В рамках реализации Плана нации "100 конкретных шагов", железнодорожники Казахстана, опираясь на передовые технологии, внедряют в производство инновационные проекты. Одним из них стал проект "Автоматическая система управления "Магистраль", оператором которого является АО "Транстелеком", сообщает
Kazpravda.kz.
– Проблема качественной диагностики железнодорожных путей актуальна не только у нас, в Казахстане, но и во всем мире, – говорит ведущий инженер АО "Транстелеком" Гулайым ОРАЛБАЕВА. – Основная задача проекта – разработать комплекс, который поможет перейти от планового ремонта путей к ремонту по их фактическому состоянию.
По старым нормативам железнодорожное полотно, у которого заканчивается срок эксплуатации, нужно менять независимо от его состояния. Но это не всегда правильно, опыт развитых стран показывает, что по фактическому состоянию автоматизированная система позволит обнаружить именно те участки, которые действительно заслуживают внимания ремонтников, в то время как другие "километры" еще очень долго будут эксплуатироваться. В настоящее время реализован проект научно-исследовательских и опытно конструкторских работ с привлечением лучших отраслевых экспертов и ученых из Казахстана, а также Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга.
Пилотным участком проекта выбран участок Астана – Боровое. В июле 2015 года завершились НИОКР по проекту АСУ "Магистраль". По итогам проекта создан рабочий прототип АСУ "Магистраль", включающий средства современной диагностики и программного обеспечения для автоматизированного проведения планирования ремонтных работ.
Анализ, проведенный в рамках проекта, показал, что внедрение современных технологий позволило в разы увеличить производительность труда. Проект направлен на экономию бюджетных средств, повысит среднюю техническую скорость и сделает железнодорожное движение по территории Казахстана еще более безопасным.
С помощью АСУ "Магистраль" можно отслеживать, где, когда и с какой скоростью проходит ремонт пути и многое другое. Еще одно ее преимущество – точность в определении дефекта. Отечественный космический оператор АО "НК "Қазақстан Ғарыш Сапары", с которым сотрудничают железнодорожники, обеспечивает высокую точность определения дефектов. Их данные конвертируются из абсолютных по долготе и широте в путейские координаты – километр, пикет, метр. Это позволяет не просто вовремя обнаружить дефект, но и моментально направить информацию о возникшей проблеме бригаде ремонтников.
Таким образом, снижается временной интервал на поиск выявленного дефекта. Ведь главным результатом проекта должно стать повышение качества проводимой диагностики при значительном сокращении затрат на проведение ремонтных работ. Сокращение времени планирования и проведения ремонтных работ обеспечивается путем внедрения современного программного обеспечения, благодаря которому повысится оперативность работ и контроль качества.
В 2016–2017 году планируется провести тиражирование АСУ "Магистраль". Экономический эффект, полученный от реализации проекта до 2030 года, может составить 400 млрд тенге.