​Возвращение «души» нашей медицине

1036
Айкан АКАНОВ, доктор медицинских наук, профессор

Цели его соответствуют одной из главных задач государственной программы «Денсаулык» – обозначить сферы ответственности на основе формирования общественного здравоохранения и совместного формирования политики охраны здоровья населения. Казахстанская медицина проходит радикальные реформы, призванные сделать систему охраны здоровья более эффективной.

Сегодня более 2 млн человек по республике ежегодно получают больничную помощь. Но нужно помнить о том, что в больницу попадает не больной, а человек с проблемами здоровья. У него врачи часто видят только болезни, а «подводная часть айсберга» говорит о том, что перед ними человек с большими и психологическими, и социальными проблемами. Он задает себе вопросы, на которые часто не получает ответы, и у него возникают неуверенность, страхи. Человеку нужны забота, надежда, что медицинские и социальные работники поддержат его, проявят милосердие.

Сегодня нужно наладить работу больниц таким образом, чтобы пациенту могли, так сказать, «у входа» разъяснить его ситуацию, дать полную информацию о его болезни, перспективах выздоровления. То есть дружелюбное, искреннее отношение к пациенту понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача с учетом эмоционально-психических особенностей личности, признание включенности душевных контактов в лечебный процесс. Важность таких отношений между врачом и пациентом неоднократно подчеркивалась выдающимися врачами прошлого. Еще в VIII веке Абу-аль-Фарадж писал: «Нас трое – ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один – вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна – мы ее одолеем». Иными словами, «душой» медицины во все века были доверительные отношения между врачом и пациентом.

В последнее время в Казахстане все чаще говорится о необходимости создания пациент-ориентированных клиник. Это вызовет появление конкуренции на уровне как первичной медико-социальной помощи, так и стационаров. Как и в развитых странах мира, между поставщиками услуг развернется здоровая борьба за каждого пациента. Казахстан пока только на пороге внедрения пациент-ориентированных клиник. Тем не менее работа в этом направлении ведется.

Вопрос успешного внедрения новой системы в Казахстане сейчас изучают на базе университетской клиники КазНМУ, возглавляемой Жанар Губайдуллиной, совместно с клиническими кафедрами вуза. Уже проведен анализ ситуации, выработаны направления, разработаны служебные обязанности специалистов всех уровней, начато обучение персонала, ведется мониторинг.

Анонимное интервьюирование больных показало, что удовлетворенность медицинских потребностей пациентов составляет 70–80%, но если анализировать отдельные вопросы, то здесь существуют большие проблемы. Так, своевременность лечения больные по пятибалльной шкале оценивают на 3 балла, предоставление информации – на 2,5 балла, сотрудничество, имея в виду совместное принятие решений, – на 3 балла. Удовлетворенность в решении психологических потребностей отметили всего 45% респондентов. Так, психологическая поддержка по пятибалльной шкале была оценена на 2,5, открытость и доступность персонала – на 3, сочувствие и сопереживание персонала – на 2,5 балла. Удовлетворенность социальных потребностей составила 50–60%. Так, степень заботы о пациенте оценили на 3–3,5, признание личности пациента – 2,5–3, доверие к персоналу – на 3,5–4, объяснение перспектив – на 3 балла.

Полученные данные говорят о том, что в нашей системе еще не сформированы доверительные отношения с пациентами, образно говоря, она должна обратить особое внимание на свою «душу». Да, в системе здравоохранения много проб­лем, и их пытаются решать. Но вопросы надо ставить по-другому: если вы надели белый халат, дали клятву Гиппократа, если вы согласны работать и помогать людям, то вы должны забыть о ваших личных проблемах, принимая пациента. В западных странах больные участвуют в принятии решений в отношении будущего лечения и рассматриваются персоналом в качестве партнеров в процессе борьбы с болезнью. В процесс принятия решения вовлекаются семья и друзья человека. Более того, в современных клиниках учитываются потребности самого пациента, и он сам выбирает удобный для себя график лечения, следовательно, медперсонал умеет его понимать и слушать.

