​Возрождая Шелковый путь

1333
Асет Калымов, Алматинская область

Оазис среди барханов

В приграничном Панфиловском районе продолжается строительство транспортно-логистической инфраструктуры, призванной превратить этот окраинный уголок нашей страны в мощный транзитный центр. На территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» действуют контейнерная площадка и терминалы, сюда подведены железнодорожные пути, линии электропередачи, система водоснабжения, действуют очистные сооружения.

С момента запуска сухого порта (одной из составляющих частей СЭЗ) прошло чуть более трех лет. За это время перегружено свыше 211 тыс. контейнеров. Причем объемы грузоперевозок растут в геометрической прогрессии: только за последний год они выросли почти вдвое. Грузы (в основном ТНП, оборудование, машины, продукты питания) доставляются из Китая и государств Юго-Восточной Азии в страны СНГ, Турцию, Германию, Польшу.

Одним из знаменательных событий нынешнего года стала отправка первого контейнерного поезда из Хоргоса в порт Курык Мангистауской области, а оттуда через грузинский Поти – в Италию. В общей сложности из КНР в Европу было отправлено 82 контейнера томатов. Регулярный железнодорожный состав связал мультимодальные марш­руты Транскаспийского коридора. Его запуск прошел в рамках телемоста с участием Президента Нурсултана Назарбаева.

Дав добро на отправку грузового поезда, Глава государства отметил, что казахстанская сторона активно работает над тем, чтобы в полную силу реализовать потенциал СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Этот проект осуществляется в рамках двусторонних соглашений между Казахстаном и Китаем. В перспективе в приграничной зоне вырастет крупный город, который станет мощным узлом для перевалки грузов.

Президент выразил уверенность, что многие предприниматели из Китая, России и стран Центральной Азии будут отправлять товары через сухой порт Хоргос. Важный стратегический объект обеспечит дальнейшую интеграцию Казахстана в мировую торговлю и систему транс­портировки грузов.

Стоит отметить, что строительство СЭЗ ведется в рамках госпрограммы «Нұрлы жол», которая создает оптимальную логистическую цепь от восточного побережья Китая – порта Ляньюньган, сухого порта Хоргос и далее по системе железнодорожных и автомагистралей через Каспий в Турцию и Европу. По словам главы нацкомпании «Қазақстан темір жолы» Каната Алпысбаева, инфраструктуру Казахстана в операциях транзита, терминально-складской и дистрибуционной логистики уже используют такие ведущие компании мира, как Hewlett Packard, DHL, John Deere. Все это стимулирует развитие грузопотоков.

Как сообщил в интервью журналистам генеральный директор ТОО «KTZE Khorgos Gateway» Жас­лан Хамзин, ежедневно сухой порт принимает 5–6 железнодорожных составов. К примеру, поезда из китайского Чунцина в германский Дуйсбург преодолевают расстояние почти 11 тыс. км всего за 15 дней. Такие сроки значительно меньше перевозок морским путем.

– Еще недавно здесь, близ Хоргоса, лежали песчаные барханы, – говорит Жаслан Хамзин. – А сегодня в пустыне вырос цветущий оазис. Здесь возрождается Шелковый путь, соединяются Азия и Европа. Создается мощный транзитный центр, который в корне меняет ситуацию в международной торговле. Поскольку все больше грузов со временем будут переориентированы с морских маршрутов на сухопутный.

Размах «стройки века»

Надо сказать, с каждым годом растет интерес международного сообщества к СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Чуть ли не каж­дую неделю сюда приезжают зарубежные деловые делегации, а также представители таких крупнейших мировых СМИ, как New York Times, Guardian, BBC, CNN, Le Figaro. Совсем недавно состоялся масштабный инфо-тур с участием чрезвычайных и полномочных послов стран Европы, Азии, Ближнего Востока, Северной и Южной Америки, африканского континента. В сос­тав делегации вошли эксперты Всемирного банка, ЭСКАТО, ОБСЕ.

