Здесь время не властно

6961
Раушан Шулембаева

Первая за годы независимости выставка древнерусского искусства XVII–XIX веков из  фондов Государственного музея искусств им. А. Кастеева и коллекции Православной церкви Казахстана представила творчество мастеров древней Руси и иконописцев XVIII–XIX веков.

В музее сообщили, что подобный проект под названием «Русская икона в собрании ГМИ Казахской ССР им. А. Кастеева» состоялся только однажды – в 1988 году. Говоря о значении сегодняшней выставки, специалис­ты подчеркивают, что для них иконопись – это прежде всего произведение искусства, исторический объект, свидетельствующий о тонком вкусе его мастеров-создателей. Прекрасные иконы предназначались не только для молитвы, но и для того, чтобы человек находил утешение и радость, взирая на их красоту.

Выставка «Древнерусское искусство» интересна и тем, что подвела итоги многолетней реставрационной работы музейщиков. В результате вместо икон, потемневших от времени и толстого слоя олифы, посетители увидели достойные произведения станковой живописи, которые могли бы оказать честь любому мастеру. Таковы иконы «Архангел Михаил со святыми» XVIII века, «Троица ветхозаветная» и «Рождество Пресвятой Богородицы» XIX века.

Руководитель отдела зарубежного искусства Галина Сырлыбае­ва сообщила, что среди первых икон, положивших начало музейной коллекции, – замечательный памятник XVIII века «Богоматерь Тихвинская», дошедший до нас в хорошей сохранности. Тонкие золотые узоры на этой иконе, игра линий, передающих складки одежды, создают богатое орнаментальное изображение. Надписи на обороте сообщают, что икона находилась в Чудовом мужском монастыре, основанном в 1365 году. Искусствовед добавила, что в октябре 1930-го монастырь взорвали.

Икона Казанской Богоматери имеет не менее драматическую историю. Она принадлежала семье полковника лейб-гвардии конного полка Владимира Теляковского, ставшего последним директором Российских императорских театров. Его сына – теат­рального художника Всеволода Теляковского в 1935-м сослали в Казахстан, куда он приехал с семейной реликвией. В 1961 году, возвращаясь в Ленинград, он передал икону в музей им. А. Кастеева.

Следующую икону XVIII века со святыми Тихоном и Митрофаном Воронежскими время не пощадило, но лики святых сохранили одухотворенную красоту. Православное житие описывает дружбу Митрофана Воронежского с Петром I. А именно случай, когда святой отказался прийти к царю, не убоявшись его гнева, поскольку во дворце были языческие статуи, привезенные из других стран.

Надо добавить, что основная масса икон не подписана. По­этому произведения с именами авторов имеют особую ценность, хотя попытки установить их гео­графическое происхождение или данные об авторе порой остаются неразрешимой задачей.

– Авторских икон в музейной коллекции немного, – продолжила Галина Николаевна. – Среди них две иконы иеромонаха Арсения из Боголюбова монастыря. Об этом есть его подписи и сообщения, что «Успение Богоматери» он окончил 19 февраля 1792 года, а «Введение во храм» – в апреле 1793-го. Иконы демонстрируют интерес Арсения к элементам барочного стиля, получившего в его время распространение в светском искусстве России.

Гордостью музейной коллекции можно назвать единственное произведение на тему «Страшного суда», уникальное большим размером, множеством персонажей и сюжетов, в которых шаг за шагом разворачивается грандиозная основополагающая в христианстве картина. В музее хранится также единственная двусторонняя икона с изображениями Спаса Вседержителя и пророка Илии. Такие иконы выносили во время религиозных шествий, к примеру, пасхальных, поэтому их называют «выносными запрестольными».

Достаточно редким сюжетом – изображением всех святых, которых в православии почитают каждого в определенный месяц – привлекает икона «Минея».

Особый пласт в культурной традиции русского православия представляют облачения священников. Ризы, украшенные вышивками лицевого и золотого шитья, на протяжении веков сохраняют канонические черты, не подвергаясь влияниям моды или времени. Каждая деталь священнической одежды имеет название и символическое значение, и даже цвет ее определяется церковной традицией.

Экспозиция включила также кресты, евхаристические сосуды и другую богослужебную утварь, различные образы Христа, евангелие 1825 года из ризницы Вознесенского собора. Остается добавить, что некоторые из икон были написаны под оклад, утраченный в веках. Об этом свидетельствуют не только следы от несохранившегося венца, но и приемы исполнения.

Выставка продлится до 12 августа.

Популярное

Все
Проект обновленного генплана Алматы представили депутатам Мажилиса
Резкое похолодание ожидается в Астане
Немка стала первым человеком с параличом, слетавшим в космос
«Япония придает особое значение отношениям с Казахстаном»: эксперт – о визите Токаева
Ушел из жизни известный артист Асанали Ашимов
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
Испанская компания вложит 44 млрд тенге в строительство завода в Кызылординской области
Метель и осадки продолжатся в Казахстане
Руками к надежде
Новую электроподстанцию запустили в Астане
В Павлодарской области нотариусы окажут содействие в борьбе с преступностью
Самый большой каток в Казахстане примет туристов
Исполнение поручений Президента: итоги развития отрасли энергетики за 2025 год
Допинг-скандал с участием Алимханулы: в КФПБ сделали заявление
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Акмолинский боец стал чемпионом мира по боксу
Город, который благоухает лавандой
Казахстан в орбите доверия мировых лидеров
Узбекский экономист сравнил промышленное производство Казахстана и Узбекистана
Началось строительство сталелитейного завода
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]