Такой пациент-ориентированный подход уже планируется Министерством здравоохранения и социального развития РК в Казахстане. Все показатели были распределены по трем группам потребностей – медицинские, психологические и социальные. В медицинские потребности мы включили своевременность лечения, информированность, сотрудничество между врачом и пациентом, создание в больнице хороших условий, безопасность больничной среды. При прохождении интервью пациенты пояснили, что их прежде всего интересуют создание условий и минимальное время ожидания. Они сетуют на огромные очереди. Нет должного решения их проблем. Кроме того, для них важны внешний опрятный вид врачей и сестер, аккуратные медицинские процедуры с соблюдением методов асептики и антисептики, уважительное отношение к себе и, конечно же, комфортное пребывание в клинике. Всего этого, по словам пациентов, недостаточно в сегодняшних больницах.

Важны и психологические потребности. В этом вопросе речь не идет о некой новизне в медицине. Чуткостью и умением строить доверительные отношения с пациентом обладали врачи старой формации, заслужившие огромный авторитет среди населения. Это необходимо возрождать, и это также один из важнейших показателей в построении пациент-ориентированной клиники. Обращаясь за помощью, пациент хочет верить в положительный исход лечения, а медперсонал должен устранять малейшие признаки неуверенности пациента. По результатам интервью выяснилось, что многие жаловались на грубое, неуважительное отношение врачей, среднего и младшего персонала. Так, по словам больных, некоторые «специалисты» даже не разъясняли назначение того или иного лекарства.

Исследования показали, что пациенты клиник жалуются на то, что о них мало думают и с ними не считаются. Отсюда недоверие к персоналу. А как известно, роль фактора доверия очень важна, и успешность лечения во многом определяется верой пациента во врача.

Широкое внедрение пациент-ориентированного подхода в отечественной медицине прежде всего позволит сократить количество жалоб, так как повысится качество медпомощи. Значительно вырастет авторитет больниц среди населения. Увеличится объем услуг, в том числе платных, а это значит, что доходы станут больше, и заработная плата врачей, соответственно, вырастет. Все эти показатели будут способствовать гордости и сплоченности коллективов клиник.

К слову, положительные примеры уже есть. Успешной можно назвать талдыкорганскую клинику «Нур Авиценум». Здесь пациент-ориентированные принципы уже успешно работают. Промежуточные итоги работы показали, что 89% пациентов считают хорошим качество медицинских услуг. Удовлетворенность в психологических потребностях отмечают 86% респондентов и столько же довольны социальной составляющей клиники.

Внедрение пациент-ориентированного подхода должно в корне изменить больничное дело в Казахстане. Только через повышение моральных и нравственных принципов, развивая и преумножая духовные ценности медицинских сотрудников, мы можем перейти на новый уровень оказания медицинской помощи, ориентированной на пациента. Еще Парацельс утверждал, что «сила врача – в его сердце, величайшая основа лекарства – любовь». Надеюсь, что государственная программа «Денсаулык», которая начинает внедряться с нынешнего года с введения ОМС, развития солидарной ответственности за здоровье, будет способствовать тому, что многие клиники сделают первый шаг в современных условиях с внедрения принципа пациент-ориентированной клиники.

Популярное

Все
Результат, вошедший в историю
В зоосаде Бурабая – пополнение
Связанные одной цепью...
Объединяя природу, спорт и досуг
Победа на Кубке мира
Звезды помогут выбрать профессию
Родом из детства
За честность и прозрачность
Пока живу – надеюсь
Сегодня – День бурильщика
Аккорды памяти
Казахстан – в тройке лидеров
Амуниция как национальный код
Свои чипсы и картофель фри
Востоковедческие грани деятельности академика Сеита Каскабасова
Земля помнит добрые руки
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания
Указ Президента Республики Казахстан О награждении
Когда традиции и инновации работают на общее благо
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Заработал кирпичный завод
Президент наградил Елену Рыбакину орденом "Барыс" III степени
Жемчужина осеннего Шымкента
Сенсационное серебро из Японии
США исключили президента Сирии из списка террористов
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Водоемы рыбохозяйственного значения очищены от мусора и рыболовных сетей
АПК республики входит в новую агротехнологическую эпоху
Елена Рыбакина триумфально выиграла Итоговый турнир WTA
Медицина должна помогать мечтающим о материнстве
В аэропорту задержан правонарушитель
Токаев в Белом доме, «С5+1» и Авраамские соглашения: мнение зарубежных экспертов
В СКО ограничено движение транспорта
Чипсы из нарынкольской картошки
Алматы 2035: приоритеты развития мегаполиса обсудили на форсайт-сессии
Почему Рыбакина отказалась от фото с главой WTA
Театр отмечает юбилей
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Петропавловские теплосети готовят к передаче в муниципальную собственность
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]