В работе форума «Качество медицинских услуг, безопасность пациентов и аккредитация» приняли участие свыше 500 медработников, в том числе официальные представители медицинских и научных организаций, Министерства здравоохранения РК и странового офиса Всемирной организации здравоохранения.
Как отметила генеральный директор Республиканского центра развития здравоохранения Айнур Айыпханова, это первая конференция в Казахстане, организованная для обмена накопленным отечественным и международным опытом, а также современными тенденциями в сфере повышения качества медуслуг через систему аккредитации.
– Вопросы качества медицинской помощи и безопасности пациентов всегда были приоритетными. Надо признать, что в последние годы в связи с трансформацией информационного пространства мы стали более чувствительными к мнению пациентов, их заинтересованности и ожиданиям в отношении качества медицинских услуг. Мы обязаны обеспечить проведение работы, имея в виду изменившуюся обстановку, новую информационную реальность, – отметил министр здравоохранения РК Елжан Биртанов. – Нам необходимо в первую очередь менять свои подходы в отношении обеспечения большей прозрачности и информированности населения о том, как устроено здравоохранение, как работает медицина. И только в таких условиях формируется определенная база понимания, соучастия и доверия населения, в рамках которой мы можем вести более плодотворную работу по улучшению качества медицинских услуг.
Председатель Общественного совета МЗ РК, вице-президент Евразийской медицинской ассоциации Надежда Петухова в ходе пленарного заседания обозначила ряд проблемных вопросов в сфере здравоохранения, требующих системного решения. Среди них – организация медицинских услуг и недостаточное доверие пациентов к отечественной медицине. Эти вопросы в Казахстане решаются через систему внутреннего и внешнего аудита качества и аккредитации медицинских организаций.
– Оказание качественных, безопасных медицинских услуг – основа развития здравоохранения. В 2009 году впервые было введено понятие аккредитации медучреждений. Таким образом, аккредитованные из них имеют условия, набор услуг, соответствующих мировым стандартам. Пациент знает, что такие медучреждения позволяют рассчитывать на безопасное, доступное лечение, что его права не будут нарушены. Важно создать институт собственных беспристрастных экспертов, которые были бы объективны в оценке при аккредитации, – отметила Надежда Петухова.
Была высказана мысль, что выстроенная согласно мировым требованиям система аккредитации – одно из весомых достижений отечественного здравоохранения. Национальные стандарты аккредитации Казахстана и система подготовки аудиторов были дважды сертифицированы на международном уровне. Функционирует также Объединенная комиссия по качеству медицинских услуг, которая утверждает протоколы лечения.
В течение двух дней в рамках конференции проводились уникальные семинары, где казахстанские и международные эксперты делились лучшей практикой в поддержке безопасности пациентов, работе с медикаментами, инфекционном контроле, аудите медицинских карт. Также для отечественных специалистов провели мастер-классы эксперты из США, Малайзии, Польши, Турции, Боснии и Герцеговины, представители Объединенной международной комиссии (JCI) и Accreditation Canada.