Шестнадцать дней против насилия

2686
Бота Женискызы

Кто виноват?

Мероприятие, проходящее под эгидой ООН, завершается сегодня, в Международный день прав человека. А вообще история акции берет начало с 1960 года – тогда в Доминиканской Республике были убиты три сестры Мирабаль. Жестокое лишение их жизни и инициировало международный протест против всех форм гендерного насилия.

Насилие в отношении женщин – явление, распространенное и в Казахстане. Но что предпринимается властями и гражданским обществом для того, чтобы изменить ситуацию?

– Согласно отчету Программы развития ООН в 2018 году Казах­стан вошел в рейтинг стран «с очень высоким уровнем гендерного развития» и занял 58-е мес­то среди 160 государств мира. Мы – единственные на постсоветском пространстве, где в органах внутренних дел действуют под­разделения по защите женщин от насилия, – отметила в своем выступлении на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций, проведенной в рамках международной акции «16 дней против насилия», председатель Нацио­нальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Гульшара Абдыкаликова.

Однако, по ее словам, несмот­ря на принимаемые действия, прес­тупность в отношении женщин растет. В 2017 году в Казах­стане было зарегистрировано 446 прес­туплений, в 2018-м – 919. За 9 месяцев 2019-го – уже 759. И это только зарегистрированные. На самом деле их гораздо больше.

...В начале октября 2019 года Казахстан всколыхнула новость о том, что житель города Нур-Султана облил бензином и поджег свою жену. Как писали СМИ, поводом послужили ссора и ревность мужа. Женщина умерла 10 ноября. Это не первый такой случай в столице.

– В нынешнем году полицией вынесено 58 тысяч защитных предписаний и установлено более 6 тысяч особых требований к поведению правонарушителей в семейно-бытовой сфере. Оказана консультативная помощь 15 тысячам женщин, 1 500 размещены в кризисных центрах, – рассказала Гульшара Абдыкаликова.

Глава государства Касым-­Жомарт Токаев в Послании народу поручил ужесточить наказание за насилие против женщин и детей. Генпрокуратурой страны разработан законопроект, который уже рассмотрен в Мажилисе. В ходе его обсуждения по предложениям депутатов усилен ряд норм. В частности, предусматривается за насильственные ­действия сексуального характера против детей, их вовлечение в изготовление детской порнографии лишение свободы на срок от 17 до 20 лет. Если пострадали малолетние, наказание предусматривает до 20 лет тюрьмы или пожизненное лишение свободы.

– Но изучение международной и отечественной практики показывает: принятие только карательных мер не дает эффективных результатов. Поэтому необходима превенция, – подчеркнула Гульшара Абдыкаликова, и именно для этого сейчас в пилотном режиме Национальной комиссией реализуется соответствующий проект в Шымкенте.

– Группой депутатов Парламен­та разработана новая редакция закона о противодействии бытовому насилию. В ней предлагается закрепить конкретные полномочия уполномоченных органов, определить механизм взаимодействия между субъек­тами профилактики, – отметила она. – Также депутатами предлагается увеличить срок защитного предписания, внед­рить обязательную коррекционную программу для правонарушителей.

Законодательно закрепляется ответственность обоих супругов за выполнение экономи­ческих, воспитательных, бытовых и других функций. Вводятся нормы, способствующие экономическому и политическому продвижению женщины.

Рекомендации ООН

Уполномоченный по правам человека в РК Эльвира Азимова отмечает: на всех международных площадках насилие рассмат­ривается как самое ­жестокое явление.

– Недавно в Комитете ООН прошла защита Национального доклада Казахстана по ликвидации дискриминации женщин. Меж­дународные нормы предус­матривают обязательства страны­ каждые 4 года готовить соответствующий нацио­нальный обзор, – рассказала Эльвира Азимова.

Доклад нашей страны касался расширения равных прав и возможностей граждан, защиты прав женщин и девочек, а также гендерного равенства. По итогам такого обзора каждая страна получает рекомендации ООН, которые она обязуется выполнять в течение четырехлетнего цикла. Казахстану были даны 90 рекомендаций.

– Большая часть рекомендаций сегодня находится на стадии реализации. Правительством осуществляются меры, направленные на ужесточение ответственности за насилие... Начиная со школьных лет в учреждениях образования нужно обязательно преподавать не только семейные, но и такие ценности, как права человека, уважение прав женщин, – отметила Эльвира Азимова.

К слову, 15% казахстанских женщин считают, что муж вправе бить свою жену, а в селах каж­дая пятая женщина считает бытовое насилие нормой. Такие цифры привела резидент республиканского ОО «Ассоциа­ция деловых женщин Казахстана» Раушан Сарсембаева. По ее словам, для расширения прав и возможнос­тей женщин самые крупные женские неправительственные организации Казахстана решили объединиться и создали Альянс женских сил Казахстана. Он начал свою деятельность в сентяб­ре 2019 года.

Программа деятельности альянса направлена на расширение прав и экономических возможностей женщины. Это устранение преследования и домогательств сексуального характера, борьба с бытовым насилием, принятие закона о сексуальных домогательствах и ужесточение ответственности за преступления, связанные с бытовым насилием, устранение трудовой дискриминации для женщин старше 45 лет. А также законодательное закрепление статуса многодетных и одиноких родителей, расширение их трудовых прав, выдвижение женщин на уровне принятия решений до 30% в исполнительных и государственных органах власти.

Где найти кризисные центры

Политическая представленность женщин в госорганах, ужесточение законов, гендерное равенство – все это хорошо. Но существует ли в Казахстане карта кризисных центров, куда может обратиться пострадавшая женщина?

