«А счастье было так возможно…»

3126
Людмила Макаренко, Алматы

Афиша юбилейного сезона Казахского национального театра оперы и балета полна произведений из золотого фонда мировой классики. Почетное место в ней принадлежит «Евгению Онегину».

фото Юрия Беккера

О своей роли в бестселлере Петра Ильича Чайковского мечтает, пожалуй, каждый профессиональный оперный исполнитель. И это понятно. Знаменитый пушкинский сюжет, уложенный на великолепное музыкальное полотно, остается и современным, и узнаваемым, а оттого берущим за живое, несмотря на полторы сотни лет со дня своего создания.

Все нетленное когда-то было модным. Это теперь лирика Пушкина может казаться «преданьем старины глубокой», но для своих современников «светоч русской поэзии» был топовым автором, чьи романы, повести в стихах и поэ­мы влет расходились в светских кругах как модные шлягеры. Так и опера «Евгений Онегин», пройдя через толщу лет, стала совершенным, безупречным творением, хотя ее авторы успели получить едкие насмешки еще до того, как спектакль был выведен на сцену.

Либретто «Онегина», написанное поэтом-дилетантом Константином Шиловским, ругали за нелогичность, вольные трактовки первоисточника и неловкость акцентов, а сам пушкинский роман мало кому казался «оперным». Чайковский так откровенно и писал о своей работе: «Сценических эффектов никаких, музыка, лишенная блеска и трескучей эффектности», он даже не решился назвать новое сочинение оперой, а скромно – «лирическими сценами в трех действиях».

Впрочем, ни эти муки сомнений, ни холодность скептиков никак не отразились на будущем «Евгения Онегина» – опера быстро завоевала слушателей. Теперь это самое узнаваемое оперное произведение Чайковского, которое украшает лучшие мировые сцены. Мало того, оно стало объектом для множества смелых творческих экспериментов «осовременивания» и «авторского прочтения», но и это не смогло обесценить шедевр русского искусства.

В Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая «Евгений Онегин» появился в числе первых репертуарных постановок еще в 1935 году. В главном женском образе – Татья­ны Лариной – к публике вышла непревзойденная Куляш Байсеитова. И что любопытно, премьера давалась в казахоязычной версии, в основу которой был положен перевод романа в стихах родоначальника письменной национальной литературы Абая Кунанбаева.

На языке оригинала спектакль был поставлен в 1946 году, обновленный его вариант увидел свет в 1970-м. За прошедшее с тех пор время свои лучшие партии в нем исполнили звезды отечественной оперной сцены Ришат и Муслим Абдуллины, Байгали Досымжанов, Юрий Якунин, Василий Яковенко, Эра Епанешникова, Кенес Бактаев, Нина Радченко, Виталий Орленин, Султан Байсултанов, Ермек Серкебаев, Алибек Днишев и многие другие.

Историческая постановка сохранялась в неизменном виде почти полвека как реликвия теат­ра, символ верности традициям.
И лишь четыре года назад в КазНТОБ решились ее обновить, пригласив интернациональный коллектив театральных профессионалов: режиссера и хореографа Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ирану Лычагину, московского художника-постановщика Карину Автандилову, художника по свету из Швеции Кевина Вин-Джонаса и латвийского видеохудожника Инету Сипунову. Дирижером-постановщиком выступил главный дирижер КазНТОБ им. Абая Канат Омаров.

Перед премьерой Ирана Лычагина обещала, что в новом «Онегине» не будет ничего революционного, но и предупреждала: псевдоисторического правдоподобия зрителю не стоит ожидать. Постановочная группа хоть и старалась бережно отнестись к классической подаче материала, но намеренно уходила от театральных штампов, «размораживая» героев, наполняя их игру живостью, непосредственностью и искренностью чувств.