Немаловажно, что за последние несколько лет, помимо сухого порта, в приграничной зоне появился целый ряд крупных инфраструктурных объектов. Сюда проложена железная дорога Жетыген – Коргас, конечная станция которой – Алтынколь – примыкает к границе. Построен международный центр приграничного сотрудничества, открыт автобан Алматы – Хоргос. Вскоре на территории СЭЗ введут в строй элеватор, комбикормовый завод, зерновой терминал и индуст­риальный парк.

Есть также инвестиционные соглашения о строительстве развлекательного комплекса, гостиниц, торговых домов, медицинского центра. А на месте поселка железнодорожников Нуркент вырастет город-спутник СЭЗ, население которого, по прогнозным оценкам, к 2035 году достигнет 100 тыс. человек.

– Когда более 20 лет назад Президент Нурсултан Назарбаев поставил амбициозную задачу превратить Казахстан в региональный транзитный хаб, стать своего рода мостом между Азией и Европой, эта идея казалась фантастической и трудновыполнимой, – отметил в ходе инфотура глава МИД РК Кайрат Абдрахманов. – А сегодня мы видим зримые результаты: товарооборот между Казахстаном и Китаем вырос с 200 миллионов до 11 миллиардов долларов, а приграничный Хоргос стал центром международной торговли, инвестиций, узловым пунктом, связывающим континенты. Непрерывно растет грузопоток через Казахстан, который по праву считается зоной мира, безопасности, стабильности и устойчивого развития.

По информации АО «НК «КТЖ», за последние 3 года заключены контракты на привлечение частных инвестиций в СЭЗ на общую сумму 1,7 млрд долларов. Яркий пример успешного сотрудничества – вхождение в капитал сухого порта крупнейшего в мире морского оператора Cosco Shipping.

Как отметил заместитель управляющего директора компании Суйт Цзюн, базу для роста сухопутных и мультимодальных перевозок в Евразии заложило стратегическое видение лидеров двух стран – Казахстана и Китая. Сопряжение программы «Нұрлы жол» и инициативы «Один пояс – один путь» отразилось в конкретных логистических проектах: COSCO Shipping уже начала осуществлять трансграничные перевозки, используя инфраструктуру, построенную Казахстаном.

Кроме того, завершаются переговоры об участии в проекте СЭЗ еще одной ведущей логис­тической компании – Dubai Port World. К слову, эксперты транс­портно-логистической отрасли уже называют Хоргос аналогом Дубая в Центральной Азии. Приез­жающих сюда иностранных гос­тей впечатляет размах «стройки века», ее высокий экономический потенциал.

К примеру, итальянский режиссер Фабио Энрико Паскуарелли, снявший документальный фильм про Хоргос, отметил, что проложенный в древности Великий шелковый путь привел к возникновению множества уникальных городов, историчес­ких памятников. Он служил не только торговым, но и культурным мос­том между Востоком и Западом. Теперь отчетливо видно, что знаменитый маршрут возрож­дается и в ближайшем будущем вновь соединит города, страны и континенты.

Задача Казахстана – привлечь к 2020 году 15 млн тонн, или 8% от глобального объема морских перевозок. И тогда поступления в бюджет страны от транзитной сферы увеличатся с 1 млрд до 2,8 млрд долларов, а отдаленный Панфиловский район станет одной из опорных точек нового Шелкового пути. 

Популярное

Все
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
Распоряжение Главы государства о назначении
Победителей групповой гонки чествовали в ВКО
Расписание соревнований казахстанских спорстменов с 30 июня по 6 июля
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
Казахстанский спецназ участвует в международных учениях «Анадолу - 2025»
В Казахстане 74% врожденных пороков сердца у плода выявляются до рождения ребенка
Антикор присоединили к КНБ
Объемы производства флоат-стекла увеличились в Казахстане
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
В Мангистау построили 4 современные школы за счет возврата государству активов
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Администрация Президента проанализировала работу правоохранительных органов
Доступ закрыт: туристам запретили подниматься на скалу Жумбактас в Бурабае
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага

Читайте также

Бюрократические барьеры уйдут в прошлое
С Днем рождения, Астана!
В Астане прошел турнир «Экстрабилити-2025»
«Город мечты» глазами детей

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]