ПОКАЗАТЕЛЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ
Положительным шагом в процессе реформирования политической системы назвала прошедшие выборы сельских акимов руководитель отдела социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК Индира Рыстина. Она напомнила, что на 730 мест выдвинули свои кандидатуры свыше 2 тыс. кандидатов.
– Такая активность при использовании пассивного избирательного права (право граждан быть избранными в органы власти. – Прим. КП) является показателем высокой вовлеченности населения в политический процесс, – подчеркнула Индира Рыстина. – Также важно отметить, что в рамках перехода от косвенного выбора акима села к прямому голосованию наша страна сделала один из важных шагов к более полному вовлечению населения в процесс принятия решений. Проведение прямых выборов в последующем даст избирателям возможность выразить свое отношение к работе нового акима.
Кроме того, эксперт обратила внимание на высокую активность избирателей. В некоторых регионах явка оказалась выше 90%, что, по ее словам, демонстрирует особый интерес сельчан к политическому событию.
– В то же время избиратели должны быть очень ответственны при выборе будущего акима, ведь это не просто алгоритм действий: «пришел, увидел, проголосовал». Это выбор будущего развития своего села, который требует изучения предвыборной программы и бэкграунда тех людей, за кого они собираются отдавать свой голос, – отметила Индира Рыстина.
В свою очередь старший научный сотрудник отдела социально-политических исследований КИСИ Слямжар Ахметжаров сделал акцент на том, что проведение прямых выборов сельских акимов является большим шагом в направлении либерализации общественно-политической системы.
– Во-первых, конкурентная и открытая электоральная кампания позволяет избрать на пост акима наиболее компетентных и ответственных кандидатов, знающих местную проблематику и способных найти ключ к ее решению, – подчеркнул эксперт. – Во-вторых, избранные акимы будут всеми силами стараться оправдать кредит доверия населения. Эффективность коммуникаций с сельчанами будет напрямую отражаться на последующем уровне электоральной поддержки руководителей местных администраций. В-третьих, с введением прямых выборов сельских акимов появляется инструмент общественного контроля над действиями местных властей на сельских территориях страны. То есть аульчане получают возможность участия в обсуждении актуальных проблем сельских территорий и требовать от акимов исполнения предвыборных обещаний.
Кроме того, Слямжар Ахметжаров обратил внимание на то, что проведение прямых выборов сельских акимов в целом будет способствовать повышению ответственности управленцев на местах, а также усилению роли местных сообществ. Также электоральная кампания на уровне сел, поселков и сельских округов закладывает фундамент для проведения аналогичных выборов на вышестоящих уровнях исполнительной власти.
ОТВЕТ НА ЗАПРОС ОБЩЕСТВА
Состоявшиеся прямые выборы акимов сел, поселков и сельских округов можно охарактеризовать как результат значительных политических реформ, способствующих демократизации общества, усилению политической конкуренции и более открытому политическому процессу в рамках местного государственного управления и местного самоуправления. Такой вывод сделала эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева Алия Оразгалиева.
– Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года озвучил общественный запрос на выборность сельских акимов, – отметила она. – В рамках реализации данного запроса принят закон, который в первую очередь предусматривает введение прямых выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, а также порядок организации и проведения указанных выборов.
При этом эксперт обратила внимание на то, что общественный запрос на выборность акимов на местах формировался не один год.
– Этому предшествовал длительный процесс накопления проблем казахстанских сел, с которыми действующая плановая нисходящая система государственного управления в какой-то момент перестала справляться, – считает Алия Оразгалиева. – Ведь основным принципом управления было выполнение поручений «сверху» согласно действующей иерархии. Однако центральные государственные органы зачастую держат в фокусе внимания крупные города, не в полной мере понимая проблемы сельчан, вопросы развития того или иного небольшого населенного пункта.
Она отметила, что первые попытки децентрализовать управление в регионах, на местах, уже предпринимались. Так, были приняты Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК», Закон РК «Об общественных советах» и другие законодательные инициативы, которые предполагают большее вовлечение в политический процесс, наличие социальных рычагов у более широкой общественности на принятие политических и управленческих решений.
Как подчеркивает эксперт, новые политические преобразования и, в частности, введение выборности сельских акимов в первую очередь инициированы с целью улучшения текущей ситуации в селах. Предполагается, что выбранный аким, имеющий непосредственную связь с населенным пунктом, владеет информацией о потребностях и проблемах села, будет выступать с позиции жителей своего региона. Также он будет оказывать непосредственное влияние на планирование и распределение бюджетных средств и ресурсов.
– Вместе с тем эти реформы предполагают более активный диалог, как внутри системы государственного управления, так и между управленцами и гражданами, – считает Алия Оразгалиева. – То есть акимам областей и сел придется договариваться и вести непрерывный диалог на равных позициях. При этом руководители местных администраций смогут занимать более «слышащую» позицию по отношению к местным жителями, так как каждые четыре года их будут переизбирать.
Эксперт также обратила внимание на предварительные результаты выборов.
– Число официально зарегистрированных кандидатов, участвовавших в выборах, особенно самовыдвиженцев, говорит об интересе и активной политической позиции населения, а также реально существующем общественном запросе на участие в принятии политических решений по принципу «снизу-вверх» на местном уровне, – считает Алия Оразгалиева. – В целом текущие демократические преобразования можно считать прямыми и последовательными действиями власти по реформированию госуправления, что созвучно с концепцией «слышащего государства».
На высокую активность как кандидатов, так и избирателей на прошедших выборах обратил внимание и эксперт ИМЭП Арман Токтушаков.
– В большинстве регионов явка превысила 70–80%, – отметил он. – Важно понимать, что выборы сельских акимов – это одна из первых ступеней реформирования избирательного процесса, поскольку в 2024 году планируется проведение выборов глав районных администраций. Анализируя значимость прошедших сельских выборов, прежде всего следует сказать, что одним из главных их преимуществ стало расширение участия граждан в развитии своих населенных пунктов.
По словам эксперта, важным результатом прошедших выборов сельских акимов можно считать то, что у населения сформируется четкое представление: именно от их гражданской активности будет зависеть развитие их села. В свою очередь местные органы государственного управления станут более восприимчивы к актуальным проблемам и запросам населения.
– Еще одним важным позитивным аспектом является то, что выборы будут способствовать усилению политической конкуренции как для политических партий, так и для активных граждан, – подчеркнул Арман Токтушаков.
Также он отметил такое новшество этой кампании, как включение графы «против всех» в избирательные бюллетени, что предоставило гражданам эффективный инструмент для выражения альтернативной позиции.
В целом, по мнению экспертов, проведение выборов сельских акимов и дальнейшее реформирование избирательного процесса повысят эффективность системы местного государственного самоуправления и будут способствовать продолжению осуществления политической модернизации и реализации системных политических реформ, запущенных Президентом Касым-Жомартом Токаевым.