Only bus или не он ли?
На самом деле все начиналось именно с Алматы и не меньше 10 лет назад. Еще в то время, когда на городских маршрутах «байговали» ветхие зловонные автобусы, шустрили таксисты-бомбилы, а припаркованные абы как машины стопорили движение на магистральных улицах.
Городской проект «Устойчивый транспорт Алматы» 2011 года ставил, казалось, немыслимую по той обстановке задачу: увеличить долю поездок на общественном транспорте на 20%, чтобы каждый третий алматинец в итоге пересел на автобус.
Зачем? Ну с этим-то как раз все понятно: для мегаполиса с подорванной экологией, трудно управляемым трафиком и высоким травматизмом на дорогах идея «города для людей, а не машин» становилась вопросом выживания.
Планы строительства сети скоростных и комфортных пассажирских перевозок стоили Алматы больших нервов и денег, но от них все-таки не отступали. В результате рынок общественного транспорта буквально перевернуло. Полностью обновился подвижной состав – на экологичный и экономичный, тендеры на услуги по перевозке пассажиров выиграли профессиональные компании, общественный и альтернативный транспорт получил преимущества на дороге.
Первые выделенные полосы для автобусов и троллейбусов в Алматы по проспекту Абая по-
явились в 2015 году, когда их не было нигде в республике. Еще через три года в городе запустили первую линию БРТ (Вus rapid transit) – скоростной автобусный маршрут по улице Сатпаева.
Конечно, новая транспортная политика «заходила» с большим трудом: протестовали водители-частники, митинговали водители-автобусники, в акимат сыпались петиции с требованием убрать «неудобную» БРТ.
Но со временем к новшествам привыкли, на дорогах с выделенками водворился относительный порядок и самое ценное – алматинские автобусы стали удобными и быстрыми. На сегодняшний день выделенные полосы общей протяженностью 151 километр действуют на 29 улицах города. Средняя скорость движения общественного транспорта выросла на 50%, а пассажиропоток – на 30%.
Шаг вперед
и два назад
Предложение изменить порядок использования спецполос многих алматинцев удивило и где-то даже расстроило: это могло бы означать откат от всего достигнутого.
– Я сам давно пересел на автобус и с удовольствием езжу по БРТ, – говорит заместитель директора автобусного парка ТОО «Олжас LTD» Чингиз Байкадамов. – На машине было бы дольше и дороже. Это действительно мотивирует людей менять личный транспорт на общественный.
Приоритет маршрутных автобусов на выделенных полосах, которые в Алматы покрывают в основном магистральные улицы, позволил отстроить режим работы пассажирского автотранспорта с выверенными графиками, интервалами и стыковками маршрутов. Стоит только тронуть эту систему, от нее, по мнению автотранспортников, мало что останется.
– Для нас в принципе не существует понятия «час пик» – продолжает Чингиз Байкадамов. – В городе 150 маршрутов, на которые выходят в общей сложности около 3 тысяч автобусов, и они должны постоянно, независимо от времени суток, работать в установленном графике. Это станет невозможным, если движение по автобусных полосам уплотнится из-за новых участников.
Программа оптимизации пассажирских перевозок в Алматы сейчас, можно сказать, в самом расцвете. В планах остается увеличение количества Вus lіne, объединение магистральных маршрутов с подвозящими, строительство новой линии БРТ и проектирование ЛРТ – линии скоростного трамвая. Словом, все в том самом состоянии, когда отступать себе же дороже.
– Есть концепция: чем больше удобств создается для автомобилей, тем больше от них проблем. Строятся развязки, расширяются и улучшаются дороги – люди чаще садятся за руль, в итоге все возвращается к тому же: пробки, разбитые дороги, ДТП. Пример
Алматы в этом смысле показательный: дорожная инфраструктура улучшается, а заторов меньше не становится, – заключает замдиректора автопарка.
Подсчитать и прослезиться
Член транспортного совета при акимате города Елена Ерзакович предлагает взглянуть на проблему с экономических позиций.
