Такое решение было принято на заседании Комитета по охране нематериального культурного наследия в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
Напомним, данный список включает элементы, свидетельствующие о разнообразии нематериального наследия и способствующие осознанию его важности для всего человечества. Международная конвенция "Об охране нематериального культурного наследия" ратифицирована Законом РК от 21 декабря 2011 года, соответствующая концепция постановлением Правительства РК одобрена в апреле 2013 года.
Под нематериальным культурным наследием подразумевают обычаи и обряды, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства. Кроме искусства исполнения домбрового кюя и навыков изготовления юрты, в список вошли, например, чилийский танец чино, технология изготовления традиционной японской бумаги ручной работы – васи, корейская народная песня "Ариран", традиционное производство кухонной утвари из латуни и меди касты тхатхера в городе Джандиала Гуру индийского штата Пенджаб...
Юрта для казаха испокон веков значит больше, чем просто жилище. Остов юрты – шанырак – был и остается мощным символом семейного очага. По традиции, наследником отчего дома – "қара шаңырақ" становился младший из сыновей. Сам шанырак при этом всеми детьми почитался как святыня. В этом есть важный воспитательный момент: трепетное отношение к отчему дому – үлкен үй, примета о том, что нежелательно продавать родительский дом, что недопустимо, чтобы он пустовал, дошли и до наших дней. Интересно, что юрта также служила своеобразным носителем информации. Так, по количеству канатов определялось материальное благосостояние его обладателя. У зажиточного степняка и юрта была добротная, 8–12-канатной, войлок новый, недавно валяный, убранство внутри – богатым. Бедняк довольствовался юртой поменьше. Чем богаче и знатней род, тем больше в ауле было справных юрт. Отметим и то, что по состоянию юрт бедняков, служащих баю, судили о скупости или щедрости богача.
Особое значение придавалось изготовлению свадебной юрты – Ақ отау. Жилище молодоженов покрывали исключительно белой кошмой, а внутреннее убранство отличалось красотой, изысканностью. Степняки не жалели времени и средств на свадебную юрту. Ослепительно сияя, Ақ отау издалека "сигнализировала" путникам о том, что в ауле недавно был той.
Кюй занимает главенствующее место в музыкальном казахском фольклоре. Чаще всего кюй – музыку без слов – исполняли на домбре, реже на кобызе и других народных музыкальных инструментах. Виртуозное исполнение кюя всегда оценивалось высоко. Степные композиторы, великие мастера кюя – Курмангазы, Дина Нурпеисова, Таттимбет, Кенен Азербаев и другие умели на языке кюя рассказывать истории, легенды, передавать настроение, думы и чаяния народа...
Дошедшее до нас из глубины веков юрта и кюй, как и другие элементы национального культурного наследия, отражают самобытность казахского народа и сегодня по-прежнему являются предметом гордости всех казахстанцев. Несомненно и то, что теперь о них больше узнают во всем мире.