Министр образования и науки Республики Казахстан Ерлан Сагадиев сообщил о такой возможности еще в апреле нынешнего года. Кроме того что пересдать КТА выпускники колледжей смогут в январе 2017 года, они также получают право быть условно зачисленными в высшее учебное заведение.
При этом абитуриент без всякого риска поступает в вуз и проходит обучение условно, тем самым повышая мотивацию успешной сдачи КТА, не теряя год обучения. В связи с данными нововведениями с первого августа 2016 года Университет UIB призывает выпускников колледжей, не сдавших экзамен, поступить на программу бакалавриата и уже в рамках обучения в вузе пройти комплексную подготовку к сдаче повторного КТА.
Университет международного бизнеса первым среди вузов в РК стал использовать практику ускоренной подготовки к комплексному тестированию. Так, в 2013 году была запущена программа Foundation с привлечением лучших преподавателей Алматы. На сегодня подготовлены и выпущены более 1 500 студентов, из которых ежегодно 92% успешно сдают КТА. Более того, многие из выпускников программы становятся обладателями государственных образовательных грантов МОН РК.
Университет UIB имеет все необходимые ресурсы для подготовки к повторной сдаче КТА. Во-первых, мы используем инновационные технологии подготовки к тестам, что позволяет студентам отслеживать свою траекторию развития по результатам пробного тестирования. Во-вторых, у нас есть методологический опыт составления индивидуальной учебной программы. В-третьих, мы имеем академический опыт составления гибкого графика и распределения педагогической нагрузки.
Стоит отметить, что проблема сдачи КТА у выпускников колледжей существует давно. Согласно статистическим данным, в 2015 году 81 295 абитуриентов приняли участие в КТА, из них 46 164 не преодолели порогового балла. Цифры поражают, и нужно понимать, что это только 30% от всех выпускников. Таким образом, более 200 тыс. молодых людей, которые не идут сдавать комплексное тестирование просто из-за страха провалить тест, остаются без доступа к высшему образованию. Опять же стоит учитывать, что система обучения в колледжах более ориентирована на преподавание дисциплин по специальности, нежели на те, по которым приходится сдавать тест.
КТА не должно становиться приговором или преградой для выпускников колледжей, которые уже обладают определенными практическими навыками по своей специализации. Они хотят продолжать углубленно изучать специальность, получать теоретический и практический опыт, но боятся или не могут сдать комплексное тестирование в силу названных причин.
Также большой проблемой остаются масштабы «академической миграции» казахстанских выпускников школ и колледжей в Россию, Китай и другие страны. Например, в 2015 году в России обучались почти 39 тыс. казахстанцев. Ежегодно около 20 тыс. абитуриентов, не сдав комплексное тестирование, поступают на платной основе в зарубежные вузы или же «вузы-транзитники» лишь потому, что не имеют другой альтернативы. Как правило, это приграничные российские вузы. Многие после первого же семестра переводятся обратно в казахстанские университеты. И здесь возникает вопрос: в чем польза транзитных вузов, которые после первого же семестра переводят огромное количество студентов? Действительно ли они числятся в системе вуза? Учебные транскрипты, необходимые для перевода студентов, выдаются стабильно, но есть большие сомнения в их легальности.
Резюмируя все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что решение министра о повторной сдаче КТА и условного зачисления студентов поможет решить многие проблемы в сфере образования и повысит конкурентоспособность казахстанских вузов. Как отметил Е. Сагадиев, преобразования редко проходят безболезненно, особенно в такой важной сфере. Однако если мы хотим войти в число 30 наиболее развитых стран мира, нам необходимо использовать международный опыт и идти в ногу со временем.