
На прошлой неделе произошло важное событие: Глава государства подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам, связанным с деятельностью организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка». Значимо оно тем, что законодательно повышается ответственность за соблюдение детских прав не только родителей, но и организаций образования, госорганов, всего общества. Суть некоторых поправок пояснили на заседании «круглого стола», организованном Министерством образования и науки, собравшем представителей как госорганов, так и НПО, родительской общественности.
Закон, по словам заместителя председателя Комитета по охране прав детей МОН Ержана Ерсаинова, инициирован депутатами Парламента, МВД РК, МОН РК, неправительственными организациями. В итоге большой аналитической работы внесены поправки в 6 кодексов и 6 законов. К примеру, предусматривается законодательная основа создания и функционирования центров поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также включение этих центров в перечень организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка. Как отметил Ержан Ерсаинов, уже создано 15 таких организаций. Сейчас разрабатываются стандарты оказания специальных услуг, которые позволят размещать государственный социальный заказ в неправительственном секторе.
Законом предусматривается также введение обязанности работников сферы здравоохранения и социальной защиты населения о незамедлительном информировании правоохранительных органов о фактах совершения несовершеннолетними или в их отношении действий (бездействия), содержащих признаки уголовного или административного правонарушения. Именно работники этих сфер имеют доступ в дома, семьи в силу исполнения своих профессиональных обязанностей, но, к сожалению, они не сообщали о фактах жестокости, насилия в отношении детей. Теперь участковый врач или соцработник будут обязаны сообщать правоохранительным органам о таких фактах.
– Прорывным моментом можно назвать введение нового вида профилактики правонарушений – это медико-социальный учет, – считает участник «круглого стола» начальник управления ювенальной полиции и защиты женщин от насилия Министерства внутренних дел Асет Оспанов. – Ежегодно около 5 тысяч родителей привлекаются к ответственности за неисполнение обязанностей и около тысячи лишаются родительских прав. Таким образом, обостряется проблема социального сиротства. Но ведь родители порой действительно не понимают, как общаться с трудными детьми, сказываются отсутствие психологической помощи, нерешенность социально-бытовых проблем. Да мало ли бывает жизненных ситуаций, когда человек не знает, как их разрешить? Вот потому медико-социальный учет даст полномочия местным исполнительным органам брать на свой учет такие семьи и оказывать им соответствующую медицинскую, психологическую, педагогическую и иную помощь, которая позволит выйти семье из зоны неблагополучия, предотвратит социальное сиротство.
Это только малая часть поправок, но не только названный закон стоит на страже защиты прав детей. Министерство образования и науки строит диалог с родителями, общественностью, чтобы сделать мир детей безопасным, создать дружелюбную атмосферу в школе, в семье.
Комитетом по охране прав детей с целью выявления негативного интернет-контента, пресечения его дальнейшего распространения и принятия мер для своевременного оказания помощи пострадавшим детям создан телеграм-чат «Балаларды бірге қорғайық – Защитим детей вместе». Активный контроль киберпространства, налаживание доверительных отношений с детьми и родителями, считают в МОН РК, позволят своевременно предупреждать трагедии в жизни детей. Зарегистрированы в телеграм-чате педагоги, психологи, руководители организаций образования, представители областных, районных и городских органов образования.
В более чем 4 тыс. школ созданы попечительские советы, которые уже делают первые шаги в том числе в налаживании связи школ с родительской общественностью. С 2013 года в стране действует Институт семейного воспитания, который занимается повышением квалификации психологов по вопросам семейного воспитания, проводит родительские конференции на злободневные темы, собирая тысячные аудитории.
Родителей тоже надо учить тому, как стать хорошими мамами и папами, уверена генеральный директор Института семейного воспитания Софья Евдокимова. Проведенное осенью 2018 года исследование показало, что 13% родителей-респондентов считают, что они не обладают достаточным объемом знаний, чтобы помочь ребенку преодолевать возникающие у него психологические проблемы. Такой же процент не знает, как их дети борются с часто возникающими в этом возрасте обеспокоенностью и тревогой. Практически половина родителей ответили, что не прочь пройти обучение по курсу «Как стать успешным родителем».
Алматинский психолог Светлана Богатырева представила на «круглом столе» проект TEENS, направленный на улучшение системы государственной помощи семьям в рамках бесплатных консультативных услуг, а также профилактику суицидального поведения подростков и молодежи. Опрос, проведенный в рамках проекта, показал, что 82% семей хотели бы получить консультацию специалиста, но эта помощь по тем или иным причинам недоступна – услуги частных психологов дороги, а школьные не всегда могут оказать ее на должном уровне. Потому принялись за работу, взяв за основу израильскую модель работы с подростками и родителями, адаптировали ее и на базе алматинских школ стали вести большую программу с родительскими группами, школьными психологами и детьми. Разработали онлайн-сервис диагностики и информации по профилактике суицида, издали «Справочник казахстанского родителя», где содержится нормативно-правовая документация, напоминающая о правах и обязанностях родителей, изложены азы психологической грамотности. Встречи с психологом, обсуждение лицом к лицу накопившихся в области воспитания проблем, а сейчас охвачены порядка тысячи семей, принесли первые результаты: 86% семей в течение 2 месяцев заметили улучшение ситуации в семье и 40% говорят о положительных изменениях в поведении детей.
Как видим, работа ведется, и о ней нужно говорить больше, распространять имеющийся опыт. Довольно давно известен Центр развития «Семейная академия». Его руководитель Шолпан Байболова выразила сожаление по поводу того, что у нас не обучают родительству, нет центров, где бы повышали родительскую компетенцию. В их Школу приемных родителей, желающих усыновить детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, приходят все больше людей. Группы большие – по 25–30 человек, все доходят до конца обучения. Причем вначале все также проходят анкетирование. И здесь тоже складываются интересные цифры: знания об особенностях детей-сирот оцениваются на «плохо» у 75% опрашиваемых, знания о методах воспитании детей и подростков вообще – «плохо» у 67%, знания о возрастном развитии детей и подростков и их психологии – «плохо» соответственно у 60% и 62%. По окончании школы ситуация меняется – оценки «хорошо» и «отлично» получают более половины слушателей. Саму школу оценили на «отлично» 95% участников. То есть, пройдя обучение, приемные родители, взрослые получают знания, повышают уровень родительской компетенции. Так, может быть, по образу этих школ открыть центры для молодых родителей и учить их азам воспитания ребенка, ответственности за безопасность детей, да и премудростям строительства крепкой семьи? Есть повод задуматься.