– Это известная формула: чем выше скорость общественного транспорта, тем ниже эксплуатационные затраты – автобус быстрее проходит свой маршрут, значит, он чаще может вновь выходить на линию, то есть требуется меньшее количество автобусов для обслуживания того же количества пассажиров, – рассуждает независимый эксперт. – Скорость – важнейший экономический инструмент в организации городского движения и ключевой параметр привлекательности общественного транспорта. Соглашаясь сделать специальные полосы общедоступными, мы теряем эти преимущества.
Большим упущением разработчиков поправок в Правила дорожного движения общественница называет то, что они не учитывают особого устройства линий БРТ. Они предполагают непрерывное движение с остановками только на пассажирских платформах.
– На скоростную линию категорически нельзя допускать иной транспорт, даже такси. Они для того и создаются, чтобы исключить любые помехи для автобусов. Но предложенный проект не предусматривает исключений, выходит, нужно будет и БРТ открывать для частного автотранспорта, что обернется полным коллапсом, – делится опасениями Елена Ерзакович.
Таким же сомнительным представляется регламентирование непиковых периодов для трафика.
– Графики загруженности дорог в каждом городе свои, они зависят от множества особенностей, порой даже от сезона. Начало и конец пикового периода могут не совпадать в разных районах одного города, – замечает эксперт. – Поэтому вводить одинаковый режим для всей страны нельзя.
Этих обстоятельств, считает Елена, достаточно, чтобы вопрос организации движения по спецполосам был передан на уровень местных органов власти. Во всяком случае Алматы, и это мнение сформировано на нескольких экспертных площадках, явно не готов изменить политике «города для людей».
Алматы подождет
«Управление городской мобильности считает нецелесообразным вносить изменения для выделенной полосы, так как это ухудшит работу общественного транспорта, создаст конфликтные точки и аварийные ситуации между участниками дорожного движения, что скажется на комфортном передвижении жителей города. Также согласно мониторингу социальных сетей касательно данного вопроса общественность негативно отнеслась к таким изменениям», – ответили на запрос «КП» в главном акиматовском транспортном ведомстве, очевидно, выражая тем самым общую позицию городского руководства.
Участник фонда Urban Forum Kazakhstan, специалист по транспорту Роман Барабанов предлагает учесть мнение еще одной заинтересованной стороны:
– В случае принятия поправок «скорая помощь» и другие экстренные службы будут опаздывать туда, где они больше всего нужны.
Эксперт намекает на исключительное право пользования автобусной полосой оперативных и специальных служб при выполнении неотложных заданий. А поскольку пожары, несчастные случаи, острые заболевания никак не согласуются с «пиковым» и «непиковым» временем, то пробки на спецполосах, действительно, могут осложнить работу спецслужб. Свой комментарий для «Казахстанской правды» подготовили в городском департаменте по чрезвычайным ситуациям.
«Считаем целесообразным сохранение приоритетного движения по выделенным полосам для общественного и специального транспорта. Этот приоритет способствует оперативному и своевременному прибытию на место вызова пожарной техники и обеспечивает ликвидацию пожара на ранних стадиях его развития. Также считаем целесообразным размещение аналогичных выделенных полос на всех магистральных улицах города», – говорится
в ответе заместителя начальника ДЧС Самата Асаинова.
Солидарной позиции в ответ на инициативу МВД нет, пожалуй, только в автомобильном сообществе Алматы. Это показали и открытые обсуждения, и закрытые «кухонные» дискурсы.
– Меня разделило пополам, – чертит по себе рукой Талгат – таксист с большим профессиональным стажем. – Одна половина сильно злится, когда стою в пробке, рядом со свободной автобусной полосой. Вторая напоминает, что с осени дочь будет ездить в школу на автобусе – не представляешь, как удобно: остановка рядом с домом и довозит прямо к школьной ограде. В общем, пока борюсь, но уже думаю: пусть остается, как есть. Нет – значит, нет. Четко и понятно. А от этих «полуможно»-«полунельзя» больше проблем станет. Нарушений будет валом, и начнется: «Извини, на часы не посмотрел, хотел проскочить, да не успел»… Знаешь же, сколько среди нашего брата, как бы это помягче, хитро устроенных людей.