Для такого преображения артистам позволили самим «переосмыслить» свой персонаж, напитать его собственной энергией, современным духом и личным переживанием. А еще солистам и хору предложили запросто жить на сцене, как живет повседневными радостями дворянская семья Лариных в своем деревенском поместье, как развлекаются местными сплетнями на провинциальных балах барышни и кавалеры, как встречает чопорная петербургская публика вернувшегося из душеспасительных странствий Онегина. Так опера превратилась в действо, где не только поют, но и танцуют, резвятся, бегают по сцене и, конечно, по-прежнему много страдают.

И это очень правильно, что авторы не дерзнули радикально осо­временить пушкинскую трагедию, иначе зрители наверняка не увидели бы костюмированное представление замечательной эпохи: сюртуки, цилиндры и панталоны, кринолины, корсеты и русские кокошники. Художник Карина Автандилова решила представить в одной постановке ретроспективу русского костюма от 20-х годов XIX века – времени написания «Онегина» – до его конца – времени создания оперы Чайковского.

Добрую порцию «русскости» добавила и видеохудожница Инета Сипунова в оформлении сцены, проекциях, световом решении. Визуализация березовой рощи на месте дуэли, яблоневого цвета и уже созревших яблок в сцене с письмом Татьяны, монументальных петербургских улиц, засыпаемых снегом, – приемы в сцено­графии новые и современные, но параллели простые и узнаваемые.

Новый «Онегин» достался молодому, но уже успешному составу оперной труппы алматинского театра. В первом в этом году спектакле роль Татьяны исполнила Надия Наденова, Ольги – лауреат национальной премии Umai-2023, обладательница номинации «Лучшая исполнительница женской партии в опере» Оксана Давыденко, в образе Ленского выступил Нуржан Бажекенов.

Но этим вечером все-таки блистал Толеген Рахимбаев. Это его Евгений – живой, настоящий, терзаемый страстями – был безупречно исполнен по-актерски. Он выглядел убедительно во всех своих сценах: скучающим в деревенской глуши городским повесой, холодным и высокомерным ментором в отповеди бедной Татьяне, безнадежным эгоистом в затее вызвать ревность у Ленского и, наконец, беспомощным влюбленным, раздавленным отказом.

«Евгения Онегина» как хит своего времени давно разобрали на цитаты, они и теперь запросто гуляют в обиходной речи: «Я не способна к грусти томной», «Учитесь властвовать собою», «Что день грядущий мне готовит», «А счастье было так возможно» и печальный апофеоз драмы – «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Каждый персонаж «Онегина» делает их общую историю понятной зрителю любого поколения. Потому что она о простом человеческом, что остается вне времени и вне моды.

Популярное

Все
В Туркестане открыт гребной канал
Духовный центр Жетысу
В Мажилисе ­Парламента прошла ­презентация проекта закона «О банках и банковской деятельности»
Межэтнический диалог на страницах СМИ
Стараться помочь каждому
В Национальном музее проходит выставка «Бесценные сокровища религиозных традиций мира»
В Алматы проводится второй этап дератизации
Сельское хозяйство – стратегический актив
Новый взгляд на старые фасады
Выстрелы в ночной степи
Первый IQ Test Center
Семья Дуйсебаевых: пятьсот лет учительства
С упором на качество
Карметкомбинат получил газ
Высшая награда для мастера
Культура труда и неприятие иждивенчества
Высокие технологии – в производство, ИИ – в образование
Работа для настоящих мужчин
О новых горизонтах ахметтану
Конкуренция за таланты резко обострится
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Цифровая трансформация судебной системы
Началось возведение энергоблока
Apple презентовала iPhone 17
Началось строительство плодоконсервного завода
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Политические реформы и цифровой суверенитет
Состояние основателя Oracle увеличилось на $70 млрд за сутки
Контуры будущего определены
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
Уголовное дело завели на казахстанского блогера за призыв к убийству детей с аутизмом
В Отбасы банке разьяснили вопрос по выдаче денег из ЕНПФ на лечение зубов
Обсужден проект строительства ТЭЦ
На Кубе полный блэкаут
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
Как изменились цены на жилье в Казахстане
День кино отмечают в Казахстане
Признание в любви
«Маскарад» в Шымкенте
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]