«А счастье было так возможно…»

2640
Людмила Макаренко, Алматы

Афиша юбилейного сезона Казахского национального театра оперы и балета полна произведений из золотого фонда мировой классики. Почетное место в ней принадлежит «Евгению Онегину».

фото Юрия Беккера

О своей роли в бестселлере Петра Ильича Чайковского мечтает, пожалуй, каждый профессиональный оперный исполнитель. И это понятно. Знаменитый пушкинский сюжет, уложенный на великолепное музыкальное полотно, остается и современным, и узнаваемым, а оттого берущим за живое, несмотря на полторы сотни лет со дня своего создания.

Все нетленное когда-то было модным. Это теперь лирика Пушкина может казаться «преданьем старины глубокой», но для своих современников «светоч русской поэзии» был топовым автором, чьи романы, повести в стихах и поэ­мы влет расходились в светских кругах как модные шлягеры. Так и опера «Евгений Онегин», пройдя через толщу лет, стала совершенным, безупречным творением, хотя ее авторы успели получить едкие насмешки еще до того, как спектакль был выведен на сцену.

Либретто «Онегина», написанное поэтом-дилетантом Константином Шиловским, ругали за нелогичность, вольные трактовки первоисточника и неловкость акцентов, а сам пушкинский роман мало кому казался «оперным». Чайковский так откровенно и писал о своей работе: «Сценических эффектов никаких, музыка, лишенная блеска и трескучей эффектности», он даже не решился назвать новое сочинение оперой, а скромно – «лирическими сценами в трех действиях».

Впрочем, ни эти муки сомнений, ни холодность скептиков никак не отразились на будущем «Евгения Онегина» – опера быстро завоевала слушателей. Теперь это самое узнаваемое оперное произведение Чайковского, которое украшает лучшие мировые сцены. Мало того, оно стало объектом для множества смелых творческих экспериментов «осовременивания» и «авторского прочтения», но и это не смогло обесценить шедевр русского искусства.

В Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая «Евгений Онегин» появился в числе первых репертуарных постановок еще в 1935 году. В главном женском образе – Татья­ны Лариной – к публике вышла непревзойденная Куляш Байсеитова. И что любопытно, премьера давалась в казахоязычной версии, в основу которой был положен перевод романа в стихах родоначальника письменной национальной литературы Абая Кунанбаева.

На языке оригинала спектакль был поставлен в 1946 году, обновленный его вариант увидел свет в 1970-м. За прошедшее с тех пор время свои лучшие партии в нем исполнили звезды отечественной оперной сцены Ришат и Муслим Абдуллины, Байгали Досымжанов, Юрий Якунин, Василий Яковенко, Эра Епанешникова, Кенес Бактаев, Нина Радченко, Виталий Орленин, Султан Байсултанов, Ермек Серкебаев, Алибек Днишев и многие другие.

Историческая постановка сохранялась в неизменном виде почти полвека как реликвия теат­ра, символ верности традициям.
И лишь четыре года назад в КазНТОБ решились ее обновить, пригласив интернациональный коллектив театральных профессионалов: режиссера и хореографа Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ирану Лычагину, московского художника-постановщика Карину Автандилову, художника по свету из Швеции Кевина Вин-Джонаса и латвийского видеохудожника Инету Сипунову. Дирижером-постановщиком выступил главный дирижер КазНТОБ им. Абая Канат Омаров.

Перед премьерой Ирана Лычагина обещала, что в новом «Онегине» не будет ничего революционного, но и предупреждала: псевдоисторического правдоподобия зрителю не стоит ожидать. Постановочная группа хоть и старалась бережно отнестись к классической подаче материала, но намеренно уходила от театральных штампов, «размораживая» героев, наполняя их игру живостью, непосредственностью и искренностью чувств.

Для такого преображения артистам позволили самим «переосмыслить» свой персонаж, напитать его собственной энергией, современным духом и личным переживанием. А еще солистам и хору предложили запросто жить на сцене, как живет повседневными радостями дворянская семья Лариных в своем деревенском поместье, как развлекаются местными сплетнями на провинциальных балах барышни и кавалеры, как встречает чопорная петербургская публика вернувшегося из душеспасительных странствий Онегина. Так опера превратилась в действо, где не только поют, но и танцуют, резвятся, бегают по сцене и, конечно, по-прежнему много страдают.

