Такое даже представить сложно, скажете вы, и будете правы. Но в истории казахского народа немало примеров, когда враждующие стороны закрепляли договор о мире, передавая в «аманат» детей. Переданный на временное воспитание ребенок служил своеобразным гарантом устного договора между жузами, народами, олицетворяя собой наступившее перемирие.
Аманат – значит вверенное на ответственное хранение. В жизни обыденной аманат служил выражением безграничного доверия. «Аманат!» – произносил батыр перед сражением или уходя на войну, доверяя семью своему роду. «Аманат!» – шептали в последние минуты жизни любящие родители, оставляя детей родным. «Аманат», – говорили старейшины, передавая для потомков ценную реликвию, драгоценности и даже устные сведения. Получить на хранение неважно что – вещь, человека, информацию – считалось большой честью, служило своеобразным индикатором честности, бескорыстия того, кому доверились.
И сохранить в целостности вверенное – дело чести для каждого степняка. Того, кто нарушил обязательство, нанес вред или причинил ущерб, ждало всеобщее осуждение, порицание. Степной народ жил общинным строем, строго сохранялись родовые связи, нередко за проступок одного ответ держали всем родом. Поэтому нарушение клятвы, несоблюдение неписаных, но обязательных правил, принятых в обществе, каралось довольно жестоко.
Чаще всего «вредителю» объявляли бойкот, причем изгоями становились и близкие, родные нарушителя. С тем, кто не держал слова, люди не хотели иметь общих дел, не желали становиться сватами. «Вотум недоверия» от народа имел большое значение. Со свойственной дипломатичностью и согласно законам степи казахи могли открыто и не говорить о причинах отчуждения, но от этого градус недоверия к нарушившему слово не понижался.
«Аманатқа қылма қиянат» – «Не нарушай доверенного тебе» – эти слова служили не просто напутствием, а даже девизом и руководством к действию. Казахи с малых лет воспитывали в детях чувство ответственности за аманат. Помимо людского осуждения преступившего аманат ждала кара небесная, свято верили степняки. И это не случайно. Согласно шариату, каждый будет спрошен за свои деяния. Кроме того, человек отвечает за духовное и материальное благополучие, поступки вверенных ему или близких людей. И это тоже напрямую связано с выполнением обязательств, то есть аманатом.
Как известно, главным источником казахского обычного права выступал веками создававшийся и совершенствовавшийся свод устных законов – адат. Адат (адет) включает в себя обычаи, традиции народа. И одним из ключевых норм в адате было право аманата.
В художественной литературе о значении устного доверия, его роли писал Ильяс Есенберлин в романе «Аманат», позже переизданном под названием «Скифские миражи». Пронзительно и грустно рассказано о нем в романе-эпопее «Путь Абая» М. Ауэзова. Казахи произносили «Аманат!» также при погребении, свидетельствуя, что временно доверяют Жер-ана (Матери-земле) тело усопшего до Судного дня:
«День выдался погожий. Пасмурное небо прояснилось, стало по-весеннему прозрачно-синим. Толпа народа, пройдя за траурной процессией по Ташкентской аллее, дошла до казахского кладбища и заполнила его. Здесь уже была приготовлена могила, вырытая в мерзлой земле по-мусульмански – с боковым углублением для тела, лакатом. Высохшие от тяжелой болезни останки Абиша, завернутые только в саван, жигиты бережно спустили в стылую темную яму.Майкан и Утегельды, укладывая его в лакат, вслух произнесли:– Аманат! Аманат! – Временно доверяем! Близстоящие в толпе повторили:– Аманат!И в слове этом прозвучала мольба, словно холодную могилу призывали к милосердию». Аманат, вышедший за рамки обычного понимания обычая, показан и в отечественном кинематографе. Драма «Жансебіл» («Выживший», 1991 год) режиссера Аягана Шажимбая, созданная по мотивам произведения Жусипбека Коргасбека, рассказывает о трагической судьбе пожилых людей, переживших ужасы войны и ад сталинских репрессий. В израненной душе оставшегося без рук и ног главного героя, оказавшегося за тысячи километров от родной земли, живет надежда, что он увидит свою родину, родных. Дальность расстояния и физическая немощность усложняют ситуацию, самостоятельно поехать он не в состоянии. Вся надежда на то, что близкие, узнав, что он жив, приедут за ним. Лелея эту зыбкую надежду, герой каждый день приходит на вокзал, надеясь через пассажиров, следующих в Абралы – его родину, передать письмо родным. Однако взявший на себя эту ответственность проезжающий мужчина, заверив в сохранности доставки, без тени смущения берет оплату за свой труд и выбрасывает письмо. Тем самым совершив киянат – вред в отношении аманата.
И конечно, яркий пример значения и роли такого доверия мы видим в фильме «Аманат» Сатыбалды Нарымбетова. Зрители наверняка помнят сцену короткой беседы Халела Досмухамедова – известного историка, этнографа, общественного деятеля, подвергшегося гонениям, с молодым ученым Ермуханом Бекмахановым. «Собака, видя свое отражение в зеркале, лает на него, принимая за чужое. Так и мы лаем на свою историю, не понимая, что это – наша история». Эти слова молодому Ермухану говорит Халел Досмухамедов, оставляя ему аманат: исследовать и вывести в свет истину о жизни и борьбе Кенесары-хана, несправедливо выставленного разбойником и смутьяном.
В аманат оставляли также материальные ценности, наказывая передать детям, родным. Что бы не было оставлено в аманат, главным гарантом при передаче выступало лишь слово чести, а основой служило доверие.
В наши дни понятие аманат не утратило своей актуальности, хотя в других, более смягченных формах. До сих пор, отдавая вещь или доверяя детей даже на короткое время родным и близким, мы привычно говорим: «Аманат». Тем самым давая понять: «Доверяю всецело». И так важно, жизненно необходимо, чтобы рядом были люди, которому вы могли бы доверить самое ценное.