
Примечательная деталь: когда Франция через свои дипломатические представительства пригласила все страны мира к участию в выставке, большинство монархических стран оскорбилось даже упоминанием о революции. Поэтому Австрия, Англия, Германия, Италия и Россия объявили о своем отказе участвовать в новом ЭКСПО. Хотя в целом деловой мир, как отмечала пресса, обратил мало внимания на политическую сторону форума.
В мае 1886 года тендер на разработку общих принципов построения выставки выиграли архитектор Ф. Дютер, специалист по проектированию металлоконструкций Г. Эйфель, который предложил символическую структуру экспозиции, и Ж. Лаувестр – создатель Дворца изящных искусств. На территории Марсова поля были построены выставочные сооружения, среди которых особенно выделялись три: Павильон изящных и свободных искусств, Дворец промышленности и шедевр инженерного искусства, намного опередивший свое время, – гигантский зал машиностроения с остекленным сводчатым пролетом, который перекрывали 20 стальных арок. На набережной Орси была устроена в исторической ретроспективе экспозиция различных видов жилища человека, от каменного века до наших дней.
А наиболее впечатляющим строением выставки была Эйфелева башня. Одобренный комиссией, городскими властями и правительством проект инженера Густава Эйфеля горячо приветствовался французской прессой, но был резко встречен известными деятелями, среди которых был и Ги де Мопассан. Противники проекта даже выпустили меморандум, в котором говорилось, что «эта дымовая труба своей варварской массой разрушит влияние всех мемориальных сооружений Парижа». Автор проекта пообещал построить башню так, что, если это будет необходимо, она может быть демонтирована и возведена в любой другой точке города. Однако этого не потребовалось, и башня высотой 300 м (в два раза выше пирамиды Хеопса) не производила впечатления гигантского монстра. Окрашенное в золотой цвет изящное ажурное сооружение, которое было построено за 28 месяцев, стало символом Парижа и символом своего времени.
Во время работы выставки над ней летал самый большой в мире воздушный шар, который в своей корзине вмещал 55 пассажиров.
В выставке приняли участие США, Греция, Норвегия, Швейцария, Сербия, Япония, Китай, Марокко, Индия, Мексика, Монако, Сан-Марино, Сиам, Аргентина, Андорра, Египет, Боливия, Чили, Колумбия, Гватемала, Гаити, Никарагуа, Персия, Сан-Доминго, Сан-Сальвадор, Парагвай, Уругвай, Венесуэла, Люксембург и частным образом – Австро-Венгрия, Англия, Италия, Россия и Нидерланды. Отсутствовали Германия, Турция, Болгария, Черногория и Швеция. «Таким образом, – писали газеты, – в то самое время, как вся Европа представляет собой гигантский бушующий лагерь и постоянно раздаются слухи о предстоящей войне, Франции удалось соединить все страны земного шара на мирном торжестве прогресса и цивилизации, устроить на ограниченном пространстве точное воспроизведение всего света в миниатюре».
Открывая выставку 5 мая 1889 года, президент Сади? Карно приветствовал работы, созданные человеческим интеллектом, и особенно подчеркнул необходимость связи созидательной работы с мирным сосуществованием между народами.
Более 60 тыс. участников представили экспонаты, которые были распределены на тематические группы: предметы изящных искусств и роскоши, воспитания и образования, мебель, бронза, часы, ковры, ткани, платья, драгоценности, принадлежности туалета, сырье, продукты питания, виноделие, рыболовство и садоводство.
Здесь наибольший интерес вызвал стенд с многочисленными изобретениями Томаса Эдисона. Особое восхищение вызывал фонограф. Чтобы послушать его, надо было отстоять три часа в очереди. Сам Эдисон, посетивший выставку, оказался в центре внимания парижского общества. Французские инженеры во главе с Г. Эйфелем дали в его честь обед на вершине башни.
Позже известный французский ученый Ги Брессон сказал, что «выставка 1889 года была настоящим триумфом железа и стали».
По материалам зарубежных СМИ подготовила Татьяна ОБОЛЕНСКАЯ