– Карты кризисных центров сейчас нет, но в каждом городе на сайтах акиматов есть адрес, куда идти. Если женщины позвонят на телефон службы доверия и в МВД, там всегда подскажут, куда проехать, – отметила Раушан Сарсембаева.

Решив проверить, есть ли такой адрес на сайте акимата города Нур-Султана, зашла на astana.gov.kz. В разделе «Телефоны экстренных служб» есть несколько номеров, где наверняка могут оказать психологическую помощь. Например, там указан телефон доверия для детей и подростков 111, телефон службы психологической помощи 150. Также указан известный всем столичным жителям номер Ikomek 109 и номер экстренной службы спасения 112. Ну и конечно, всегда можно позвонить на номер 102. Но ни адресов, ни телефонов специализированных кризисных центров, увы, нет.

Однако удалось найти карту кризис­ных центров в Google. Она была составлена журналистами шымкентского интернет-портала otyrar.kz и датируется июлем 2018 года. Ее можно найти в Интернете, если набрать в строке поиска «кризисные центры в Казахстане» или «где искать защиту от бытового насилия над женщинами и детьми». Здесь собраны данные о кризисных центрах 13 городов и 6 областей Казахстана. Однако нужно учитывать, что эти данные могли устареть – прошло больше года.

Решив проверить, работают ли эти центры, получилось дозвониться на 3 номера из половины списка.

Например, работает кризис­ный центр в Алматы. Есть еще сотовый телефон, который узна­ла из разговора с оператором. Здесь могут помочь женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Для детей, правда, действует ограничение по возрасту: девочки до 16 лет, мальчики до 12 лет.

Думаю, что госорганам и неправительственным организациям Казахстана все-таки стоит объединиться и создать карту специализированных кризис­ных центров для женщин и детей. Она должна быть в доступе в любой момент, когда им может понадобиться помощь. Было бы замечательно, если бы такую карту создали в виде мобильного приложения.

Как не стать жертвой

Поинтересовалась у участников пресс-конференции и на предмет того, существуют ли в Казахстане тренинги на тему «как избежать насилия».

– Мы попытались выяснить: как распознать насильника до того, как он предпринял какие-то действия? С нами работал целый институт психологов, и мы планируем возобновить этот проект. Бывает психофизическое, моральное, экономи­ческое насилие. Например, когда супруг говорит женщине: «Ты располнела, стала некрасивой». И это уже насилие в отношении супруги. Есть еще экономическое насилие – мужчина не дает женщине денег. По всем подобным ситуациям уже есть наработки, – ответила Раушан Сарсембаева.

Как остановить вал насилия в стране? На этот вопрос ответила известная в столице правозащитница, руководитель фонда «Корғау Астана» Анна Рыль.

– Нужно с детства прививать детям мысль о том, что нельзя нарушать права других. Жен­щина, сталкивающаяся с насилием в семье, может срывать агрессию на детях. Мальчики, выросшие в семьях, где есть насилие, вырастая, сами становятся абьюзерами, а девочки – жерт­вами. Усиление наказания за это может изменить ситуацию, но лишь час­тично: необходима профилактика, – считает она.

Главное – сформировать в обществе модель поведения, направленную на неприемлемость любого вида насилия. Должны проводиться информационные кампании, спецтренинги, сниматься видеоролики. Второй вид профилактики – наказание, его усиление за нанесение телесных повреждений при домашнем конфликте, назначение общественных работ, запрет на примирение по некоторым статьям, развитие социальных служб, изменение отношения полиции к пострадавшим.

И третий вид профилактики – социально-бытовой. То, что сейчас начали выдавать АСП многодетным, – очень положительно сказывается на семье, ведь в малообеспеченных семьях конфликты возникают еще и из-за отсутствия денег. Когда уровень жизни становится выше, споров становится меньше.

Но есть другая группа семей, где конфликты будут возникать независимо от уровня жизни. Здесь споры происходят из-за отсутствия соответствующего воспитания и неумения выстраи­вать отношения.

– В начале декабря многие пользователи соцсетей обсуж­дали видеоролик, в котором преподавательница вуза пришла­ на лекцию к студентам с синяком на лице и заявила, что она сама в этом виновата, так как довела мужа, – продолжает Анна Рыль.

С одной стороны, если женщина промолчит, не возмутится поведением мужа, то конфликта можно избежать. Но нужно ли молчать, когда, например, глава семейства потратил зарплату неизвестно на что, и женщина вынуждена оставить голодными детей?..

По словам эксперта, нужно посадить мужа за «стол переговоров» и объяснить, что есть семейные потребности, и он должен свою часть обязанностей выполнять. Ну а распускание рук – это, как говорится, и даже регламентировано законодательством, – отдельная статья.

Особый разговор – о детях. Конечно, можно научить тех, чьи родители хотят их защитить. Но, извините: мы теперь должны с детсадовского возраста учить ребятишек, как не стать жерт­вой полового насилия? Почему у нас такое количество половых ­преступлений в отношении малолетних? Кроме того, не во всех случаях доходит до наказания или сроки наказания оказываются маленькими.

Наказание должно быть очень жестким – таким, чтобы у потенциальных насильников даже мысли не возникало прикос­нуться к нашим малышам. И здесь есть о чем задуматься законодателям.

– Но получается, что сейчас мы будем вынуждены детей с детсада обучать, как не стать жертвой. Изначально нужно привить то, о чем многие казахстанцы не задумываются. Это понятие личностного пространства, когда чужой человек не может подходить к тебе ближе, чем на определенное расстояние, не может целовать тебя в щеку. Отсутствие личностного пространства и нарушение его целостности – основная наша беда, – говорит Анна Рыль.

Популярное

Все
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
Казахстан примет юниорский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]