И это очень правильно, что авторы не дерзнули радикально осо­временить пушкинскую трагедию, иначе зрители наверняка не увидели бы костюмированное представление замечательной эпохи: сюртуки, цилиндры и панталоны, кринолины, корсеты и русские кокошники. Художник Карина Автандилова решила представить в одной постановке ретроспективу русского костюма от 20-х годов XIX века – времени написания «Онегина» – до его конца – времени создания оперы Чайковского.

Добрую порцию «русскости» добавила и видеохудожница Инета Сипунова в оформлении сцены, проекциях, световом решении. Визуализация березовой рощи на месте дуэли, яблоневого цвета и уже созревших яблок в сцене с письмом Татьяны, монументальных петербургских улиц, засыпаемых снегом, – приемы в сцено­графии новые и современные, но параллели простые и узнаваемые.

Новый «Онегин» достался молодому, но уже успешному составу оперной труппы алматинского театра. В первом в этом году спектакле роль Татьяны исполнила Надия Наденова, Ольги – лауреат национальной премии Umai-2023, обладательница номинации «Лучшая исполнительница женской партии в опере» Оксана Давыденко, в образе Ленского выступил Нуржан Бажекенов.

Но этим вечером все-таки блистал Толеген Рахимбаев. Это его Евгений – живой, настоящий, терзаемый страстями – был безупречно исполнен по-актерски. Он выглядел убедительно во всех своих сценах: скучающим в деревенской глуши городским повесой, холодным и высокомерным ментором в отповеди бедной Татьяне, безнадежным эгоистом в затее вызвать ревность у Ленского и, наконец, беспомощным влюбленным, раздавленным отказом.

«Евгения Онегина» как хит своего времени давно разобрали на цитаты, они и теперь запросто гуляют в обиходной речи: «Я не способна к грусти томной», «Учитесь властвовать собою», «Что день грядущий мне готовит», «А счастье было так возможно» и печальный апофеоз драмы – «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Каждый персонаж «Онегина» делает их общую историю понятной зрителю любого поколения. Потому что она о простом человеческом, что остается вне времени и вне моды.

Популярное

Все
Бессмертный подвиг девушки-снайпера
Человек-легенда
Профессионал, с которым повезло работать
«Ұлы дала жорығы»: 80-летию Великой Победы посвящается
Стартовал первый в республике лесоклиматический проект
Страховая медицина: вопросы без ответов
Посадили деревья в честь ветеранов
В гостях у стражей неба
Освоен выпуск футеровки для ГОКов
Героям-казахстанцам посвящается
«Сырые» кадры аграрной отрасли не нужны
Реформы – ответ на запросы общества
На учебу – в Малайзию
«Келінжан» в новом сезоне
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении высших воинских и специальных званий, классных чинов
Он защищал блокадный Ленинград
Личная и национальная память
Пехотинцы из Казахстана обороняли Сталинград
9 Мая
Спектр важнейших услуг
Полководец. Писатель. Патриот
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Будет ли в столице новый сквер?
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Фестиваль тюльпанов провели в ЗКО
Социальный автокараван проехал по селам
Гвардейцы обеспечивают порядок в зоне подтопления в СКО
В Астане готовятся к военному параду
Победившая в международном конкурсе солистка ансамбля «Гүлдер» поедет на обучение в США
Президент наградил ветерана дипломатической службы
Первый в Центральной Азии центр креативных технологий откроется в Астане
Бизнес Сингапура инвестирует крупные и эксклюзивные проекты
В Казахстане повысят налог на прибыль для банков
Они сражались за Родину
Международная автовыставка начала свою работу в столице
Супруги Куангали и на работу, и домой спешат с радостью
К исследованию озера Балхаш подключится Франция
Свыше 10 миллиардов тенге направят на развитие животноводства в СКО
Мангистау делает ставку на автотуризм
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В каких районах Астаны появятся новые школы
Аким области Абай проконтролировал ситуацию в селе Красный Яр
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Джей Ло едет в Астану
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?

Читайте также

На страже независимости, мира и территориальной целостности…
Учебное заведение с особым статусом
Профессионал, с которым повезло работать
40 педагогов НВТП получили награды в преддверии 7 мая

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]