страны
• Ликвидация малоэффективных производств
• Рост многообразия товаров и услуг на внутреннем рынке.
К минусам вступления Казахстана в ВТО можно отнести:
• Усиление конкуренции со стороны иностранных производителей
• Уравнивание цен на энергоресурсы с Европой, снижение внутреннего их потребления
• Увеличение импорта и конкуренции в аграрном секторе.
В глобальном индексе конкурентоспособности стран Казахстан в 2013–2014 годах занимал 50-е место, всего в нем участвовали 144 страны. Преимуществами Казахстана являются гибкий и эффективный рынок труда и стабильная макроэкономическая среда. Главными вызовами для Казахстана являются сферы здравоохранения и образования, конкурентоспособность компаний, а также инновационный потенциал.
Опыт таких стран, как Кыргызстан, Грузия, Украина, Молдова, Армения, показал, что после вступления в ВТО они получили ряд проблем.
Вместе с тем опыт Китая показал, что страна сумела получить реальные выгоды от присоединения к ВТО и, несмотря на определенные уступки, сделала рывок вперед в своем экономическом развитии. В этом плане Китай мог бы стать для Казахстана хорошим примером того, как страна может реализовать потенциал и преимущества членства в ВТО. Нашей стране необходимо внимательно анализировать и учитывать опыт других стран, вступивших в эту организацию.
В Казахстане конкурентоспособными отраслями являются не только добыча нефти, металлов и зерновая отрасль, но также есть нереализованный потенциал в машиностроении, транспортной, пищевой, табачной, фармацевтической, туристической отраслях экономики.
В соответствии с этим в Казахстане необходимо развивать отрасли, имеющие экспортный потенциал, проводить диверсификацию экономики. Необходимо использовать все сравнительные преимущества страны, чтобы не потеряться в мощной конкурентной среде и получить в среднесрочной и долгосрочной перспективах реальные выгоды от вступления в ВТО.
Аида МЫРЗАХМЕТОВА, доцент кафедры международных отношений и мировой экономики КазНУ им. Аль-Фараби, к. э. н.